Запах, как ключ к дружбе: эксперименты показали роль обоняния при социальном выборе
В апреле 2025 года вышло исследование Корнельского университета (США) в ходе которого специалисты выявили зависимость между запахом человека и его потенциальной привлекательностью в качестве возможного друга.
Все опыты проводились на женщинах, которые прошли несколько серий испытаний. Основными из них были:
- Носить новую футболку в течение двенадцати часов и заниматься повседневными делами.
- Посмотреть на фотографию незнакомого человека в течение 100 миллисекунд (0,1 секунда).
- Пообщаться с другими участниками эксперимента (по 4 минуты с каждым).
Перед последней фазой (живым общением), все участницы давали субъективную оценку незнакомкам по запаху их футболок. А также мельком пересмотрели фотографии кандидаток в друзья. Примечательно, что оценки запаха и фотографий, на предмет вероятной дружбы, совпали.

Далее следовала заключительная стадия — живое общение. В результате которой значительная часть суждений, основанных на личном опыте взаимодействия с человеком, совпала с оценкой запаха и фотографии.
То есть, если женщина утверждала, что запах и фото неизвестного человека, скорее всего, подойдут её возможной подруге, то после физического контакта, это суждение в большинстве случаев подтверждалось.
Однако специалисты выявили и обратную взаимосвязь. Если четырёхминутное общение оставляло резко негативный отпечаток, то это влияло и на субъективное восприятие запаха. То есть аромат конкретного человека переставал нравиться.

По мнению Вивиан Зайс, соавтора исследования, используемые в научной работе запахи нельзя было отнести к однозначно «приятным» или «неприятным», так как они формировались на основе двенадцатичасовой жизнедеятельности.
То есть, наш повседневный запах, это не просто «духи», это совокупность ароматов образа жизни, среди которых: пища, средства для стирки и гигиены, наличие домашних животных
По словам авторов работы, научный мир теперь стал на шаг ближе к пониманию механики работы «мгновенной симпатии». Так как наглядно показал, какую важную роль играет обоняние при наших контактах с другими людьми.