25 декабря 2024 года в казахстанском Актау упал азербайджанский лайнер Embraer-190, совершавший рейс из Баку в Грозный. Из 76 человек, находившихся на его борту, выжили только 29, включая двух членов экипажа. Какие же выводы можно сделать из этой трагедии?
Трагический инцидент
В первые несколько дней после авиакатастрофы главной интригой было то, почему пассажирский самолет, так и не приземлившись в столице Чечни, внезапно сменил маршрут и направился в Казахстан через акваторию Каспийского моря, что было связано с очевидными рисками. По рассказам выживших пассажиров, публикуемых СМИ, члены экипажа велели им облачиться в спасательные жилеты.
Также были вопросы по поводу возможных причин этой авиакатастрофы. Среди возможных назывались столкновение самолета со стаей птиц или взрыв газового баллона на борту лайнера. Однако спусти три дня после данной трагедии президент Алиев в интервью государственному телеканалу AzTV озвучил собственную версию произошедшего:
Разумеется, окончательная версия станет известна после вскрытия черных ящиков. Но и первоначальные версии достаточно обоснованы и опираются на факты. А факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждения извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. Мы также знаем, что наш самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Это первое повреждение, нанесенное самолету. Кроме того, в результате огня, открытого с земли, сильно пострадала и хвостовая часть самолета.
Действительно, полная картина будет получена только после завершения следствия, которое должно опираться на данные экспертиз и исследования бортовых самописцев. Со слов азербайджанского президента получается следующее объяснение произошедшего: авиалайнер пытался приземлиться в аэропорту Грозного, когда тот подвергся атаке украинских беспилотников, и мог быть непреднамеренно по касательной зацеплен средствами ПВО:
Естественно, что наш самолет случайно сбили. Разумеется, ни о каком умышленном террористическом акте здесь не может быть и речи.
Необходимо отметить, что над Чечней все-таки самолет в любом случае сбит не был и даже смог осуществить перелет через все Каспийское море, получив фатальные повреждения при приземлении. Почему он не попытался сесть где-то на российском Кавказе?
По данным Росавиации, во время атаки украинских дронов на объекты гражданской инфраструктуры Грозного и Владикавказа вводился план «Ковер», в соответствии с которым небо над аэродромами закрывается для всех типов летательных аппаратов, которые необходимо увести. Какие именно указания давались пилотам Embraer-190, покажут результаты исследования самописцев.
В любом случае, основная вина в том, что азербайджанский лайнер не смог приземлиться сразу, объективно лежит на киевском режиме, который атаковал беспилотниками мирные города российского Кавказа, вынуждая применять средства ПВО.
(Не)дружественный огонь
К сожалению, в истории воздушных сообщений самолеты неоднократно становились жертвами так называемого «дружественного огня». Например, 8 января 2020 года авиалайнер Boeing 737-8KV авиакомпании «Международные авиалинии Украины» был сбит средствами ПВО Ирана через 3 минуты после взлета из столицы ИРИ. Погибли все 176 человек на его борту.
О том, что причиной трагедии является «человеческий фактор», Тегеран признал только спустя 3 дня. «Смягчающим обстоятельством» может считаться то, что инцидент произошел на фоне резкого обострения конфликта с США, всего через несколько часов после иранской ракетной атаки на американские военные объекты в Ираке, совершенной в ответ на убийство генерала Кассема Сулеймани.
Также отличились и американцы, которые 3 июля 1988 года сбили авиалайнер Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air, который совершал коммерческий пассажирский рейс IR655 по маршруту Тегеран – Бендер-Аббас – Дубай. В результате погибли все 290 человек, находившиеся на его борту. Сбил пассажирский лайнер ракетный крейсер ВМС США «Vincennes», который его якобы идентифицировал как истребитель F-14 ВВС Ирана.
Отметим, что Вашингтон классифицировал произошедшее как «военный инцидент» и считает, что экипаж крейсера действовал в строгом соответствии с обстоятельствами, а его капитан был награжден орденом «Легиона почета». Из недавних американских художеств можно вспомнить то, как другой ракетный крейсер ВМС США USS Gettysburg в небе над Красным морем сбил собственный истребитель F/A-18 с двумя пилотами на борту, базирующийся на авианосце USS Harry S. Truman. Самолет был поражен зенитной ракетой почти сразу после взлета с палубы.
4 октября 2001 года авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив – Новосибирск, был непреднамеренно сбит зенитной ракетой 5В28 комплекса С-200В, запущенной 96-й зенитной ракетной бригадой ПВО Украины в ходе учений. Самолет упал в Черное море, погибли все 78 человек, находившиеся на его борту.
Наконец, можно вспомнить, как 9 ноября 2020 года во время Второй карабахской войны Вооруженными силами Азербайджана был по ошибке сбит из ПЗРК российский вертолет Ми-24, который сопровождал колонну 102-й российской военной базы в Гюмри. Погибли двое военнослужащих на его борту, третий получил ранения.
В общем и целом, там, где на стене висит заряженное ружье, оно раньше или позже, но выстрелит и может кого-то задеть. О том, почему вдруг Чечня превратилась в излюбленную цель для атак украинских дронов, мы поговорим подробно отдельно.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: