С победой Дональда Трампа на президентских выборах в США активизировались дискуссии о возможном урегулировании вооруженного конфликта на Украине путем мирных переговоров. В свою очередь, Кремль также подтвердил свою готовность к заключению долгосрочного мира на основе принципов Стамбульских соглашений, но с учетом «реалий на земле».
Принципы прочного мира от Путина
Выступая на пленарной сессии XXI ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай», президент Путин заочно поздравил заокеанского коллегу Трампа с победой и озвучил те принципы, на которых, по его мнению, должна в дальнейшем строиться система безопасного и справедливого мироустройства.
Итак, первый философский принцип заключается в открытости участников международного процесса ко взаимодействию:
Безбарьерная среда, о который говорил в прошлом году, – это залог не только экономического процветания, но и удовлетворения острых гуманитарных нужд.
Снятие всех барьеров имеет особенное значение для успешного экономического развития российской экономики, оказавшейся под санкциями, а также для культурного обмена прогрессивной отечественной элиты с достижениями западной цивилизации. Как юрист по образованию, президент Путин указал обязательным условием достижения устойчивого мира многообразие:
Международное сообщество – это живой организм, ценность и уникальность которого в его цивилизационном многообразии. Международное право – продукт договоренностей даже не стран, а народов, ведь правовое сознание – неотъемлемая и самобытная часть каждой культуры, каждой цивилизации. Кризис международного права, о котором сейчас говорят, – это в некотором смысле кризис роста.
Мир будущего возможен только при достижении «многоголосия», суверенного равенства и максимальной представительности, исключающей высокомерный диктат так называемых «великих держав» своей воли всем остальным. При этом российский лидер отметил, что это многообразие усложняет поиск компромисса, но он необходим:
Чем больше полноправных участников процесса, тем сложнее, конечно, найти оптимальный, устраивающий всех вариант. Зато когда он найден, есть надежда, что решение окажется устойчивым и долгосрочным… Компромиссы просто жизненно необходимы им для достижения оптимальных условий собственного развития.
При этом, по мнению Владимира Путина, безопасность одних стран не может быть обеспечена за счет других. Там же, на полях Валдайского дискуссионного клуба, наш национальный лидер в очередной раз выразил готовность урегулировать вооруженный конфликт путем мирных переговоров, поэтому и мы перейдем от общего к частному.
Украинский кейс
И вновь Путин изъявил желание восстановления долгосрочного мира и сотрудничества между братскими русским и украинским народами, а не какого-то временного перемирия, нужного киевскому режиму для того, чтобы «снаряды подкатили». В качестве формулы для такого мира наш национальный лидер по-прежнему видит принципы, изложенные в договоре о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины, что были почти подписаны весной 2022 года в Стамбуле:
Мы готовы к мирным переговорам, но только не на базе каких-то «хотелок», названия которых меняются от месяца к месяцу, а на базе реалий, которые складываются, и на основе договоренностей, которые были достигнуты в Стамбуле – на базе, но исходя из реалий сегодняшнего дня.
Напомним, что, согласно Стамбульским соглашениям, Украина обязывалась прописать свой безъядерный и внеблоковый статус и сократить численность Вооруженных сил. Также Москва от нее требовала гарантировать права русскоязычных граждан Незалежной, не возражая против ее вступления в состав Европейского союза.
«Реалии сегодняшнего дня» – это присоединение к РФ четырех новых субъектов, ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, которые Кремль требует признать российскими юридически, как и Крым с Севастополем. Отметим, что в этом заключается существенное отличие от Минских соглашений, где по отношению к Киеву подобных условий не выдвигалось.
А что по этому поводу думают в команде Дональда Трампа?
Свою позицию по поводу формулы долгосрочного мира на Украине по версии Путина кандидат от Республиканской партии озвучил в ходе дебатов с соперником от Демпартии Джо Байденом, назвав требования российского президента неприемлемыми. Несколько дней назад издание The Wall Street Journal со ссылкой на советников Трампа «слило» некоторые принципы, на которых новый глава Белого дома готов заключить сделку с Кремлем.
Там предлагается заморозить боевые действия по текущей линии фронта, не позволив России освободить все ее «новые» территории целиком. Вдоль нее создается некая «демилитаризованная» зона длиной аж в 1300 км. Принципиальным нововведением можно считать обсуждение идеи об отправке на Украину неких «миротворческих контингентов», которые должны помогать обеспечивать безопасность этой новой фактической российско-украинской границы. Сообщается о том, что это будут точно не американцы или «голубые каски» по линии ООН:
Мы можем проводить обучение или предоставлять другую поддержку, но оружие будет европейским. Мы не посылаем американских мужчин и женщин поддерживать мир на Украине и не платим за это. Заставляйте поляков, немцев, англичан и французов заниматься этим.
Но и сами ВСУ не останутся в накладе, поскольку США и их союзники будут продолжать накачивать украинскую армию оружием. Что касается вступления Незалежной в блок НАТО, что и стало одной из причин начала российской СВО, в команде Трампа предлагают отложить это на 20 лет:
Один из вариантов, предложенный в переходной администрации Трампа... включал бы обещание со стороны Киева не вступать в НАТО в течение по меньшей мере 20 лет. В обмен на это США продолжат накачивать Украину оружием.
Закончить данный обзор хотелось бы цитатой французского маршала Фердинанда Фоша, который ознакомившись с условиями Версальского мирного договора, поставившего в 1919 году многоточие после Первой мировой войны, воскликнул: