Вице-премьер Казахстана Канат Бозумбаев заявил, что в руководстве Казахстана не знают о каких-либо официальных версиях крушения Embraer 190 компании Azerbaijan Airlines близ Актау. «Официально никаких версий на сегодня. Ни от России, ни от Азербайджана мы также не получали версии», — заявил он.
Бозумбаев по поручению президента Касым-Жомарта Токаева возглавил госкомиссию по расследованию авиакатастрофы. Уголовное дело о крушении по статье «Нарушение правил безопасности при эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» ведут сотрудники департамента полиции на транспорте Казахстана.
Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев заявил, что в аэропорту Актау перед крушением узнали, что на борту самолета компании Azerbaijan Airlines взорвался баллон с кислородом. «В 10:53 руководитель полетов «Ростов» сообщил дополнительную информацию руководителю полетов вышки «Актау» о том, что на воздушном судне в пассажирской кабине взорвался кислородный баллон, пассажиры теряют сознание, и запросил реанимацию по прибытии. Незамедлительно руководитель полета «Казаэронавигации» оповестил все аварийные службы — это пожарная команда и медицинский персонал — о прибытии аварийного судна в аэропорт города Актау», — сказал он.
Карабаев также отметил, что после падения экстренные службы приступили к эвакуации пострадавших пассажиров. «На сегодняшний день ведется расследование специальной комиссией. В качестве экспертов привлечены авиационные эксперты страны вылета — Азербайджана, специалисты авиационных властей страны-производителя [самолета] — это Бразилия, также самого производителя, то есть компании Embraer, а также страны — места назначения полета, то есть Российской Федерации», — сказал министр.
Карабаев добавил, что пассажирский самолет компании Azerbaijan Airlines дважды заходил на посадку в аэропорту казахстанского Актау, к его приему все было готово, однако затем с судном потеряли связь и оно потерпело крушение.
«Диспетчер Актау оперативно осуществил все необходимые действия для посадки воздушного судна на аэродром. Экипаж предпринял две попытки захода на посадку, на взлетно-посадочную полосу аэродрома Актау, при которых наблюдались хаотичные изменения высоты и курса полета. Далее воздушное судно отклонилось в сторону береговой линии», — сказал он.
Карабаев отметил, что после этого «была потеряна связь с экипажем и воздушное судно допустило столкновение с землей». Он также сообщил, что по информации, полученной казахстанскими диспетчерами, экипаж не мог управлять судном из-за отказа ряда систем. «Первый сигнал поступил в 10:43 диспетчерам районного диспетчерского центра «Актобе» от диспетчера ростовской зоны о воздушном судне Embraer 190, выполнявшем рейс 8243, который уходил на запасной аэродром из города Грозный, после чего до захода в воздушное пространство Республики Казахстан у воздушного судна отказали системы управления, руль высоты. Экипаж не имел возможности устойчиво выдержать курс и высоту», — сказал Карабаев.
Министр отметил, что также была получена информация о том, что «после предоставления данных о погоде в Махачкале и Баку экипаж принял решение лететь на Актау». По его словам, диспетчеры в республике также получили информацию о том, что на борту самолета взорвался баллон с кислородом.
Прокурор Мангистауской области Казахстана Абылайбек Ордабаев заявил, что правоохранительные органы России и Азербайджана не проводят следственные действия в Казахстане по факту крушения пассажирского самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines близ Актау. «Все это проводится следственно-оперативной группой Казахстана — полицией и прокуратурой», — рассказал Ордабаев.
По его словам, представители правоохранительных органов России и Азербайджана прибыли в Казахстан, но не могут участвовать в криминалистическом расследовании согласно законодательству республики. Их допускают к участию к работе, не связанной со следствием.
В Азербайджане множество анонимных источников в разговорах со многими СМИ в стране и за рубежом утверждают, что причиной катастрофы стала российская ракета. В частности, один из источников в Азербайджане сообщил корреспонденту Reuters, что предварительные результаты подтвердили: самолет был сбит российской системой ПВО «Панцирь-С», а его коммуникации на подлете к Грозному были парализованы системой радиоэлектронной борьбы. «Никто не утверждает, что это было сделано специально. Однако, принимая во внимание установленные факты, Баку ожидает, что российская сторона признается в том, что сбила азербайджанский самолет», — цитирует его агентство. Этот вывод о действиях российской ПВО корреспонденту Reuters подтвердили еще три анонимных азербайджанских источника.
Проправительственный азербайджанский телеканал AnewZ также сообщил, что предварительное расследование показало: самолет был поврежден осколками ракеты класса «земля-воздух» из российской системы обороны «Панцирь-С». Депутат азербайджанского парламента и член его комитета по международным делам Расим Мусабеков в интервью азербайджанскому агентству Turan высказался так: «Самолет был сбит на территории России, в небе над Грозным. И отрицать это невозможно». Он сказал, что сейчас Россия в медиапространстве пытается замести следы, а вместо этого должна принести извинения и привлечь виновных к ответственности. «Те, кто совершил это, должны быть привлечены к уголовной ответственности, необходимо выплатить компенсации за гибель людей и пострадавшим. Если не будет этого, то отношения конечно перетекут в другую плоскость», — цитирует Turan азербайджанского политика.
Авторы телеграм-канала «ВЧК-ОГПУ»* написали, что им стали известны новые подробности крушения самолёта, выполнявшего рейс «Баку-Грозный».
«Уже точно можно сказать, что он был поражен средствами ПВО над Наурским районом Чечни, которые в этом же месте и в это же время вели огонь по двум БПЛА. За две недели до случившегося в районе аэропорта Грозного были установлены два Панциря. Судя по всему, власти моментально поняли, что произошло, поскольку через минуту после поражения самолета был объявлен режим «Ковер». Как мы уже писали, борт неоднократно пытался приземлиться в аэропорту назначения, но системы навигации были заглушены. В этот момент работали средства РЭБ, так как шла атака БПЛА. А когда воздушное судно взяло обратный курс на Баку, то в небе над Чечней произошло ЧП. Всего в то утро над республикой было сбито три беспилотника. Один прилетел со стороны Висаитовского района, два других летели севернее, как раз над Наурским районом. Если точнее, над Николаевским сельским поселением. Именно там и был нанесен удар по самолету. После поражения, экипаж воздушного судна изначально принял случившееся за столкновение с птицами. Как следует из расшифровки переговоров экипажа самолёта и диспетчера, «столкновение с птицами» произошло в 08.16. План «Ковёр», согласно которому все гражданские воздушные суда должны были покинуть опасную зону, был введён на минуту позже ЧП, в 08.17. Судя по всему, сразу после «успешного» использования РЭБ и ПВО. При этом самолёт не получал никаких предупреждений. Согласно регламенту, по гражданской частоте о «Ковре» экипажу борта должен сообщить диспетчер, но как следует из расшифровки переговоров, никаких предупреждений не было. Руководитель полётов, который был ответственным в роковой день, утверждает, что о введении плана «Ковёр» он узнал от военных только в 08.21. К тому моменту экипаж самолёта, выполнявшего рейс «Баку-Грозный», уже сообщил о неполадках после «столкновения с птицами» диспетчеру и запросил данные о запасном аэродроме.
Что касается расстановки сил ПВО, под огонь которых скорее всего и попал самолёт из Баку, то, по данным наших источников, в аэропорту Грозного в десятых числах декабря были установлены сразу два комплекса «Панцирь». Данных ЗРК в этих краях никогда не было и поводом к их появлению стали недавние «налеты» БПЛА по военным объектам столицы ЧР», — говорится в сообщении. https: //t.me/vchkogpu/53610
Политолог Сергей Марков полагал, что самолёт действительно был повреждён ПВО над Грозным: трагическая случайность, результат атаки БПЛА ВСУ.
«Но учитывая, как об этой версии одновременно начали писать все западные СМИ, — те СМИ, которые уже несколько лет каждый день, врут про Россию и Украину, я начал сомневаться в этой версии. Ведь, согласитесь, невозможно предположить, что западные СМИ пишут правду о России? Ведь есть железный информационный закон: если западные СМИ пишут о России, значит это ложь», — написал он в своём телеграм-канале. https: //t.me/logikamarkova/15381
Он предположил, что самолёт спокойно шёл на посадку в Грозном примерно в 7:40, при этом самолету даже включили посадочные огни на полосе.
«Однако началась атака БПЛА ВСУ на Чечню. Поэтому начал работать РЭБ и из-за него при снижении у самолёта отключалась связь. После двух попыток неудавшейся посадки самолёт решает вернуться назад в Баку. И разворачивается. Однако в 8:16 самолёт получает повреждение. Пилоты полагают, что это стая птиц и сообщают об этом диспетчеру. А в 8:17 вводится план «Ковёр», то есть закрытие аэропорта по причине угроз БПЛА. В 8:21 об этом плане «Ковёр» сообщают диспетчеру аэродрома, а он сообщает пилотам самолёта. Пилот понимает, что это не птицы и решает не возвращаться в Баку, а садиться на ближайший аэродром. И запрашивает посадку в Махачкалу. И возможно другие рядом, типа Магас. Но там тоже угроза БПЛА ВСУ. Аэропорты тоже закрыты. В этих условиях пилот решает садиться в ближайшем из открытых аэродромов. Это Актау. При посадке не работает гидравлика, с помощью которой открываются — закрываются разные закрылки, и так происходит управление самолётом. Поэтому, пилот пытается управлять самолётом с помощью изменения тяги левого и правого двигателя и рулём. Но это сложнейшая задача. Поэтому, при посадке самолёт задевает крылом взлётную полосу, ударяется носом. Самолёт разрывается. Экипаж и те, кто сидят впереди, гибнут. Те, кто сидит сзади, имеют шанс выжить. Это все некая попытка реконструкции на основе отрывочных сведений из разных источников. Поэтому, конечно, если вы хотите знать, что реально произошло, — вы должны ждать результатов официального расследования. Но там даже пока не могут договориться, кто будет вести расследование. А все хотят понять быстрее. Поэтому, я попытался для журналистов и экспертов, и дипломатов сделать вот такую попытку приблизительной реконструкции. Не судите строго. Ещё раз наши глубокие соболезнования», — высказал своё мнение о катастрофе Марков.
25 декабря самолет Azerbaijan Arilines, следовавший в среду из Баку в Грозный, упал недалеко от Актау. На борту находились 67 человек, включая пятерых членов экипажа. Погибли 38 человек.
* — признан в России иноагентом
Читайте нас: