Лента новостей

12:47
ЕС выделил армии Иордании деньги на разведку
12:46
СВР России: англосаксы причастны к подрыву «Северных потоков»
12:44
Выбор элит Ирана по отношению к России
12:37
The Washington Post: Украина пытается купить Трампа энергоресурсами и полезными ископаемыми
12:36
Российские власти исключат «Талибан» из списка запрещённых организаций
12:30
Страх от Лондона до Варшавы: от новых ракет Путина нет средств защиты
12:27
Бортников заявил о создании на Украине теневого рынка оружия
12:14
Джон Шемякин про легизм, часть 2
12:12
Обстановка на фронтах: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 26 ноября 2024 года
12:09
На Камчатке появится электростанция мощностью 100 ГВт
12:04
Один погиб, один ранен: водитель открыл огонь по людям в Саратовской области
11:49
iPhone 17 Slim получился настолько тонким, что в него не поместится SIM-карта
11:38
В СВР заявили о причастности англосаксонских спецслужб к теракту на «Северных потоках»
11:30
«План неустойкости» Украины
11:00
Сакс сомневается, что Байден отдал приказ атаковать Россию ракетами в здравом уме
10:53
Грин: передача Байденом ядерного оружия Киеву будет госизменой
10:15
Российские бойцы ведут городские бои за освобождение Купянска от украинской оккупации
10:14
Гуцериев призвал не клеймить Запад геями и оголтелой пропагандой
09:57
Илон Маск раскритиковал бюрократию в Пентагоне
09:54
Ударная волна дошла до Запада - Новости
09:50
Штурм Великой Новосёлки: ключевой шаг к успеху на Запорожском направлении
09:47
На Камчатке появится электростанцию мощностью 100 ГВт
09:40
Хоррор-квесты положительно повлияли на иммунитет
09:37
Три шага для нейтрализации вражеской системы ПВО на Украине
09:35
Бронь не крепка: как Киев добивает свой военный потенциал
09:22
Почти сорок дронов Украины атаковали Россию. Медведев вновь рассказал о красных линиях
09:21
Стрелять по уклонистам - это норма. На Украине обсуждают повышение эффективности военкоматов
09:16
Иноагенты открыли в США фейковое «российское посольство»
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 26.11.2024
09:04
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 26 ноября, день
08:56
За сутки по Белгородской области ВСУ выпустили более 50 снарядов: последствия и меры помощи пострадавшим
08:51
«Человек боится неопределённости»: физики и психологи — о феномене ретроградного Меркурия
08:37
Иностранным агентам не платим
08:01
Томография показала, что на сосуды действуют даже вейпы без никотина
07:40
Банда – традиционная форма украинской самоорганизации
05:38
Возврат Армии США к ручным самозарядным гранатомётам
05:30
Как виски погубил судно. Трагедия «Green Hill Park»
04:25
Свежая военная сводка от Юрия Подоляки на 26.11.2024: Российские войска давят врага, укрепления ВСУ рушатся
03:41
Схватка за ключевые рубежи: новости СВО от 26 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1006-й день спецоперации России на Украине
02:28
Путин о межконтинентальном ракетном ударе: российские военные применили новый тип гиперзвуковой ракеты средней дальности в безъядерном оснащении
01:02
Северный Ледовитый океан: Канада и Норвегия, новые альянсы в Арктике – на подмогу НАТО
00:21
«Орешник» государства Российского
23:41
«Настоящее Definitive Edition»: новый трейлер GTA: Vice City Nextgen Edition воодушевил фанатов
22:40
Бывшая президент Тайваня призвала помогать в первую очередь Украине, потом Тайваню
22:06
Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Пути водорода: сможет ли водородное топливо когда-нибудь стать доступным

Пути водорода: сможет ли водородное топливо когда-нибудь стать доступным


Водород выгуливает собачку в мире углеводородного топлива

За четыре года число водородных проектов в мире выросло в семь раз. Во столько же раз увеличились инвестиции в водородную энергетику за последний год. Однако на водородомобилях мы все до сих пор не ездим. Как ускорить развитие водородной энергетики и нужно ли переводить автомобили на новое топливо?

Сложное топливо

Из всех известных сегодня способов производства водородного топлива самый экологичный — использование энергии солнца или ветра для электролиза. Газ, полученный таким путем, называют зеленым водородом, и стоит он дорого. На одной из сессий Петербургского международного газового форума эксперт компании Strategy Parthers Денис Бурак рассказал, из чего складывается эта высокая цена. Солнечные и ветряные ватты по-прежнему дороже углеводородных, а электролиз — сложный и потому затратный процесс.

Водородное топливо классифицируют по цветам, символизирующим экологичность технологии его получения. «Палитра» включает восемь цветов. Самым экологичным считается зеленый водород — его получают с помощью электролиза воды, энергию для которого генерируют солнечные и ветровые электростанции. Голубой и желтый водороды менее экологичны, но дешевле: голубой водород производят с помощью паровой конверсии метана, а образующийся при этом углекислый газ улавливают. Желтый водород получают электролизом за счет атомной энергии.

Эксперты форума сошлись во мнении, что на создание технологий для производства зеленого водорода нужны сотни миллиардов рублей. Специалисты считают рентабельными другие виды водорода — голубой и желтый. По мнению Андрея Осипцова, директора проектного центра по энергопереходу Сколтеха, такое топливо Россия может производить в больших объемах.

Баки с водородом
Баки с водородом. Фото Freepik

Однако каким бы ни был «цвет» водорода, затраты на строительство инфраструктуры для его доставки по трубам исчисляются триллионами рублей. Для его хранения нужно построить высокотехнологичные базы, что влечет за собой разработку единых требований к пожаро- и взрывобезопасности: водород становится опасным при контакте с кислородом и некоторыми другими газами. Проще перевозить и хранить его в составе химических соединений — аммиака или метанола, но тогда возникает проблема его «распаковки» в чистый газ.

Наконец, чтобы широко использовать водородное топливо, потребуются промышленные и бытовые топливные элементы, турбины, котлы и газоперекачивающие агрегаты. В результате стоимость израсходованного топлива на километр станет сравнимой с полетом на Луну.

Где водороду место

Генеральный директор Центра водородных технологий АФК «Система» Юрий Добровольский полагает, что самая подходящая ниша для водородного топлива — транспорт. Но не весь. По городу экономичней ездить на бензиновой или электрической легковушке. Грузовику же для дальних расстояний зарядки аккумулятора не хватит, поэтому дистанции порядка 500 километров он в перспективе будет проезжать на проверенном углеводородном топливе или водороде.

Эксперт компании Strategy Parthers Денис Бурак на Петербургском международном газовом форуме

Эксперт компании Strategy Parthers Денис Бурак на Петербургском международном газовом форуме

Эксперт компании Strategy Parthers Денис Бурак на Петербургском международном газовом форуме

Эксперты обсуждают судьбу водородного топлива на Газовом форуме

Эксперты обсуждают судьбу водородного топлива на Газовом форуме

Эксперты обсуждают судьбу водородного топлива на Газовом форуме

Количество водородных грузовиков в мире быстро растет. Среди потребителей водорода — водный транспорт: в 2023 году протестировали первый в России водородный катамаран, а в 2024 году спустили на воду водородный катер.

Компания «Н2 Инвест» представила на Газовом форуме контейнер для транспортировки и хранения сжиженного водорода. В нем топливо в жидкой форме безопасно перевозить на тысячи километров, а в газообразное состояние его можно будет превратить прямо на АЗС. По размерам емкость соответствует стандартной железнодорожной цистерне или морскому грузовому контейнеру, поэтому ее удобно везти на поезде или судне. Накануне форума опытный образец погрузили на железнодорожный состав и отправили в тестовое международное путешествие.

Водородные технологии хорошо работают по отдельности, но в комплексе могут не стыковаться друг с другом, утверждает эксперт консалтинговой компании Strategy Parthers Денис Бурак. Развивать водородную энергетику лучше сообща и в единой среде. Например, в водородных кластерах — научно-испытательных комплексах, объединяющих ученых и производителей. Ускорить создание таких кластеров государство могло бы с помощью налоговых льгот, стимулировании спроса на водородные энергоносители и поддержки водородных проектов, считают эксперты.

Грузовик с водородным топливом
Грузовик с водородным топливом. Фото iStock

Сейчас водородная энергетика в стране развивается в том числе за счет субсидий. На Сахалине в 2024 году начал работу водородный научно-исследовательский полигон, второй планируют создать на Ямале.

Пока, как отмечают эксперты, Россия уделяет больше внимания природному газу, а не водороду. Однако в перспективе, считает Юрий Добровольский, наша страна может стать экспортером водорода и поставщиком водородных технологий.


Елена Ли


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх