Наверное, в первых строках стоит сразу раскрыть всё написанное в заголовке, да и интриги тут нет никакой: сведущие в делах морских уже сразу поймут, о ком пойдет речь. В бытность свою я написал довольно большое количество статей о крейсерах той войны, а это корыто тоже именовали крейсером, пусть и вспомогательным.
Кто же виноват в том, что результативность этой пиратской посудины оказалась выше, чем у многотысячетонных гигантов, закованных в броню и вооруженных орудиями чудовищных калибров? Кто виноват, что два суперлинкора Кригсмарине на двоих потопили один корабль водоизмещением 40 000 тонн, а это недоразумение отправило на дно судов на 150 000 тонн водоизмещения?
И британский
Сухогруз «Санта Круз» был спущен на воду в марте 1938 года, и почти сразу куплен для своих нужд Кригсмарине. А в начале 1940 года его переоборудовали во вспомогательный крейсер и дали собственное имя «Тор».
В общем – все как в песенке из мультфильма: «Как вы яхту назовете…». Название оказалось в тему, и один из самых маленьких рейдеров (меньше был только «Комет») стал одним из самых страшных противников союзникам.
Но давайте немного отвлечемся и попробуем представить себя на месте тех, кто выходил в море на этих кораблях.
Уходили, зная, что скорее всего не вернутся. В районы, которые за тысячи миль от родных берегов, где нет надежды ни на какую помощь, где царствует флот империи, за кораблями которой и придется охотится. И в случае чего – рассчитывать можно только на свой экипаж.
Духовно и романтично? О да. Можно только догадываться, из каких отморозков комплектовали экипажи, которые в Германии называли вспомогательными крейсерами, а весь мир называл рейдерами. А мы пройдем
С чего начинался «Тор»
Сухогруз «Санта Круз» был спущен на воду 16 марта 1938 г. на верфи Deutsche Werft в Гамбурге, был одним из двух однотипных транспортных судов, но систер-шипу повезло больше: он сразу был куплен Кригсмарине и служил как как база подводных лодок «Эрвин Васснер».
«Санта Круз» попал в оборот в конце 1939 - начале 1940, и был был переоборудован во вспомогательный крейсер, получив обозначение «HSK 4» и имя собственное «Thor»/«Тор».
Вспомогательный крейсер «Тор» вступил в строй 15 марта 1940. Тогда же ему был присвоен оперативный позывной «Schiff 10». У британцев «Тор» именовался как «Raider E», так как он был пятым по счету рейдером, обнаруженным британскими службами.
Выбор был вполне: «Тор» был новым кораблем, а значит, практически никаких проблем с машинами и механизмами. Да, это был паротурбинный теплоход, но даже это оборачивалось плюсом: рейдер не потреблял дефицитную солярку, его котлы работали на нефти, высвобождая топливо для подводных лодок и агрегатов «Дойчландов».
С основой мы разобрались, новые котлы и турбины могли дать кораблю ход в 17 узлов, а нефтяные цистерны обеспечивали плавание на 40 000 миль. Большие внутренние помещения сухогруза позволяли взять много припасов, воды, вооружения и разместить с комфортом экипаж.
Вооружение
Что касалось вооружения, то тут шика не было. Естественно, такое явление, как рейдер, вооружали по остаточному принципу. То есть, взяли из арсеналов орудия, снятые еще с кораблей кайзеровского флота.
В случае с «Тором» это были шесть 150-мм орудий SK L/45 образца 1906 г. и видевшие еще Первую Мировую войну. Большинство орудий были порядком изношены, так что реальная дальность расстрелявших ресурс стволов не превышала 10 тысяч метров.
150-мм орудие на палубе "Тора", замаскированное под катушку с кабелем
Боекомплект 300 фугасных снарядов на орудие состоял из снарядов с донным и головным взрывателем. Снаряды различались и по количеству взрывчатки, при одинаковом весе в 15,3 кг снаряды с донным взрывателем несли 3,05 кг, а с головным – 3,9 кг. Всего в погребах разместили 1 500 фугасных снарядов, 250 фугасных трассирующих снарядов с головным взрывателем и 50 150-мм осветительных снарядов.
Так как «Тор» был меньше других собратьев, орудия на нем разместили несколько иначе, чем на других кораблях:
- два были установлены под надстроенной палубой перед мостиком;
- два - на верхней палубе позади надстройки;
- два - замаскированы в оконечностях.
То есть, одновременно бортом «Тор» мог вести огонь из четырех орудий.
Для выхода во второй поход ушатанные старые пушки были заменены на скорострельные орудия Tbk С/36 L/48 на миноносном станке С/36 с длиной ствола 48 калибров, как на эсминцах проекта 1936А.
Ну еще было еще одно орудие: открыто установленная на баке 60-мм сигнальная пушка, предназначенная для подачи предупредительных сигналов. Это было совершенно старое орудие с дальностью стрельбы не более 4 000 метров. Вообще предполагалось, что при помощи этой пушки и прожектора подавались сигналы к остановке судов. А в случае неисполнения приказа уже начинался огонь на поражение нормальными орудиями. Но выяснилось, что 60-мм бумкалка совершенно не эффективна и в будущем предупредительные выстрелы уже делались из 150-мм орудий.
Было уделено внимание и зенитной
Кроме артиллерии имелись два двухтрубных поворотных 533-мм торпедных аппарата, спрятанных за фальшбортом на верхней палубе под шлюпками в задней части надстройки. Торпеды были парогазовые, типа С7а, способные пройти 6 000 м на 44 узлах, 8 000 м на 40 узлах или 14 000 м на 30 узлах. Боевая часть содержала 280 кг взрывчатки. Торпеды комплектовались контактным или магнитным взрывателем, но и с тем, и с другим, были крайне ненадежными.
В отличие от других рейдеров первой волны, «Тор» не был приспособлен для постановки мин. Откровенно корабль был маловат для нормального обустройства минных погребов, но это и к лучшему: неизвестно, каким был бы список побед «Тора», ставь он еще и мины.
О составе СУАО имеется очень мало сведений. Есть данные, что «Тор» оснастили двумя 3-метровыми дальномерами, которые располагались побортно над радиорубкой и штурманской, в задней части мостика. В принципе, этого было более чем достаточно, чтобы вести огонь на 15 км.
Ну и последним, чем оснастили «Тора», были два стандартных морских разведчика-гидросамолета «Арадо» Аr-196. Опускались на воду самолеты по одному подъемником за трюмом по левому борту.
Маскировка
Это вообще был один из важнейших пунктов. Чем позже распознавался рейдер, тем больше шансов у него было на удачный исход дела. Все решали изображения в справочниках Ллойда, так что для «стелс»-режима рейдеру надо было походить на какое-то конкретное судно иной страны.
Вся проблема была в том, что немецкие торговые суда имели очень специфический облик и маскировать их было трудно. Это вам не дополнительную трубу легкому крейсеру присобачить, все было намного сложнее.
У «Тора» были два «двойника»: советский пароход «Орск» и югославский «Вир». На них рейдер более-менее был похож, а до выхода в море его маскировали под прорыватель заграждений «Sperrbrecher 26».
Но и относительная внешняя схожесть была только половиной дела. Далее силуэт корабля изменялся при помощи деревянных щитов, полотнищ парусины. Дымовая труба удлинялась, раструбы вентиляторов перемещались, в дополнение к настоящим устанавливались большие фальшивые, можно было хорошо играть стрелами кранов, разворачивая их в различные положения. Плюс каждый немецкий рейдер имел в трюмах достаточное количество краски для того, чтобы экипаж мог в случае необходимости перекрасить корабль на скорую руку.
Пара слов о спасательных средствах. Мирный теплоход имел для своего экипажа две спасательные шлюпки, каждая на 50 человек. Шлюпочная палуба находилась на корме, шлюпки размещались по обеим бортам. Так как задачи рейдера были несколько иные, что требовало экипажа большей численности, то шлюпочную палубу перекомпоновали и на ней добавилась одна шлюпка на левом борту, а на правом появился катер, который использовался абордажной командой. Это было очень шустрое плавсредство, поскольку основной его задачей было увезти абордажную команду от судна, на котором горели запальные шнуры подрывных зарядов. Катер мог вместить до 30 человек.
Роме шлюпок и катера на борту «Тора» находились 20 надувных резиновых плотов размером 5 х 2,5 м. Каждый такой плот мог перевозить около 20 человек. В общем, учитывая, что экипаж рейдера состоял из 350 человек, то 580 мест на спасательных средствах – это была серьезная заявка на то, что спастись в случае чего, получится.
Вот так из банановоза получился вспомогательный, или как их еще тогда называли, коммерческий крейсер.
«Тор» на рейде в Киле, за ним «Пингвин», слева учебный корабль «Бруммер».
Теперь, когда корабль представлен, надо сказать и о его капитане.
Капитаном «Тора» был назначен опытный 45-летний капитан-цур-зее (капитан первого ранга по-нашему) Отто Келер, повоевавший еще в Первую Мировую войну, во время которой сперва служил на броненосном крейсере «Roon», а затем перешел на подплав и воевал на подводных лодках UB-30 и UB-112. Это, в целом, свидетельствует об определенных качествах Келера, поскольку на подводные лодки шли люди весьма определенного склада психики. После войны Келер остался на военном флоте и был абсолютно непривередлив в тех условиях: командовал тральщиком, тендером, миноносцами, даже учебным парусником – но в коммерческий флот не пошел.
Келер считался очень грамотным капитаном и штурманом (3 года был штурманом на легком крейсере «Карлсруэ»), славился истинно нордическим спокойствием, прямотой и практичностью. Келер очень быстро сошелся с командой и завоевал авторитет такого уровня, который и позволил совершить то, что совершила команда «Тора».
Кстати, имя «Тор» для корабля выбрал сам Келер. До момента поднятия флага в марте 1940 года, корабль именовался как HSK-4.
Итак, 15 марта 1940 г. на корабле подняли флаг, и он вошел в состав Кригсмарине как вспомогательный крейсер «Тор». В течении трех месяцев, закамуфлированный под «Sperrbrecher 26», крейсер проходил ходовые испытания, а также занимался артиллерийскими стрельбами, после чего ушел в Киль на комплектацию. В Киле с корабля выбросили все лишнее (в том числе и 60-мм пушку), погрузили все необходимое и 6 июня 1940 года «Тор» отправился в свой первый поход.
Шаг в неизвестность
В 21:30 под прикрытием плохой погоды «Тор», все еще замаскированный под «Sperrbrecher 26», в сопровождении миноносцев «Фальке», «Ягуар» и настоящего прорывателя «Sperrbrecher IV», вышел в море и направился к датским проливам.
Далее, сменив эскорт на более действенных в те водах охотников за подводными лодками Uj-А, Uj-С и Uj-D, 8 июня «Тор» зашел в укромный Сёргулен-фьорд в 50 милях к северу от Бергена. Там за два дня ударной работы экипаж сделал из «Тора» советское судно «Орск» из Одессы, выкрасив в черный цвет корпус и трубу, а в белый все надстройки и подняв советский флаг на мачте.
В ночь на 12 июня, в тумане, в сопровождении тральщиков рейдер вышел в море. И, буквально наутро «Тор»-«Орск» прошел первые проверки, поскольку погода улучшилась и рейдер несколько раз облетали самолеты разных стран, в том числе и германский разведчик. Но без приключений «тор» вышел в Северную Атлантику и направился к Азорским островам.
Вообще основной зоной деятельности для рейдера была определена южная часть Атлантического океана, запасными — Индийский и Тихий океаны. Потому уже после 20 июня «Тор» еще раз сменил облик, превратившись в югославский «Вир»: присутствие советского парохода в тех водах смотрелось бы более чем странно.
Первые победы
Первым судном, которое остановили немцы, стал голландский пароход «Kertosono» (9 289 брт), который с закрашенным названием следовал из Нового Орлеана во Фритаун. Случилось это 1 июля 1940 года. Голландцы сдались без проблем, а груз, обнаруженный в трюмах (1300 т древесины, 800 т бумаги, 280 т стали, 250 т асфальта, 12 тракторов, бензин и машинное масло в бочках, станки и ЗИП к ним) Келер посчитал настолько ценным, что отправил пароход в Лориэн под управлением 15 человек призовой команды. «Kertosono» успешно прибыл в Лориэн (Франция) и впоследствии использовался как база подводных лодок.
5 июля «Тор» пересёк экватор, а 7 июля наблюдатели обнаружили пароход, который определили, как британский, из-за легко узнаваемой 102-мм палубной пушки, установленной на корме.
Увидев преследователя, британское судно повернуло на восток, увеличило скорость и попыталось уйти. Два часа продолжалась погоня, после чего с дистанции около 8 километров немцы дали три залпа из четырех орудий правого борта. После третьего британский пароход остановился. Экипаж не пытался сообщить по радио о нападении и не стал отстреливаться из пушки. Призовая команда сообщила, что пароход «Delambre» (7032 брт) действительно британский, следует из Рио-де-Жанейро в Ливерпуль с грузом хлопка и шкур. Призовая команда уничтожила пароход подрывными зарядами, экипаж был доставлен на «Тор».
На борту рейдера от капитана «Delambre» Прэтта Келер узнал интересные подробности: оказывается, Прэтт не дал приказа гнать «SOS» по радио и открыть огонь из орудия, потому что принял «Тор»… за британский корабль! Интересный факт: Прэтт в первую Мировую войну был уже в подобной ситуации, когда его транспорт был потоплен немецким рейдером «Mowe». Но по словам британского капитана, он даже представить не мог, что такой небольшой корабль окажется немецким рейдером!
9 июля, после третьего предупредительного выстрела, был остановлен очередной кандидат на потопление. Не повезло бельгийскому пароходу «Bruges» (4983 брт) с грузом пшеницы, следовавшему из Мар-дель-Платы во Фритаун. Пикантная подробность: немцы захватили бывшее германское судно «Kybfels», захваченное британцами в 1914 году и проданное бельгийской компании. Бывший немецкий пароход тоже был потоплен при помощи подрывных зарядов.
14 июля был остановлен британский транспорт «Gracefield» (4631 брт), шедший из Монтевидео во Фритаун и Лондон с грузом 7 400 тонн пшеницы. Судно остановили уже практически на исходе дня, устраивать доставку подрывных зарядов на британца решили не производить, а потопить транспорт торпедой. Но «Gracefield» одной торпеды оказалось мало, потому Келер потратил еще 40 снарядов.
Первая кровь
Если все предыдущие атаки были бескровными, то вот следующий инцидент, увы, уже таковым не стал.
16 июля «Тор» практически незамеченным подкрался к сильно дымившему пароходу в его же дыму. Но, подойдя к кораблю, немцы обнаружили на корме два орудия. Келер приказал открыть огонь на поражение без предупредительных выстрелов, дабы избежать ненужного боя. С третьего залпа немецкие артиллеристы добились накрытия, а четвертым подожгли судно, попав в корму. Только после этого заработало радио атакуемого парохода, послав в эфир сигнал «QQQQ» (я атакован неизвестным кораблем) и был замечен человек, бегущий к кормовым орудиям. Келер приказал продолжить огонь, атакованный пароход получил еще два попадания, в том числе и в рубку. Пароход остановился, передача прекратилась и экипаж начал покидать судно.
Абордажная команда выяснила, что был атакован британский транспорт-угольщик «Wendover» (5489 брт), направлявшийся из Великобритании в Буэнос-Айрес с 7250 тоннами угля. Из сорока членов экипажа при обстреле погибло два, в том числе и радист. Еще два умерли от ранений уже на борту рейдера. Немцы похоронили погибших со всеми почестями, а пароход отправили на дно подрывными зарядами.
На следующий день после этого боя удача вообще улыбнулась немцам: был остановлен голландский сухогруз «Tela» (3777 брт), шедший из Росарио (Аргентина) в Ливерпуль с 489 т пшеницы, 2407 т кукурузы и 2 555 т проса, но самую большую ценность представляли 57 тонн замороженной птицы: индейки, куры и утки. После того, как перегрузили все съестное на рейдер (а там количество желающих поесть все увеличивалось), судно было потоплено подрывными зарядами.
В дневнике Келер отметил, что на корабле стало тесновато: количество пленных достигло почти двух сотен человек (194), но в целом действия рейдера были удачными. За 17 дней потопить 6 судов общим тоннажем более 35 тысяч тонн, причем, кроме угольщика все везли в Британию продовольствие – это был серьезный ход. Командование тоже придерживалось такого же мнения и отметило 30 человек из состава экипажа Железными крестами 2 класса. Радиограмма об этом пришла 20 июля, и в этот же день пришла вторая, в которой говорилось об отправке к «Тору» танкера «Рекум».
Из найденных на «Tela» документов немцы получили описание торгового «Маршрута 211», на котором, собственно, и оказался «Тор». И именно на этом маршруте рейдер встретил четыре последних судна. Естественно, Келер решил оставаться в этом районе и продолжать поиски, но океан как вымер, в течении 10 дней поиски были безрезультатны. Даже впервые поднятый корабельный гидросамолет никого не смог обнаружить.
Драка всерьез
После 11 дней поисков, на горизонте, наконец, появились мачты. С большим энтузиазмом «Тор» пошел на сближение, но, увы, добыча оказалась несколько не такой, на какую рассчитывали немцы.
Вообще еще 17 июля, поняв, что в океане пропадают корабли, а также получив информацию от моряков, бывших в плену на другом рейдере («Widder» действовал примерно в том же районе, только севернее), командир Южно-американской дивизии Американо-Вест-Индской станции британский контр-адмирал Генри Харвуд понял, что на коммуникациях находится как минимум, еще один немецкий рейдер.
Вообще случай нестандартный: обычно руководство Кригсмарине очень четко расставляло рейдеры по океанам, чтобы они не мешали друг другу. Пожалуй, эпизод с «Тором» и «Виддером» - единственный за всю войну, когда операции одного корабля сказались на действиях другого.
Но тем не менее: в район Пернамбуко - остров Тринидади был отправлен для патрулирования вспомогательный крейсер «Alcantara» (22 209 брт), бывший океанский лайнер на 1219 пассажиров. Это был относительно новый (1928 г.) пароход, с максимальной скоростью в 22 узла и вооруженный восемью орудиями калибра 152-мм и двумя зенитками 76-мм.
Вспомогательный крейсер «Алькантара»
Корабли были сопоставимы в плане боевых возможностей, но британец имел очень большое (в 5 узлов) преимущество по скорости. Когда Келер понял, что перед ним британский вспомогательный крейсер, то согласно инструкции дал команду «валить». «Тор» развернулся и на полном ходу начал удаляться, но не тут-то было. «Алькантара», используя преимущество в скорости, начала догонять немецкий рейдер.
Вариантов больше не было, и Келер решил дать бой, в надежде повредить британский корабль настолько, что получится оторваться и уйти. Сбросив ход до 15 узлов, чтобы вибрации не мешали стрельбе, «Тор» отвернул вправо, поднял боевой флаг и дал первый залп с расстояния примерно 13 800 метров. Это случилось в 13-00. В этот момент «Алькантара» начала запросы по радио и прожектором, так как капитан Игрэм не был уверен в том, что это рейдер. Была вероятность и того, что просто запаниковавший экипаж небольшого парохода изо всех сил старается уйти от крупного преследователя.
Вообще бой двух совершенно небронированных кораблей – это риск для обеих сторон. И вопрос военной удачи, помноженной на выучку экипажа.
Выучка и удача были лучше у немцев. Когда «Тор» дал первый залп, «Алькантара» довернул вправо, чтобы дать полный бортовой залп. И как раз попал под снаряды немцев, которые накрыли цель. Плюс явно более опытный Келер поставил корабль так, чтобы солнце слепило британских артиллеристов. И «Тор» начал долбить «Алькантару», причем, прямыми попаданиями. Снаряд попал в корму, потом между мостиком и дымовой трубой, перебив паропровод, третий перебил кабели управления орудием №4, но четвертый попал в носовую часть аккурат в районе ватерлинии. То есть, вызвал затопление. Ну и еще один залп снова повредил систему управления огнем британского крейсера.
Расчеты «Алькантары» в таких условиях мало что могли сделать, так что, по сути, единственный приличный ущерб нанес снаряд, который уничтожил моторный катер и повредил торпедный аппарат. В 13-13 корабли оказались на минимальном расстоянии друг от друга за весь бой – 9 километров. Это пистолетная дистанция по корабельным меркам, так что Келер повернул свой корабль кормой, продолжая вести огонь из кормового орудия и начал ставить дымзавесу с целью под ее прикрытием уйти от греха подальше. Но после ряда маневров, корабли снова оказались в поле зрения друг друга и в 13.29 «Тор» снова открыл огонь, а «Алькантара» сделала это чуть позже.
Итогом перестрелки стало то, что «Алькантара» потеряла ход и остановилась, имея небольшой крен на левый борт. Как ни хотелось Келеру одержать победу, добив британский корабль, разум возобладал, и капитан-цур-зее приказал прекратить огонь и снова начать ставить дымзавесу для отхода.
Практичность Келера была обоснована двумя вещами: первое – даже один снаряд, попавший «куда не надо» мог бы поставить крест на всем походе «Тора». Второе – наверняка «Алькантара» по радио уже сообщила куда надо о немецком рейдере и есть вероятность того, что Адмиралтейство пошлет на помощь своему вспомогательному крейсеру корабли.
И тут Келер оказался совершенно прав: британское командование оценило угрозу, исходящую от немецкого рейдера, и отправило на перехват сразу ДВА тяжелых крейсера: из Фритауна вышел «Дорсетшир», а из Саймонстауна – «Камберлэнд».
Тяжелый крейсер «Дорсетшир»
Любой из этих кораблей превратил бы «Тор» в обломки, так что командование Кригсмарине одобрило решение Келера, признав его совершенно правильным.
В итоге, выпустивший за бой 284 снаряда «Тор» под прикрытием дыма спокойно ушел, а «Алькантара» осталась на месте боя. Но в конце концов британские моряки смогли дать ход и крейсер похромал в Рио-де-Жанейро, где встал на ремонт. Самое неприятное в ситуации было то, что один из немецких снарядов вырубил систему управления помпами, из-за чего «Алькантара» мог и не дойти до Рио. Но если стреляли британцы так себе, то за жизнь корабля они боролись вполне успешно, и до порта дотащили избитый немцами крейсер.
А «Тор» спокойно так ушел на широту островов Тристан-да-Кунья, откуда повернул на восток, в «мертвую зону», где команда занялась ремонтом.
Отпуск в южных морях
Весь август 1940 года «Тор» не участвовал в боевых действиях, занимаясь насущными проблемами: ремонтом, чисткой котлов, покраской и очередной сменой облика. 25 августа произошла встреча с танкером «Рекум». Встреча была несколько омрачена известием, что танкер не сможет забрать три сотни пленных, которые «гостили» на рейдере, и придется делиться с экипажем танкера запасами продовольствия (типа, еще награбите, господа пираты).
Транспорт «Рекум»
Гидросамолет «Тора» облетел район встречи, и, не обнаружив никого, корабли двое суток перекачивали топливо на «Тор». Приняв 1500 тонн нефти, передав почту и копию боевого журнала, «Тор» ушел к бразильским водам. 30 августа пришла радиограмма, в которой сообщалось о награждении Кэлера Железным крестом 1-го класса, а еще 50 человек — Железными крестами 2-го класса.
Но «отпуск» рейдера продолжился аж до 26 сентября, когда экипаж разведчика «Арадо» заметил крупное судно, которое рейдер остановил через час, дав два предупредительных выстрела. Это была норвежская китобойная база «Kosmos» (17 801 брт), направлявшаяся из Уолфиш Бэй в Кюрасао с 17 662 т китового жира на борту.
Приз был очень ценным (за потопление «Космоса» Келер получил выговор от командования), но капитан рейдера принял решение топить: порт назначения китобоя был совсем рядом, корабля хватились бы весьма скоро, топлива на «Космосе» было мало, до Европы не хватало и вставал вопрос маскировки судна. Потому «Космос» ушел на дно, а Келера раскритиковало командование. «Космос» стал самым крупным кораблем, уничтоженным рейдером за все время.
8 октября на пути «Тора» случился рефрижератор «Natia» (8 715 брт), идущий из Саутгемптона в Буэнос-Айрес (явно за грузом продовольствия). Из-за волнения на море и после потери катера, Келер приказал уничтожить судно торпедой, но потребовалось еще некоторое количество снарядов, чтобы рефрижератор ушел на дно.
Попадание торпеды в «Natia»
Далее в течение месяца «Тор» искал сразу две вещи: корабли противника и место, куда можно было бы отдать пленных, количество которых достигло 368 человек, то есть превысило количество членов экипажа. Плюс постоянные поломки в котлах требовали запасных частей.
Командование отправило на встречу с «Тором» блокадопрорыватель «Рио Гранде», с которым рейдер встретился только 9 ноября.
Со снабженца получили необходимые трубки, манометры, клапана и прочие запчасти, различные припасы и 246 тонн топлива. Кэлер с удовольствием отправил на «Рио Гранде» всех пленных, оставив на рейдере только раненых и четырех капитанов с британских судов. Для охраны такого количества пленных пришлось перевести на «Рио Гранде» пятнадцать человек во главе с унтер-офицером.
16 ноября блокадопрорыватель ушел и 13 декабря достиг Бордо. А «Тор» направился на юг для действия на маршруте устье Ла-Платы - мыс Доброй Надежды.
Но на торговых маршрутах было пусто. Британцы были не дураки и сменили привычные маршруты следования одиночных судов. Плюс Адмиралтейство вообще решило навести порядок в тамошних водах, 24 ноября Келер получил от штаба Кригсмарине сводку, в которой говорилось о присутствии в районе 1 линкора, 4 тяжелых, 6 легких и 11 вспомогательных крейсеров. Плюс в начале декабря к британским кораблям присоединились еще три вспомогательных крейсера, переброшенные из Австралии.
И эти действия сыграли свою роль: туманным утром 5 декабря, в 5.31, немецкие сигнальщики заметили очень большое судно на расстоянии примерно в 4 мили. Келер опознал в корабле британский вспомогательный крейсер и отдал приказ пробить боевую тревогу, повернуть влево на юго-запад и идти полным ходом, надеясь укрыться в тумане. «Тор» начал бегство, но британцы не были дураками и в густом тумане пошли следом за рейдером, постепенно нагоняя немецкий корабль.
И когда корабли вышли из полосы тумана, Келер и его экипаж смогли оценить размеры преследователя: это был корабль тысяч на двадцать тонн (в пятеро больше «Тора») водоизмещения и явно более быстроходный, чем немецкий рейдер.
Это был «Carnarvon Castle» (20 122 брт) — бывший грузопассажирский, причем, самый быстрый лайнер на довоенном маршруте в Южную Африку. Его максимальная скорость была около 20 узлов. Вооружение было стандартным для британских вспомогательных крейсеров: восемь старых 152-мм орудий, две 76,2-мм зенитки и шесть пулеметов «Льюис». В принципе, противники были равны, вопрос только в состоянии орудий и выучке экипажа.
«Кастл» начал подавать прожектором сигналы с требованиями остановиться и назвать себя. «Тор» продолжал следовать своим курсом. Около 7 часов утра английскому капитану Харди все это надоело, и он приказал поднять флажный сигнал с требованием остановиться и дать предупредительный выстрел.
Дело привычное, Келер изменил курс, поставил «Тор» по солнцу и дал по «Кастлу» залп с 13 км. Британцы ожидали такого поворота событий, потому что дали залп чуть ли не одновременно с немцами. Началась карусель на дистанции 8-10 километров, корабли ходили по кругу, осыпая друг друга снарядами. В 7.30 немецкие торпедисты выпустили по британскому кораблю две торпеды, но они прошли мимо.
В 8.03 британский вспомогательный крейсер внезапно прекратил стрельбу, повернул на север и начал отход, сбросив три дымовых буя для прикрытия. Немцы вели огонь по уходящему кораблю, после чего «Тор» повернул на юг и тоже начал уходить.
Впоследствии выяснилось, что за час боя тренированные немецкие комендоры всадили в «Carnarvon Castle» девять 150-мм снарядов, которые вызвали несколько неудобных пожаров. НО главный ущерб был от последнего, который попал в мостик и уничтожил приборы управления стрельбой. Кроме того, один из снарядов сделал пробоину, через которую вода затопила артиллерийский погреб.
Повреждения «Carnarvon Castle»
Если бы у «Тора» было желание добить противника, это было бы очень легко сделать. Поврежденный «Carnarvon Castle» двое суток полз до Монтевидео, где встал на ремонт.
«Carnarvon Castle» с креном на подходе к Монтевидео
А «Тор» не получил никаких повреждений, огонь британских артиллеристов оказался на редкость неточным. Единственным повреждением можно считать то, что у некоторых орудий начало клинить откатники из-за частой (некоторые выпустили более сотни снарядов) стрельбы. Ведь за час боя немецкие артиллеристы выпустили 593 снаряда.
В погребах осталось около трети боезапаса, и командование Кригсмарине хоть и поздравило Келера с победой, но намекнуло, что два раза вступать в такие морские сражения – это явно перебор. Но упрек был действительно легким, так как, справедливости ради, «Тор» оба раза просто не мог уйти от более быстрых противников.
Счастливое Рождество
Расход снарядов вынудил Келера просить о пополнении запасов корабля. И 21 декабря в секретной точке F «Тор» встретился с танкером снабжения, с которого принял топливо, снаряды и продовольствие. В точку встречи за топливом также пришел тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Об этой встрече был даже снят короткометражный пропагандистский фильм.
27 декабря праздники продолжились — в точку встречи подошел военно-морской танкер «Nordmark», тащивший на буксире приз «Шеера» — британское рефрижераторное судно «Duquesa» с грузом 15 миллионов яиц и 3500 т мяса, которые стали неплохим новогодним подарком для экипажей.
«Duquesa»
На Рождество Келер получил особый подарок – его наградили Рыцарским крестом.
Командиры кораблей устроили встречу, на которой обсудили дальнейшие планы. Келер отверг предложение командира «Шеера» и своего старого друга капитана-цур-зее Кранке относительно совместных действий, так как в таком дуэте «Тору» была бы уготована роль плавучей тюрьмы, а за такую службу орденов не дают. Кроме того, «Тор» сильно уступал «Шееру» в скорости, в общем, «Шеер» ушел разбойничать севернее 30-й параллели, а «Тор» отправился южнее.
Январь 1941 оказался абсолютно неудачным, и «Тор», пополнив запасы и наконец-то избавившись от всех пленных, ушел за экватор, очередной раз сменив облик и превратившись в несуществующий югославский пароход «Врац».
Сушка кистей после очередной перекраски «Тора».
15 февраля 1941 «Тор» встретился с танкером «Eurofeld», который заполнил нефтяные цистерны рейдера и судном снабжения «Alsterufer», которое доставило «Тору» почту, тысячу 150-мм снарядов, 5 торпед, два запасных двигателя для «Арадо», всевозможные припасы и даже пополнение взамен убывших и погибших.
Перегрузка привезенного заняло довольно большое количество времени, а затем механики «Тора» начали ремонт котлов, заменив половину прогоревших дымогарных трубок.
Только 16 марта начался новый поиск, который сперва был неудачным (одно судно смогло оторваться, второе оказалось испанским) и только 25 марта был обнаружен еще один корабль.
Трагедия «Британии»
Это был грузопассажирский лайнер «Britannia» (8799 брт), вышедший 11 марта из Ливерпуля. На его борту находилось 327 пассажиров, многие из которых были военнослужащими Королевских ВВС и Королевского флота и приблизительно 200 человек команды.
«Британия» активно маневрировала, ставила дымовую завесу и отстреливалась от рейдера кормовым орудием. Немцы потратили 159 снарядов, прежде чем пароход остановился, получив несколько попаданий. Но перед этим радисты «Британии» подняли в эфире приличный шум.
Капитан Келер был поставлен в непростую ситуацию: принять на борт такое количество пленных, да еще половина из которых обладали военным опытом, было бы опасно. Кроме того, Келеру доложили, что в район боя идет британский военный корабль, который находится в 112 милях от «Тора».
Келер дал команду экипажу и пассажирам оставить корабль, и потопил его артиллерией. Брать на борт пленных он не стал, что привело к самым большим человеческим потерям от действий немецких рейдеров за всю войну.
Подняв одного человека, которого во время погони унесло за борт, и сообщив радиограммой в штаб, что в настоящее время в море дрейфует более 520 человек, Келер объяснил причину своего ухода и покинул район.
В общем, получилось странное: впоследствии так и не выяснили, что за корабль подавал сигналы о том, что идет на помощь, но факт, что на помощь пассажирам «Британии» никто в тот день не пришел. Только на четвертый день были спасены первые терпящие бедствие, а всего из числа 527 человек находившихся на борту «Британии» погибли 122 члена экипажа и 127 пассажиров. Правда, большое количество членов команды, состоявшей из азиатов, погибла в первую очередь по вине британских военнослужащих, устроивших сражение за места в шлюпках.
В тот же день, 25 марта, в 17.13 рейдер остановил сигнальным выстрелом шведский угольщик «Trolleholm» (5047 брт), с грузом угля из Ньюкасла в Порт-Саид через Кейптаун по британскому чартеру. Теплоход в 19.06 потопили подрывными зарядами, а его команда в количестве 31 человека перешла на крейсер.
Третий бой
В 6.15 утра 4 апреля, в 900 милях к западу от островов Зеленого Мыса, сигнальщики «Тора» обнаружили корабль, который шел встречным курсом. Корабль не маневрировал, и немцы решили, что это нейтрал, однако, на всякий случай была объявлена боевая тревога. Однако, когда корабли сблизились на расстояние менее 20 км, Келер приказал поднять немецкий флаг и деть предупредительный выстрел по курсу.
И тут выяснилось, что навстречу идет британский вспомогательный крейсер, вполне нормально вооруженный. Третий за рейд. И Келер приказал открыть огонь из всех орудий, что в 6.46 было сделано.
Противник был опознан как вспомогательный крейсер «Voltaire» (13245 брт), вооружение которого составляли стандартные восемь 152-мм орудий и две 76,2-мм зенитные пушки.
Бой начался на кинжальной дистанции в 9 километров. Первый залп немецкого рейдера попал в мостик, разнеся радиорубку и электрогенератор системы управления огнем. Британский крейсер ответил залпом, но так как система управления была уничтожена, стреляли британцы совершенно неточно. Достаточно сказать, что за весь бой единственный успех, которого добились британцы была оборванная пролетевшим над кораблем снарядом антенна «Тора».
А немцы давали залп каждые 6 секунд и попадали. В 7.15 торпедисты выстрелили торпедой, но очередной раз промазали на дистанции 7 000 метров. Зато артиллеристы смогли разнести и рулевое управление и в итоге горящий «Voltaire» стал со скоростью 13 узлов описывать циркуляцию, продолжая стрелять из двух орудий.
Но и у немцев начались проблемы: снова от перегрева начали выходить из строя орудия, из откатников вытекал глицерин. Так перестали стрелять орудия № 3, 4 и 5. Келер развернул «Тор» и начал стрелять из орудий правого борта, но они тоже вскоре замолчали. «Тор» начал маневрировать, чтобы дать торпедистам еще одну возможность для атаки, но в 8.06 британцы спустили флаг.
Полыхающий «Voltaire» продолжал описывать круги, и затонул в 8.35. В течении пяти часов «тор» находился в районе, вылавливая из воды экипаж британского корабля. Видимо, случай с «Британией» все-таки не был характерным для Келера и его команды. Из 269 человек команды было спасено 197, в том числе и капитан Блэкберн.
За 55 минут боя артиллеристы «Тора» выпустили 724 снаряда, более половины своего боезапаса. Когда починили антенну, в Берлин ушел отчет о бое, и вот тут в Кригсмарине совершили глупость, растрезвонив об успехе на весь мир. Так британское Адмиралтейство узнало и о судьбе «Voltaire», и о примерном районе рейдерства «Тора». Команде снова пришлось работать, превращая «Тор» в советский «Орск».
12-13 апреля состоялось рандеву с танкером снабжения, во время которого «Тор» получил свежее продовольствие, и сдал 170 из 227 пленных.
16 апреля «Тор» перехватил свою последнюю жертву в этом походе. Жертвой стал шведский рудовоз «Sir Ernest Cassel» (7739 брт), который направлялся в Лоренсо-Маркес за грузом руды для Великобритании. Рудовоз потопили подрывными зарядами.
А через два дня «Тор» двинулся в сторону Бискайского залива, где после короткой остановки в Шербуре, 30 апреля 1941 года, проведя в море 329 дней и пройдя за это время 57 532 морские мили рейдер стал у причальной стенки родной «Дойче Верфт» в Финкенвердере.
Результатами боевой деятельности капитана-цур-зее Отто Келера и его команды стали 12 потопленных и захваченных в качестве призов судов общей вместимостью 96 547 брт, а также три боя с со вспомогательными крейсерами противника. За время похода на самом рейдере погибли только три человека.
Карта похода рейдера
Далее пути Келера и «Тора» разошлись, капитан больше не выходил в море, продолжив службу на берегу.
Между походами
Команда «Тора» отправилась отдыхать, а на верфи «Дойче Верфт» закипела работа: началась подготовка «Тора» ко второму рейдерству. Старые и изрядно изношенные орудия сняли и взамен установили 150-мм орудия Tbk С/36, такие же, как на эсминцах типа 1936А. Плюсом к орудиям шла современная система управления огнем с новыми дальномерами. Самым же большим новшеством стал радар. Правда, с радаром предстояло еще разобраться.
Ну и капитан тоже был новый: назначение вместо Келера получил капитан-цур-зее Гюнтер Гумприх.
Вместе с капитаном был обновлен и экипаж, что было логично, после годового плавания многие желали погулять по суше. Однако, были и такие, кто решил снова пойти на «Торе» в поисках приключений. Таких набралось прилично: 6 офицеров и 43 матроса. То есть, пятую часть новго экипажа составляли ветераны первого похода.
Наконец, все приготовления закончились, и 19 ноября 1941 года «Тор» вышел в свой второй поход. Согласно планам штаба, «Тор» должен был заменить рейдер «Корморан», бесчинствовавший в Индийском океане. Но именно в тот самый день «Корморан» сошелся в бою с легким крейсером «Сидней», в результате которого оба корабля отправились на дно морское. У «Тора» тоже все пошло не так, как хотелось бы: поход завершился, практически не начавшись. В условиях ноябрьского тумана и темноты, в 21.39 20.11.1941 «Тор» протаранил слабоосвещенный в соответствии с военным временем шведский рудовоз «Botnia» (1356 брт), стоявший на якоре на рейде. Рудовоз пошел на дно, а «Тор» пошел на верфь ремонтироваться.
«Тор» в раскраске прорывателя заграждений
Но, говорят, так даже и лучше вышло, потому что английская разведка сработала хорошо и «Тора» в районе проливов ждала более чем горячая встреча. Но и без того стало ясно, что прорываться придется через Ла-Манш, поскольку в других района все было наглухо перекрыто британским флотом.
2 декабря начался второй поход «Тора», но только 17 января следующего, 1942 года, рейдер вырвался на оперативный простор. Командование поставило перед Гумприхом задачу повторить блестящий успех командира вспомогательного крейсера «Пингвин» Крюдера и попытаться захватить китобойный флот союзников в антарктических водах.
Но выяснилось, что новый капитан «Тора» не обладает удачей старого. И радар работал, и радиоперехваты показывали, что китобои присутствуют в том районе, куда прибыл «Тор», и разведчик «Арадо» совершил более 80 полетов – и все было безрезультатно, в итоге Гумприх сдался и принял решение сменить район поиска, так и не найдя китобоев.
Между тем шел уже март 1942 года, но только 23 марта «Тор» смог реально открыть боевой счет:
Был остановлен и потоплен торпедой греческий транспорт «Pagasitikos» (3942 брт), который шел из Андроса в Монтевидео с грузом угля. 33 члена команды попали в плен.
Транспорт «Pagasitikos»
Далее была встреча с судном снабжения «Regensburg», который заправил «Тора» и передал продовольствие, а Гумприх использовал снабженца в качестве радарной мишени для калибровки своего радара в ночное время. Выяснилось, что радар видит цель типа «корабль» на расстоянии всего 14,5 км, но в условиях антарктических вод, где полной айсбергов, это намного лучше, чем ничего.
Новая тактика перехвата
А пока длились все эти периоды ничегонеделания, Гумприх разработал для «Тора» новую тактику: по образцу летчиков Первой Мировой войны, корабельный «Арадо» снабдили приспособлением, очень похожим на те, с помощью которых летчики в первое время боролись с аэростатами и аэропланами: гиря на тросе. Вот только Гумприх при помощи столь простого приспособления задумал рвать корабельные антенны, лишая суда возможности позвать на помощь или сообщить о происходящем.
И уже 30 марта представился случай испытать новую тактику в действии: «Тор» обнаружил транспорт «Wellpark» (4649 брт) и отправил «Арадо» попробовать оборвать антенну и обстрелять из пулеметов рубку и мостик.
Капитан британского судна Александр Кант не был обманут знаками американского флота, нанесенными на корпус и крылья «Арадо», а потому встреча немецкого разведчика из всех стволов получилась весьма теплой. Самолет получил повреждения, но смог порвать антенну, что решило дальнейшую участь «Wellpark». Со второго залпа комендоры «Тора» накрыли британский корабль и добились двух попаданий. Экипаж покинул судно, а абордажная команда выяснила, что «Wellpark» везет запчасти к самолетам и бронетехнике, что решило судьбу судна: его пустили на дно подрывными зарядами. Во время обстрела погибло семь человек, остальные 41 стали пленниками.
Такую тактику капитан-цур-зее Гумприх назвал «бесшумной», и она ему понравилась. «Обнаружение судна - обрыв антенны - остановка судна» при полной невозможности атакованного корабля позвать на помощь действительно было хорошим решением. Окончательно проверить ее эффективность получилось 1 апреля, когда «Арадо», замаскированный под американский самолет, обнаружил очередной корабль.
«Арадо-196» и «Тор»
«Тор» пошел на сближение, а гидросамолет снова полетел к обнаруженному судну. Зайдя со стороны солнца, «Арадо» оборвал антенну и сбросил две 50-кг бомбы (в корабль не попали). Зенитчики на атакованном судне приветствовали немцев (был ранен штурман-наблюдатель), но уже через 17 минут вокруг жертвы, которой оказался британский пароход «Willesden» (4563 брт), шедший из Нью-Йорка в Александрию, начали рваться снаряды «Тора».
Британцы ответили аж шестью выстрелами из 102-мм пушки, установленной на корме, но попасть в «Тор» не смогли. Зато снаряды немецкого рейдера подожгли груз, размещенный на палубе – масло в бочках.
Экипаж покинул горящее судно и «Willesden» был добит торпедой.
3 апреля был остановлен норвежский пароход «Aust» (5 630 брт), шедший из Бруклина в Бомбей с воинским грузом, в том числе армейскими автомобилями. Все прошло по опробованному сценарию: вначале гидросамолет обнаружил судно и навел на него «Тор», затем оборвал антенну и сбросил (вновь безрезультатно) две бомбы, а после нескольких залпов приблизительно с 8 миль транспорт остановился. Абордажная команда с помощью подрывных зарядов пустила «Aust» на дно.
А 10 апреля пришлось испытать в действии радар. Вечером около 19 часов была обнаружена одиночная цель, которую на «Торе» сперва приняли за вспомогательный крейсер. Рейдер, ориентируясь по данным радара, подкрался вплотную (дистанция составляла 2 200 м) и, убедившись, что это не военный корабль и не нейтрал, атаковали, выпустив две торпеды и дав залп из орудий. Торпеды, как обычно, прошли мимо, первый залп тоже, а вот после второго на судне начался пожар.
Гумприх приказал прекратить стрельбу, но тут в свете прожектора стало видно, что горящее судно идет как будто на таран. Орудия снова открыли огонь и дали еще 14 залпов, прежде чем атакованное судно потеряло ход. Так вышло, что все шлюпки атакованного судна были разбиты, и команда начала просто прыгать в воду. С «Тора» спустили свои шлюпки и начали спасать команду противника. На то, чтобы спасти из воды в потемках членов команды тонущего корабля, ушло больше трех часов.
Выяснилось, что был атакован британский «Kirkpool» (4 842 брт), таранить «Тора» никто не собирался, просто после первого попадания в рубку штурвал остался без присмотра. Транспорт добили торпедой.
Тонущий «Kirkpool»
Гумприх имел все основания быть довольным: пять потопленных судов общим тоннажем 23 626 брт за 19 дней. После этого события «Тор» получил приказ покинуть Южную Атлантику и перейти на рейдерство в Индийский океан.
Индийский океан
6 мая, в 1500 милях от западного побережья Австралии, аэронаводчик обнаружил очередную цель: грузопассажирский лайнер «Nankin» (7 131 брт), шедший из Фримантла в Бомбей с генеральным грузом и пассажирами, в том числе и военными. На лайнере тоже заметили самолет, и в честь его дали салют из зениток и личного
С первого раза оборвать антенну не получилось, так что под огнем летчик сделал еще один заход и все получилось. Далее в дело пошли орудия «Тора», которые с дистанции 12 000 метров начали обстреливать судно, идущее зигзагом. Британцы отстреливались из установленной на корме пушки, сделав 28 выстрелов, но все снаряды прошли мимо.
Только через полтора часа погони со стрельбой немцы первый раз попали в «Нанкин», чего оказалось более чем достаточно: капитан Стратфорд приказал экипажу и пассажирам покинуть корабль. Но все сложилось так, что пассажиры вскоре вернулись обратно: с помощью судовых механиков-англичан, немцы исправили повреждения в двигателях, перевели на «Нанкин» всех пленных и отправились двумя кораблями в точку встречи с судном снабжения «Регенсбург».
Гумприх переименовал «Nankin» в «Leuthen», перегрузил с него на рейдер некоторые припасы и снабженец с призом ушли в Японию, а «Тор» продолжил рейдерство.
Следующий инцидент произошел почти через месяц, в ночь на 14 июня. Радар показал присутствие какого-то судна и «Тор» смог незамеченным подобраться к нему на расстояние 1 600 метров. И с такой дистанции комендоры дали залп в надежде поразить рубку и мостик.
Результат оказался кошмарным: атакованное судно оказалось танкером «Olivia» (6 307 брт), шедшим в полном наливе из Абадана с командой из 46 человек на борту.
На месте танкера после попаданий встала стена огня, спасти получилось только одного человека – артиллериста, выброшенного с палубы взрывом. Правда, позже стало известно, что во время пожара 12 человек из команды (4 голландца и 8 малайцев) смогли спустить шлюпку и скрыться. Через 30 дней они смогли добраться до Мадагаскара, но выжило 3 голландца и один малаец.
19 июня, в этом же районе, снова был остановлен танкер, идущий из Абадана. Все на этот раз развивалось по классике: «Арадо» обстрелял мостик судна, оборвал радиоантенну и промазал бомбами. После предупредительного выстрела из орудия норвежский танкер «Herborg» (7 892 брт) остановился. Танкер вез 11 000 тонн сырой нефти из Абадана во Фримантл. Топить столь ценный приз было очень глупо, и Гумприх, переименовав танкер в «Hohenfriedberg» отправил приз в Японию, куда он прибыл 7 июля.
Позже переоборудованный в блокадопрорыватель и отправленный во Францию, 26 февраля он был перехвачен британским тяжелым крейсером "Sussex" и затоплен.
4 июля столь же бесшумно был захвачен другой норвежский танкер — «Madrono» (5 894 брт), который шел в балласте (пустой) из Мельбурна в Абадан. Гумприх присвоил призу наименование «Rossbach» и тоже отправил в Японию.
20 июля «Тор» встретил британский рефрижератор «Indus» (5 187 брт). Капитан Брайан решил не сдаваться без боя, отправил артиллеристов к единственному орудию на корме, радиста к рации, а сам встал к штурвалу и начал на полном ходу уклоняться от снарядов «Тора». Но это был не его день.
Сигналы радиостанции «Индуса» приняли несколько кораблей, но все они находились далеко и не могли прийти на помощь. Артиллеристы «Индуса» сделали два выстрела, дальше немецкий снаряд уничтожил орудие и убил командира расчета, дальше еще один снаряд влетел в радиорубку и убил радиста, который оставался на своем посту до конца. Зато машинная команда, состоящая в основном из выходцев из Азии, при первых попаданиях бросила машины и начала спасаться. Корабль горел так сильно, что брать его на абордаж не было смысла, потому вытащив из воды 49 членов команды, «Тор» оставил «Индуса» догорать.
«Индус» стал последней, десятой жертвой «Тора» во втором походе.
Рейдер еще некоторое время находился в Индийском океане, а затем получил приказ идти в Японию на ремонт, отдых и пополнение запасов. 30 августа «Тор» направился в сторону Японии, и 10 октября бросил якорь в Иокогаме.
Второй поход продлился 314 дней, за это время «Тор» уничтожил 10 судов суммарным тоннажем 55 587 брт (по другим данным 56 037 брт).
Очень своеобразный финал
В Японии рейдеру предстояло готовиться к своему третьему походу, но вышло как-то совсем даже глупо что ли. 30 октября 1942 года, ровно через год после того, как «Тор» вышел из Киля, работы были практически завершены. «Тор» стоял пришвартованным к немецкому танкеру «Uckermark», который все знатоки морской истории знали под его первым именем «Altmark», судно снабжения тяжелого крейсера «Admiral Graf Spee» в 1939 году. На «Uckermark» чистили цистерны, а команда «Тора» откровенно расслаблялась.
В эти дни состоялся первый международный товарищеский матч по футболу между сборными Японии и Германии. На поле играли и моряки из экипажа «Тора». Кстати, победу со счетом 8:7 одержали японцы. И в тот день на борту рейдера находились гости, журналисты, для которых был организован показ корабля. После обеда Гумприх на катере убыл с визитом на «Нанкин», захваченные им ранее.
В 13.20 на танкере раздались один за другим три взрыва. Третий, самый сильный, снес мостик «Uckermark» и повредил надстройку «Тора». Часть мостика танкера при падении легла одним концом на рейдер, а другим на причальную стенку, что позволило людям покинуть по ней загоревшийся корабль. Вспыхнувшая нефть из цистерн танкера стала разливаться по поверхности гавани, и в итоге «Тор», и без того поврежденный взрывами и обломками танкера, выгорел дотла.
Гумприх вернулся назад и организовал спасение людей, находившихся в воде. Тем не менее, в результате взрыва и пожара погибло 13 человек из экипажа рейдера, 53 человека из экипажа «Uckermark», количество погибших японских и китайских рабочих верфи так и осталось неизвестным. Официального следствия не проводилось, но возможными причинами катастрофы могли стать искра от проводимых работ или курение кем-нибудь из рабочих в цистернах, насыщенных парами нефтепродуктов.
Вот так откровенно нелепо закончилась история самого результативного надводного корабля Кригсмарине.
На этом история «самого воинственного» вспомогательного крейсера Третьего рейха завершилась.
Вообще, конечно, ситуация уникальная во многом.
Небольшой (меньше был только «Комет») по размерам «Тор» провел в походах 642 дня, потопил вспомогательный крейсер и два отправил в серьезный ремонт, отправил на дно 17 торговых судов и 4 захватил в качестве призов. Навредил врагу в ошеломительной цифре 152 584 брт. Провел три морских боя, из которых вышел победителем.
Плюс новый метод применения бортового гидросамолета вылился в весьма эффективную «бесшумную» тактику во время второго похода. Да, капитан Гумприх не обладал удачей и расчетом Келера, но тем не менее, у него тоже все получилось отменно.
Когда эффективность парохода, водоизмещением меньше крейсера, небронированного и вооруженного шестью старыми пушками превосходит эффективность линкора – это говорит о том, что стратегия была выбрана кривовато.
Да, рейдерством занимались в Кригсмарине практически все корабли, от «Шарнхорста» и «Гнейзенау» до «Комета» и «Тора». Вопрос в том, кто был более эффективен. И кто знает, если бы в тот день 30 ноября не произошли взрывы, поставившие знак финала в карьере вспомогательного крейсера «Тор», каким мог быть финальный счет этого корабля.
Так что – очень неплохо получилось, хотя, конечно, судьба рейдера более чем примечательная и без того.
Источники:
Галыня В. Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине. Эксмо. М., 2009.
Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо. М., 2009.
Freivogel Z. Deutsche Hilfskreuzer des Zweiten Weltkriegs
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: