Лента новостей

15:56
«Кто-то этому нарику ещё верит?» Зеленский представил «план стойкости»
15:55
Маск обвинил Сороса в «лжедемии»
15:54
«Однажды будет рассвет нашей Победы». Сегодня 1000-й день СВО
15:49
Это диверсия: подробности о повреждении кабелей на дне Балтийского моря (ВИДЕО)
15:47
Дональд Трамп: «Сила – это мир». Что скрывается за этой формулой?
15:44
Зеленский анонсировал «план стойкости»
15:43
Парламент Абхазии принял отставку президента Аслана Бжании
15:20
Какао-бобы защитили сосуды от жиров при стрессе
14:54
ВС РФ отразили наступление ВСУ под Липцами
14:42
Последние новости от Юрия Подоляки сегодня, 19.11.2024: штурм Купянска, обстановка на Курском направлении
14:39
Ватикан совместно с Microsoft создали абсолютную цифровую копию собора Святого Петра
14:35
«Гиацинт-Б» поразил замаскированную натовскую гаубицу М777 ВСУ в Запорожской области
14:16
«Это уже WWIII». Байден одобрил ракетные удары по России
14:10
Канцлером Германии может стать выдвиженец BlackRock
14:07
Большинство стран на саммите G20 отказались осуждать Россию
14:05
Гурулев: обновление ядерной доктрины остудит горячие головы на Западе
13:46
Военнослужащим артиллерийского соединения группировки войск «Запад» вручили госнаграды в зоне СВО
13:29
Размер имеет значение: для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl на Xbox вышел гигантский патч
13:25
Салливан: Украине необходимо лучше укреплять позиции на фронте
13:19
Токио намерен и дальше вводить против России санкции
13:15
Медведев: использование ракет НАТО можно расценивать как нападение стран блока на РФ
13:12
ВС РФ освободили Новоселидовку
13:04
Владимир Путин утвердил обновленную ядерную доктрину
12:59
Джон Шемякин про Великую пролетарскую культурную революцию, часть 1
12:44
Вместе с А-100 «Премьер»: почему России нужны тактические самолеты ДРЛОиУ
12:24
Трюдо опять за свое: украинские нацисты-ветераны в безопасном убежище в Канаде
12:22
Салливан: Украина должна увеличить число военных на передовой
12:20
Путин утвердил обновленную ядерную доктрину
12:08
Google Maps сдал Украину и Польшу с потрохами
12:04
Сводки с фронта: последние новости спецоперации на 19 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
11:46
Иран обвинил Великобританию и ЕС в нарушении международного права
11:31
В США обвинили Байдена в попытке развязать новый конфликт
11:11
Уплотнить верхние слои: российские учёные придумали, как предотвратить торфяные пожары
11:08
Артиллеристы ВДВ уничтожают подразделения ВСУ в районе Ольговской рощи в курском приграничье — видео
10:56
Президент Венесуэлы и премьер Словакии раскритиковали разрешение Вашингтона на удары ВСУ вглубь России
10:54
Мечты Трампа о разъединении России и Китая
10:43
Что осталось от Кременчугской ГЭС после ударов ракет (ВИДЕО)
10:39
Президент Абхазии Бжания согласился уйти в отставку
10:38
На саммите G20 Байден не успел на общее фото из-за проблем с «логистикой»
10:10
Дальнобойные удары: Запад продолжает игру на нервах России
09:47
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.11.2024
09:41
Зеленский, Шефир и криворожская братва
09:40
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 19 ноября, день
09:38
Швеция расследует обрыв интернет-кабелей на дне Балтийского моря
09:31
Белгородская область под огнем: почти 100 атак за сутки, последствия обстрелов ВСУ
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Вместе с А-100 «Премьер»: почему России нужны тактические самолеты ДРЛОиУ

Вместе с А-100 «Премьер»: почему России нужны тактические самолеты ДРЛОиУ



Китайский самолёт ДРЛОиУ управления авиацией KJ-500.

После начала СВО на Украине все проблемы российских армии и флота с воздушно-космической разведкой, целеуказанием и корректировкой ударов, о которых ранее говорили только некоторые военные эксперты, наглядно проявились. Для повышения боеспособности ВС РФ и ВМФ РФ их требуется как можно быстрее устранить, но как?

Самолеты «с грибами»


Проблема с наземными РЛС заключается в том, что они видят только цели в пределах прямой видимости. Поэтому ударные беспилотники, крылатые ракеты и пилотируемые летательные аппараты, идущие на малой высоте, имеют шансы остаться ими незамеченными. Именно потому украинские дроны-«камикадзе» раз за разом оказываются способны пролететь огромные расстояния над российской территорией.



Если вслед за ними по целям в глубине нашей страны из Незалежной теперь полетят французские, британские и немецкие крылатые ракеты, это нанесет очень значительный ущерб военной и гражданской критической инфраструктуре. Для решения этой проблемы необходимо поднять радар как модно выше: на гору, крышу небоскреба, аэростат или самолет.

Вот о самолетах ДРЛО для ВС РФ, ВКС РФ и ВМФ РФ, которые вместо штучных дорогостоящих «вундерваффе» должны стать более бюджетными и массовыми и хотелось бы поговорить подробнее. Для начала стоит посмотреть, как к решению данной задачи подошли наши потенциальные противники и партнеры.

Почти все современные самолеты ДРЛОиУ построены на базе гражданских пассажирских лайнеров или военно-транспортных самолетов, что позволяет им дольше находиться в небе, тратя меньше топлива, поднимать мощное радиолокационное оборудование и целую команду специалистов для управления им.

Обратной стороной этих достоинств является их видимость на радарах противника из-за крупных габаритов и мощного источника радиоволнового излучения, что делает их приоритетной целью для истребительной авиации и комплексов ПВО. Поэтому летают они либо в сопровождении собственного эскорта, либо в глубоком тылу.

Чужой опыт


Наиболее ярким представителем данного класса является американский самолет АВАКС E-3 Sentry, построенный на базе грузового самолета Boeing 707-320. Это единый самолет ДРЛОиУ блока НАТО, стоящий на вооружении ВВС США, европейского командования НАТО, ВВС Великобритании, Франции и Саудовской Аравии.

Благодаря расположенной наверху РЛС кругового обзора, E-3 Sentry способен обнаружить цели над горизонтом на удалении в 650 км, цели типа бомбардировщик – на дальности до 520 км, малоразмерные низколетящие цели на дальности до 400 км, находясь в небе до 6 часов без дозаправки. Его экипаж составляют 4 человек летного состава и 13-19 операторов ДРЛО.

Не менее знаменитым является тактический самолет ДРЛОиУ Grumman E-2 Hawkeye, специально разработанный как палубный для американских авианосцев. Его боевой радиус составляет 320 км, он может патрулировать воздушное пространство в течение 4 часов. Экипаж E-2C состоит из 2 пилотов и 3 операторов ДРЛО. Помимо ВМС США, эти тактические самолеты ДРЛОиУ состоят на вооружении Франции, Египта, Тайваня и Японии.

Очень хорошо они показали себя также на вооружении ВВС Израиля, не имеющего ни одной АУГ, в ходе Второй Ливанской войны, когда использовались ЦАХАЛ в сухопутной войне для разведки и корректировки воздушных ударов. Интересно, что израильтяне впоследствии создали собственный воздушный радар IAI Phalcon, аналогичный по функциональности американском Е-3 Sentry системы AWACS, но не в виде вращающегося сверху «гриба», а с неподвижными АФАР, установленными вдоль фюзеляжа самолета.

Тем же путем пошли и шведы, создав легкий тактический самолет ДРЛО ASC 890 на базе небольшого двухдвигательного турбовинтового самолета Saab 340. Два таких летающих радара обещаны Украине, что должно повысить возможности ее ПВО/ПРО.

Рациональным представляется подход, которым руководствуется Пекин при создании собственного воздушного флота, состоящего из летающих радаров. По образу и подобию советского А-50 в КНР на базе грузового Ил-76ТД разработали собственный самолет ДРЛОиУ KJ-2000. Однако было понятно, что получаются они достаточно дорогие и технически сложные, а значит, много их не будет.

Поэтому параллельно велась работа над созданием более простого и бюджетного тактического самолета ДРЛОиУ. Им стал турбовинтовой KJ-200, построенный на базе среднего военно-транспортного самолета Y-8 (китайская версия Ан-12). Вместо традиционного «гриба» на нем установили неподвижную радарную решетку, напоминающую по форме коромысло, которая позволяет обнаруживать высотные цели на дальности 350-400 км.

Плюсы такого технического решения заключаются в большей простоте и дешевизне тактического самолета ДРЛОиУ. К слову, благодаря более экономичным двигателям, KJ-200 способен находиться в воздухе на 2 часа больше, чем KJ-2000 на базе Ил-76ТД. Минусы также очевидны: в носовой и хвостовой частях самолета имеются не просматриваемые зоны, что требует летать «змейкой».

Дальнейшим развитием KJ-200 стал тактический самолет ДРЛОиУ KJ-500, построенный на базе транспортника Y-9, представляющего собой удлиненную версию Y-8 с новыми двигателями и авионикой. В отличие от предшественника с неподвижным радаром в виде коромысла, новый китайский самолет имеет круглую неподвижную антенну РЛС на надфюзеляжном пилоне. Считается, что по своим возможностями китайский радар близок к РЛС американского палубного Grumman E-2D Hawkeye.

Главной особенностью ВВС и ВМС НОАК на сегодняшний день является большое количество тактических самолетов ДРЛОиУ, что компенсирует их меньшую производительность по сравнению со стратегическими KJ-2000.

Наше всё?


Если сравнивать с «западными партнерами» и «восточными», то у нас в этой компоненте не все так хорошо, как хотелось бы. В наследство от СССР России досталось несколько готовых самолетов ДРЛО А-50, построенных на базе военно-транспортного Ил-76. Из-за серьезного устаревания их радиоэлектронного оборудования в 2003 году начался процесс модернизации отечественных АВАКСов до уровня А-50У.

В связке с ЗРК большого радиуса действия С-400 на них возлагались большие надежды в ходе проведения СВО на Украине по «приземлению» вражеской авиации. К сожалению, на войне такой интенсивности без потерь не обойтись, а новых А-50У в нашей стране не производят.

На смену им уже давно разрабатывается большее совершенный самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер», чьи тактико-технические характеристики будут значительно превосходить предшественника. Вот только большая техническая сложность и потребность в импортозамещении части оборудования существенно сдвинули вправо сроки сдачи самолета. Хуже того, высокая стоимость оного не позволяет надеяться на большую серию «Премьеров».

Решением данной проблемы дефицита самолетов ДРЛОиУ стратегического класса могло бы стать начало производство более массового и дешевого тактического, как это делают американцы, шведы или китайцы. Однако тактический самолет ДРЛОиУ, способный быть и палубным, и наземным, а именно, советский Як-44, существует только в виде пыльной папки в каком-то архиве, и к нему нет двигателей.

Можно ли его возродить в модернизированном виде сегодня, и если нет, то какие возможны иные альтернативы? Об этом мы подробнее поговорим далее.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх