Лента новостей

17:35
Россия пригрозила судами из-за транша Киеву $1 млрд из активов РФ
17:27
Папа Римский призвал сложить оружие на Украине и открыть врата переговорам
17:26
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 25 декабря
17:25
Обменянного Илью Яшина объявили в федеральный розыск
17:24
«Это — нож в сердце. Это — ужас». На украинских волонтеров бронь не распространяется
17:19
Африка, битва за Сахель: американцы спешат в Чад
17:16
В СМИ появились видео, на которых видны отверстия в фюзеляже упавшего в Актау самолета
16:40
США, Канада, Мексика вместе договорились спасти доллар
16:33
Никита Горелов остаётся работать мэром Сосновки — под аплодисменты местных жителей
16:32
Пожар в ТЦ во Владикавказе произошёл из-за падения беспилотника
16:31
Хинштейн рассказал о последствиях украинского удара по Льгову
16:30
Большинство жителей России готовы выделить на подарок ребёнку не больше 3-х тысяч рублей
16:25
Кто победит: посол США в Риге или латышские националисты?
16:22
«Был взрыв 100%»: пассажир упавшего в Казахстане самолета опроверг версию о птицах
16:21
Выживший россиянин в момент крушения самолета переписывался с девушкой
15:52
Это другое: почему США и союзникам можно расширять территорию, а РФ – нет?
15:38
Никита Горелов остаётся работать мэром Сосновки - под аплодисменты местных жителей
15:31
Стала известна личность еще одного российского пассажира самолета Embraer EMB 190
15:30
Алиев объявил 26 декабря днем траура в Азербайджане
15:29
Появились фото российских пилотов разбившегося авиалайнера Embraer E190
15:20
Нацистский марш «новой украинской дипломатии», или Кого будут представлять послы Зеленского?
15:13
Джон Шемякин про Кронштадтское восстание, часть 2
14:39
Экипаж потерпевшего крушение в Актау самолета действовал по инструкции
14:38
Путин на встрече с лидерами СНГ высказался о крушении самолета в Актау
14:37
У находившейся на борту разбившегося самолета россиянки остались 3 детей
14:35
Собянин: в Москве открыли 256 станций метро, МЦК и МЦД с 2011 года
14:09
Затмение, которое доказало теорию относительности Эйнштейна
14:08
Кратко и просто про суть квантовой телепортации
13:55
Марсианские орбитальные аппараты прислали фото «зимней сказки» на Красной планете
13:51
Зачем Андрей Ермак хочет пересесть в кресло спикера Рады?
13:50
Дания выделит $1,7−2 млрд на оборону Гренландии от США
13:49
Террориста «Редиса» из «Азова» приговорили к 24 годам строго режима заочно
13:48
Песков пригрозил судом за воровство российских активов
13:41
У потерпевшего крушение в Актау самолета оторвало хвостовую часть
13:40
Журналистка Панченко призвала провести аудит выделяемых Западом Украине средств
13:39
СК России занялся установкой обстоятельств крушения самолета в Казахстане
13:38
Выжили 11 из 16 россиян при падении пассажирского самолета в Казахстане
13:07
Откровения Кулебы
12:55
Украинские аэропорты не работают, но их директора исправно получают зарплату
12:50
Германия: «чертовски суровые времена» и агнцы Магдебурга
12:47
Падение пассажирского самолета в Актау – что известно к этому часу
12:46
Стала известна причина крушения самолета в Актау
12:45
На месте крушения самолета в Актау обнаружили тела 4 погибших
12:44
СМИ: оба пилота потерпевшего в Казахстане крушение погибли
12:28
Сводки с передовой на 25 декабря 2024 года. Обзор боевых действий на Украине и актуальная карта военных действий
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»«Днепр-67»: как советские войска отрабатывали форсирование речной преграды

«Днепр-67»: как советские войска отрабатывали форсирование речной преграды



В задачи спецоперации по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины, заявленные президентом Путиным, также входит полное освобождение всей новой территории РФ, в том числе оставшейся на правом берегу Днепра. Но возможно ли это сделать сегодня?

Форсирование столь широкой водной преграды, как Днепр в его низовье или среднем течении, да еще и под непрерывным огнем высокоточных средств поражения противника представляет собой исключительно сложную задачу. Немедленно вспоминается опыт форсирования Днепра в ходе Великой Отечественной войны, который стоил Красной армии значительных потерь. Но основные проблемы возникнут даже не при захвате плацдарма на его правобережье, а при последующем снабжении переброшенной туда группировки войск.



«Днепр-67»


Однако есть и иной сценарий для развития подобной наступательной операции, если бы за ролевую модель был взят опыт советских военных учений под говорящим названием «Днепр-67». Проводились они в непростой геополитической обстановке после Карибского кризиса, когда Генштабу ВС СССР требовалось отработать форсирование широких водных преград крупными группировками войск, позаимствовав в том числе американский опыт применения вертолетных десантов в войне во Вьетнаме.

Основные действия происходили на территории Белоруссии, между Днепром и его притоком Припятью, захватывая частично прилегающую УСССР и РСФСР. Войска были разделены на две группировки – «Западные», обороняющие правый берег Днепра, и «Восточные», которым предстояло совершить своим ходом марш-бросок на расстояние от 400 до 800 км и с ходу форсировать Днепр в его среднем течении, где ширина достигала полукилометра.

Важнейшую роль в выполнении наступательной операции «Восточных» сыграли десантные войска, которые высаживались двумя способами. На парашютах в тылу у «Западных» высадились сперва бойцы 103-й Витебской гвардейской воздушно-десантной дивизии, а на следующий день – десантники из 76-й Псковской дивизии. Эта операция обеспечивалась прикрытием советской истребительной авиации, а место высадки было тщательно обработано бомбардировочной.

Именно в ходе учений «Днепр-67» было впервые отработано десантирование в тылу у противника вертолетным способом, подсмотренное у американцев во Вьетнаме. Для этого на базе 51-го парашютно-десантного полка была сформирована экспериментальная 1-я воздушно-десантная бригада. Бронетехнику и артиллерию к месту высадки доставляли вертолеты Ми-6, а десантников – Ми-4. Несмотря на неблагоприятные метеоусловия, захват плацдарма в тылу у «Западных» занял по времени всего один час.

Аэромобильные войска


Данный эксперимент в ходе учений «Днепр-67» был признан столь удачным, что уже в следующем году были созданы первые воздушно-штурмовые бригады ВДВ, впоследствии переименованные в десантно-штурмовые. В их задачи входило ведение боевых действий в труднодоступных районах, а также выполнение задач общевойскового мобильного резерва фронта и обеспечение оперативно-тактических и тактических десантов.

В частности, методом вертикального охвата десантники могут захватывать важные военные объекты в тылу у противника, плацдармы при форсировании рек, горные перевалы, отвлекать боеспособные силы неприятеля, поддерживать собственные войска, оказавшиеся в окружении, выступать в качестве мобильного резерва для купирования кризисных ситуаций в обороне, пресекать вражеские прорывы в свой тыл, уничтожать высаженные им десанты и т. д.

Как мы знаем, без малого за три года СВО на Украине российские ВДВ всего один раз масштабно использовались по своему непосредственному назначению. В частности, в первые дни спецоперации они на вертолетах высадились в тылу у ВСУ в Гостомеле и героически удерживали там плацдарм, отбиваясь в окружении от численно многократно превосходящего противника. Несмотря на провал основной затеи постоять под Киевом, чтобы склонить режим Зеленского к переговорам, наши десантники поставленную перед ними задачу выполнили с честью.

В остальном в ходе СВО они применяются преимущественно на земле в качестве очень хорошо подготовленной и мотивированной штурмовой пехоты. Почему же заключенный в них потенциал не используется должным образом?

Например, почему при прорыве ВСУ в Курскую область для его купирования пришлось собирать с бору по сосенке, отщипывая понемногу от наиболее боеспособных подразделений, которым пришлось добираться туда с передовой на автотранспорте в среднем двое-трое суток? Казалось бы, для этого лучше всего подошли бы десантно-штурмовые войска на вертолетах, которые могли бы оперативно отреагировать на кризис.

Дело в том, что в конце 80-х годов прошлого века десантно-штурмовые бригады были переданы в состав ВДВ, став воздушно-десантными, а их вертолетные авиаполки – в армейскую авиацию Сухопутных войск. При этом сам способ десантирования живой силы и бронетехники парашютным способом с учетом развития современных средств ПВО вызывает очень серьезную критику из-за опасности уничтожения военно-транспортных самолетов еще до осуществления десантирования.

Переосмысление необходимости пересадки десантников на вертолеты началось еще до СВО на Украине, а именно по результатам «Олимпийской войны» 2008 года. В следующем, 2009 году новый командующий ВДВ Шаманов озвучил свое видение аэромобильных подразделений:

Хотелось бы иметь все виды вертолетов. Для увеличения боевых возможностей войск нам нужны Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Для высадки тактических десантов на небольшую глубину – вертолеты Ми-8. Для перевозки крупных подразделений в удаленные районы – большие Ми-26. Мы хотим предложить в состав 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады включить вертолетный полк: 40 вертолетов Ми-8 и 20 вертолетов Ми-24. Подчеркиваю, в состав бригады… Пойдет нам навстречу Генеральный штаб или не пойдет, сложно сказать.

Необходимость широкого использования ударных и транспортных вертолетов была в очередной раз установлена в ходе российской СВО в Сирии, начавшейся в 2015 году. В ходе учений «Восток-2018» был проведен эксперимент с высадкой личного состава одной из десантно-штурмовых бригад ВДВ с винтокрылых машин. Затем данный опыт повторили на учениях «Центр-2019» и «Кавказ-2020».

В конце февраля 2021 года Минобороны РФ заявило о планах по созданию аэромобильных батальонов ВДВ в каждой десантной дивизии. В феврале 2022-го стало очевидно, что они крайне необходимы. То, что полноценные аэромобильные войска России нужны, не вызывает никаких сомнений. Остается надеяться на то, что они появятся именно в таком виде, составе и численности, какой наиболее соответствует вызовам времени.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх