Лента новостей

14:44
Каким может быть российский истребитель 6-го поколения?
14:30
Священник ПЦУ посоветовал ТЦК молиться святому Иоанну на успешный отлов уклонистов и благословил их труд
14:29
Фильм о свержении законной власти на Украине «Майдан: поворот на войну» отменили в Италии
14:24
В США рассекретили документы о преступных опытах над людьми в прошлом
14:21
В Германии мужчина ворвался в банк
14:20
Украинцы стали активно праздновать Рождество «по-старому», несмотря на западное влияние
14:08
Вот и все! Курахово наше - ВСУ бежали - Новости
14:05
Игры S01E02 (часть 1)
13:59
«Пример истинного героизма»: почему партизан Константин Заслонов даже после смерти не давал покоя нацистам
13:36
Кобахидзе призвал Макрона следить за уничтоженной Украиной, а не врать про Грузию и Россию
13:29
Число погибших в результате землетрясения в Тибете увеличилось до 95
13:17
Американцы рвутся в Каспий - Новости
12:54
США хотят временно ослабить санкции в отношении Сирии
12:52
Запад вырастил себе террористов
12:45
Министр финансов США грозит Китаю последствиями за помощь России
12:44
В России вводят новую систему образования без бакалавриата
12:37
Трамп анонсировал поездку сына в Гренландию
12:11
Насколько близко человек может подойти к Солнцу, не сгорев?
11:55
Резкий взлёт. В Германии фиксируется 3000 преступлений неонацистов в месяц
11:54
Металлурги США и Японии объявили войну Байдену и его команде
11:47
На Саудовскую Аравию обрушился сильный потоп
11:45
Путин попросил Патриарха Кирилла освятить нательные кресты для командующих ВС РФ
11:34
ВСУ в ШОКЕ от потерь под Курском - Новости
11:30
Ночной налет Гераней по территории Украины: как беспилотники изменили ход боевых действий 7 января
11:18
«Космический маяк» найден: Астрономы вычислили источник повторяющихся радиовсплесков из космоса
11:05
Nvidia представила GeForce RTX 5090 за $1999, GeForce RTX 5080 за $999 и ещё две видеокарты подешевле
11:01
Спецпредставитель Трампа отложил свой визит на Украину
11:00
Трамп обосновал, почему Канаде и Гренландии будет лучше в составе США
10:59
Блинкен напуган возможным появлением передовых российских спутниковых технологий в КНДР
10:38
Российские войска взяли под контроль Курахово и продвигаются к Покровскому направлению: новости СВО на 7 января 2025
10:26
Как релятивистский электронный луч может доставить нас к Альфе Центавра? 40 лет до Альфы Центавра: Реальность или научная фантастика?
10:17
Второй испытательный пуск ракеты «Хвасонпхо-16Б»
10:09
Нардепа Гончаренко убрали из эфира турецкого телеканала из-за футболки, оскорбляющей Путина
09:55
Ресурсный Клондайк: как Арктика поменяет мир в 2025 году
09:46
Взрывы в Белгородской области в рождественскую ночь: последствия атак ВСУ
09:22
Nvidia представила семейство настольных видеокарт GeForce RTX 50, флагман оценён в $1999
09:14
От Сирии до Молдовы: чёрные деньги, чёрные флаги
08:14
Молдавия начала душить Приднестровье - Новости
04:41
«Турецкий Наполеон» планировал выбить русских с Кавказа
03:33
Продвигаемся вглубь обороны ВСУ: новости СВО от 7 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1048-й день спецоперации России на Украине
00:47
Украденное Зеленским Рождество
00:43
Хоронили тещу, порвали два баяна, или Анналена Бербок выкидывает коленца
00:32
Украинские румыны – против украинизации
00:27
Российский дрон на оптоволокне 83-ОДШБ ВДВ уничтожает дрон-ретранслятор FPV-дронов в Курской области
00:13
Сверхпроводимость наизнанку: Оксид индия демонстрирует аномальный квантовый переход
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Античные статуи были цветными: миф о белизне и переосмысление классической скульптуры

Античные статуи были цветными: миф о белизне и переосмысление классической скульптуры


Мраморные боги и герои, неподвижно застывшие в музейных залах, — привычный образ классической древности. Мы привыкли к их белизне, к этой кажущейся чистоте и невинности, которая стала синонимом западной эстетики. Но что, если я скажу, что этот образ — всего лишь историческая аберрация, результат долгой и упорной «цветовой слепоты»?

Дело в том, что античная скульптура, вопреки распространенному мнению, была далеко не бесцветной. Она буквально сияла красками, и это не просто незначительная деталь, а ключевой элемент ее художественного замысла. Но почему же мы этого не знали? Почему наши музеи так настойчиво культивируют монохромный миф?

Лучник в образе троянского царевича Париса с западного фронтона храма Афайи.
Автор: G. DallOrto
Откровение цвета: случайности и научные прорывы

Начало XXI века принесло свои откровения. Археолог Марк Аббе, работая на раскопках в древнем Афродисиасе, обнаружил, что осколки статуй, которые считались белыми, на самом деле хранят следы пигмента. Красная краска на губах, черная — на завитках волос, золотая — на конечностях… Это открытие стало отправной точкой для переосмысления классического искусства.

Примерно в то же время Винценц Бринкманн, изучая следы обработки на греческой мраморной скульптуре, заметил, что под определенным освещением становятся видны остатки полихромии — сплошного покрытия краской. Это были не отдельные мазки, а целые слои пигментов, которые когда-то преобразили эти мраморные тела.

Оригинал скульптуры, ок. 505—500 до н. э. найдена в 1811 г., приобретена для Глиптотеки в 1813 г. Людвигом I
Автор: Bibi Saint-Pol Источник: commons.wikimedia.org

В чем же дело? Почему эти яркие краски, которые, как оказалось, были видны даже невооруженным глазом, так долго оставались незамеченными? Причина кроется не в отсутствии доказательств, а в нашем восприятии.

Коллективная «слепота»: как эстетика стала идеологией

В течение веков на Западе сложилась тенденция отождествлять белизну с красотой, вкусом и классическими идеалами. Цвет же, напротив, стал ассоциироваться с чем-то чуждым, чувственным и даже вульгарным. Это было не просто эстетическое предпочтение, а глубоко укоренившееся предубеждение, которое повлияло на то, как мы видим и понимаем античное искусство.

Эта «цветовая слепота» подогревалась еще и историческими обстоятельствами. В эпоху Возрождения художники, вдохновленные античностью, намеренно отказывались от цвета, считая, что именно форма является главным достоинством скульптуры. В XVIII веке Иоганн Винкельман, которого называют «отцом истории искусства», утверждал, что «чем белее тело, тем оно красивее».

На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания красок различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом.
Автор: G. DallOrto Источник: commons.wikimedia.org

И даже после того, как в XIX веке были сделаны серьезные археологические открытия, которые доказали существование полихромии, эта информация не была воспринята всерьез. Ученые, которые пытались донести эту идею до публики, зачастую сталкивались с насмешками и игнорированием.

«Боги в цвете»: реплики, меняющие восприятие

Чтобы преодолеть этот «монохромный миф», ученые начали воссоздавать античные скульптуры, используя аутентичные пигменты и техники. Результатом стала передвижная выставка «Боги в цвете», которая демонстрирует публике, насколько ярко и красочно выглядели древнегреческие и римские статуи на самом деле.

Эти реплики, которые часто шокируют неподготовленного зрителя, заставляют нас переосмыслить свои представления о классическом искусстве. Троянский лучник в пестрых штанах, лев с лазуритовой гривой, обнаженные фигуры с медными губами и сосками — эти образы далеки от привычной нам белизны, но именно они ближе к исторической правде.

Стоит отметить, что воссоздание точных цветов является сложной задачей. Ученые анализируют мельчайшие остатки пигмента, изучают тени и структуру поверхности, но всегда есть элемент интерпретации и предположения. Поэтому реплики — это не столько точные копии, сколько попытки приблизиться к пониманию эстетических ценностей античности.

Экспериментальная цветовая реконструкция так называемой Винкельман-Артемиды из Помпеи рядом с оригинальной мраморной статуей, Франкфурт Либигхаус
Автор: By Aquaplaning Источник: commons.wikimedia.org
Новые технологии: взгляд вглубь

Современные технологии играют важную роль в процессе изучения полихромии. Рентгенофлуоресцентный анализ позволяет идентифицировать элементы пигментов, а спектроскопия комбинационного рассеяния — изучать их молекулярную структуру. Эти неинвазивные методы позволяют ученым заглянуть вглубь истории и получить ценную информацию о методах и материалах, которые использовали древние художники.

Цифровые технологии также предлагают новые возможности для представления полихромии. Компьютерные анимации позволяют продемонстрировать, как выглядела статуя в разные периоды времени, а также показать различные варианты цветового оформления. Цифровые реконструкции являются гибкими и могут быть легко пересмотрены по мере поступления новой информации.

Экспериментальная цветовая реконструкция мраморного торса из афинского Акрополя, Liebieghaus Frankfurt
Автор: By Aquaplaning Источник: commons.wikimedia.org
Будущее цвета: переосмысление прошлого

В настоящее время музеи и научные сообщества все больше внимания уделяют полихромии. Этикетки экспонатов становятся более подробными, а цифровые технологии позволяют представить древние шедевры в их первоначальном виде.

Ученые не ставят перед собой задачу полностью перекрасить музейные экспонаты. Цель состоит в том, чтобы расширить наше понимание античного искусства, показать его многогранность и сложность. Важно помнить, что «белизна» мраморных статуй — это лишь результат утраты красок, а не намеренное художественное решение.

Признание полихромии — это не просто историческая коррекция, но и возможность переосмыслить свои представления о красоте, эстетике и культурном наследии. Это шаг к более полному и точному пониманию прошлого, которое может помочь нам лучше понять настоящее.

Изображение в превью:
Автор: G. DallOrto
Источник: commons.wikimedia.org


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх