Царь Алексей Михайлович
В Царствование Алексея Михайловича происходит перемена в представлениях о природе царской власти. Соответствие российских реалий византийскому культурному эталону выступает на первый план.
Историк Е.В. Скрипкина
Время, как союзник
В статье
Судьба его останков хорошо известна. Как и избрание Земским собором на царство Михаила Федоровича, что и стало точкой отсчета, связанной с преодолением Смуты, – во всяком случае, на уровне формируемых со школьной скамьи представлений.
Хотя трагическая судьба предшественников не давала покоя первому Романову на троне. Понять его можно. Избран Земским собором? Так и Годунов с Шуйским – тоже. Но в глазах простого народа это мало что значило: не «природные» цари, значит – самозванцы.
Борис Годунов понимал, что угроза быть в глазах людей незаконным — вполне реальная, и старался повысить статус своей семьи. Поразительно, но тем же самым будет озабочен и Михаил Федорович Романов в конце своей жизни. Оба избранных государя будут стремиться выдать замуж своих дочерей за прирожденных государей, чтобы таким образом создать новое качество династии, закрепив законность их прав на престол,
– пишет медиевист А.Л. Юрганов
– пишет медиевист А.Л. Юрганов
Ни у того, ни у другого с последним не сложилось.
Однако на стороне Михаила выступило время. Начиная от Деулинского перемирия, двадцать семь лет спокойного, если не считать Смоленской войны, да и та по политическим последствиям выглядела не такой уж проигрышной: Владислав отказался от претензий на русский престол, правления, нежелание по сути всех категорий населения повторения Смуты, необходимость восстановления страны постепенно укрепили положение Романовых, во многом в силу их поддержки со стороны провинциального дворянства, военно-политическая роль которого начинает расти.
Соответственно, когда в 1645-м Алексей Михайлович взошел на трон, его легитимность не ставилась под сомнение.
Новая династия настолько окрепла, что
любой намек, — пишет крупнейший знаток эпохи, военный историк О. А. Курбатов, — на самозванчество или «умысел» против царской семьи преследовался и жестоко карался («Слово и дело: государство»).
Но вот с оценкой потомков государю, равно как и целому веку, не повезло.
До недавнего времени в отечественной историографии прозванный Тишайшим самодержец находился в тени деяний своего эксцентричного сына. О самой России XVII столетия бытовали превратные представления: сонное царство, галки на заснеженных куполах церквей, дородные и дремлющие на заседаниях Думы бояре, зевающие дьяки в приказных избах с паутинами на окнах, и еще стрельцы с бердышами в красных шапках набекрень.
Вот в этот-то мир Петр и ворвался, в немецком платье, засучив рукава и дымя трубкой.
В наступившем тысячелетии плеяда военных историков плодотворно работает над разрушением далеких от реалий Бунташного века представлений.
Прежде всего, касается это тематики войн и строительства Вооруженных сил. Речь об О.А. Курбатове, А.В. Малове, А.Н. Лобине, Н.В. Смирнове, В.С. Великанове. Введенные ими в научный оборот ранее недоступные и исследователям, и широкому кругу читателей материалы Российского государственного архива древних актов существенно корректируют представления и об эпохе Алексея Михайловича, и о нем самом.
Меж двух миров
Мы же обратим внимание на следующее: земной путь Тишайшего пролегал через рубеж двух миров. Ибо, когда он рождается, еще живы, хотя и глубокие старики, помнящие времена Грозного и заставшие уже почти растворившееся в реалиях централизованной державы слабое эхо домонгольской Руси, блестяще отраженное в эпистолярном наследии А. Курбского.
На момент же смерти Алексея Михайловича Петру шел четвертый год, подрастали и те, кто будет воздвигать с ним и поныне вызывающее столько споров здание Петербургской империи.
«Иностранные посланники в Посольском приказе». Картина В.Г. Шварца
Собственно, империю, только Московскую, и начал строить Тишайший. Здесь важно подчеркнуть: в статье «Грозный: царское служение на краю бездны» мы говорили о восприятии Иваном Васильевичем самодержавной власти как катехона – во всяком случае, так пишет об этом историк Д.М. Володихин – в преддверии конца земной
Напомню: предки тогда мыслили в парадигме «чистых» и «нечистых» земель, а эсхатологические ожидания виделись им столь же очевидной реальностью, как и для нас, сегодняшних, – опавшие листья за окном.
Подобное мировоззрение порождало культурный изоляционизм, когда царю и в голову не пришло бы совершить турне в сопредельную «нечистую» – а иных и не было – страну.
Причем культурный изоляционизм столь крепко въелся в плоть и кровь российского — я, разумеется, вкладываю в данное слово культурологический, а не узкоэтнический смысл — коллективного бессознательного, что некоторая часть нашего общества не желает преодолевать его и по сей день.
С подлинно имперским размахом
Однако именно Алексей Михайлович соответствующие перегородки с Европой и начал разрушать, при этом не подвергая эрозии российскую культурно-религиозную идентичность, разве что дополняя ее византийской, представлявшей собой, пусть и с рядом несущественных оговорок, матрицу русской культуры.
Как геополитик мыслил он не менее масштабно, чем сын:
Москва утвердилась в своем качестве православной столицы, и на этом этапе концепция Москвы – третьего Рима получает не теократический, а политический смысл. Это предполагает отказ от культурного изоляционизма и возвращение к идее вселенской православной империи. Соответственно, вновь делается актуальным византийское культурное наследие. Алексей Михайлович стремится в принципе к возрождению Византийской империи с центром в Москве как вселенской монархии, объединяющей в единую державу всех православных. Русский царь должен теперь не только занимать место византийского императора, но и стать им,
– пишет выдающийся филолог Б.А. Успенский.
– пишет выдающийся филолог Б.А. Успенский.
В свете сказанного Борисом Андреевичем и в контексте прошлых наших бесед о правлении первого русского самодержца хорошо видна разница между Грозным и Тишайшим. Первый рассматривал свою политическую задачу в преодолении сепаратизма аристократии и сакральную, выраженную в символике опричного дворца, — в подготовке ко встрече Спасителя, который, по чаяниям государя, в Александрову слободу и должен прийти.
Да, ремарка: понимая, что приведенное выше утверждение может вызвать вопросы и даже критику, рекомендую интереснейшее исследование – докторскую диссертацию, опубликованную в виде монографии – А. Л. Юрганова «Категории русской средневековой культуры», на страницах которой и в рамках научной методологии символика Опричного дворца в Александровой слободе подробно разобрана.
А у Алексея Михайловича более широкий размах. Подлинно имперский. Возрождение Восточно-Римской державы, пусть и в ином географическом пространстве, но в рамках концепции Translatio imperii – «передачи империи». О ней см. размышления историка С. Девочкина, приведенные в статье, трагедии Годуновых посвященной.
В соответствующей парадигме Translatio imperii и мыслил Тишайший. Империя же в подлинном своем измерении существует только в рамках наднациональной мессианской идеи.
В этом плане прав публицист В.В. Кожинов:
Византийскую империю вполне уместно поэтому определить как идеократическое (имея в виду власть православных идей) государство; между тем Западу присуще то, что следует определить термином номократия – власть закона (от греч. nomos – закон); с этой точки зрения азиатские общества уместно определить термином «этократия» (от греч. etos – обычай).
И если Грозному мессианская идея в целом была чужда, завоевание им осколков Золотой Орды уместно мыслить, на мой взгляд, в рамках стратегии выживания, нежели основанного на мессианстве экспансионизма, то Алексей Михайлович видел ее своего рода путеводной звездой во внешней политике, о чем будем говорить в следующей статье.
Да, по поводу Грозного: еще одна ремарка, требующая некоторого отвлечения от темы; все-таки уточню, предполагая возможность критики в свой адрес в контексте вопроса: а разве покорение Сибирского и Казанского ханств не пример реализации именно имперской мессианской идеи?
Думаю, что в целом нет. Борьбу с Кучумом вело не столько Русское государство, сколько клан Строгановых, профинансировавший поход Ермака и руководствовавшийся сугубо экономическими интересами.
Что касается Казани, мне представляется не совсем верным видеть в ее покорении реализацию мессианской идеи, особенно учитывая довольно быстрое инкорпорирование татарской (это, впрочем, касается всех оказавшихся под скипетром двуглавого орла осколков Золотой Орды, не только казанцев) мусульманской элиты в российскую, при сохранении первой религиозно-культурной идентичности.
В качестве яркого примера можно привести судьбу племянника Кучума – талантливого военачальника Маметкула, а также действия татарских и башкирских исламских, равно как и буддистских калмыцких, отрядов в царской армии.
Для сравнения: после завершения Реконкисты в Испании практически не осталось мусульман. И это при том, что в Средневековье Пиренеи, под властью сначала кордовских, а потом гранадских эмиров, представляли собой столп не только культуры и образования в мире ислама, но и в целом на просторах Европы.
Но – снова к Тишайшему. Его, возвращавшего некогда входившие в Киевскую Русь земли, уместно сравнивать с Юстинианом, который восстанавливал политическое пространство Pax Romana.
Пройдет столетие, и Екатерина II предаст данной идее иное содержание в рамках Греческого проекта и путем реанимации Восточного Рима уже на исконных его землях, поставив целью изгнание османов в пределы Малой Азии. Но так и не реализованная идея была бы немыслима без развития соответствующей геополитической концепции Алексея Михайловича.
Ибо вхождение в состав России расположенных в бассейне Днепра православных территорий неизбежным образом пробуждало надежды у христианских народов Балкан, в особенности у болгар, некогда оказавших существенное влияние на становление русской культуры, взять наследие современника Дмитрия Донского и друга преподобного Сергия Радонежского – митрополита, формально Киевского, а по существу Московского, Киприана.
Соответственно, воссоединение с Малороссией ставило перед нашим государством новые задачи – гораздо более масштабные, нежели в XVI в.
Собственно, еще ранее к освобождению пребывавших под властью султана балканских христиан призывал Алексея Михайловича в 1649 г. посетивший Москву иерусалимский патриарх Паисий:
Пресвятая Троица благословит державное ваше царствие, да умножит вас превыше всех царей и покажет вас победителем и одолетелем на сопротивных видимых и невидимых врагов, якоже и древних и новых царей – царя Давида, царя Езекия и великого царя Константина, да утвердит вас и умножит лета во глубине старости, благополучно сподобит вас восприяти вам превысочайший престол великого царя Константина, прадеда вашего, да освободишь народ благочестивых и православных христиан от нечестивых рук, от лютых зверей, что поедают немилостиво; да будеши новый Моисей, да освободиши нас от пленения, якоже он освободил сынов израилевых от фараонских рук жезлом, знамением честного животворящего креста.
И если Грозный, как мы помним из предыдущих бесед, сам примерял к себе библейские аллюзии, то в отношении Тишайшего это делает глава одной из Восточных Церквей, словно вручая ему жезл, выпавший из рук последнего византийского императора – также Константина.
Здесь мы плавно переходим к корректировке представлений о царской власти – и самим государем, и его подданными.
Б.А. Успенский акцентирует внимание на важной детали:
Русские традиции рассматриваются как провинциальные и недостаточные – отсюда положительное отношение к грекам, которые могут восприниматься как носители византийской культурной традиции.
Путем цезарепапизма
Расставаясь с провинциализмом, обращаясь к византийскому наследию, Алексей Михайлович воспроизводит мистику служения восточно-римских василевсов, причащаясь, как позже и его сын Федор, во время венчания на царство в алтаре, что, согласно канонам Церкви, могут делать только священники, но осуществляли императоры в Константинополе.
Для некоторой части далеких от религии моих уважаемых читателей Причащение царя в алтаре может не показаться важным. Однако в контексте категорий средневековой культуры – в XVII в. они не были изжиты в полной мере – этот шаг монарха носил не только религиозный, но и политический характер, являя торжество на русской почве цезарепапистской идеи, в рамках которой самодержец брал на себя некогда присущие римским императорам функции Pontifex maximus, только с иным содержанием.
Впрочем, свойственная василевсам политика цезарепапизма Алексеем Михайловичем реализовывалась во вполне приземленных шагах: например, в создании Монастырского приказа, ведавшего церковным имуществом и вызвавшего протест патриарха Никона.
Относительно бытовавшего в Восточно-Римской империи цезарепапизма: в качестве контраргумента мне могут привести идею того же Юстиниана о симфонии властей – духовной и светской. Однако на практике ничего подобного ни в истории Восточного Рима, ни России никогда не было. И быть не могло.
Важное замечание в рамках констатации цезарепапистского характера власти в России XVII столетия: как известно, противоположностью ему является папоцезаризм, более свойственный взаимоотношению римского понтифика с некоторыми монархами Западной Европы, нежели Русскому государству.
Однако аргументом в пользу последнего относительно политических реалий Российского царства Бунташного века может послужить, с одной стороны, титулатура патриархов Филарета и Никона – «Великий государь», с другой – так называемое шествие на осляти в Вербное воскресенье, когда царь вел под уздцы стилизованного под ослика коня, на котором восседал первоиерарх.
«Вербное Воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие на осляти». Картина В.Г. Шварца
Казалось бы, таким зримым образом на языке символа демонстрировался примат духовной власти над светской, точнее — претензия первой взять на себя прерогативы второй, то есть папоцезаризм. Всем же со школьной скамьи известно изреченное Никоном и ставшее хрестоматийным сравнение царской власти с луной, а патриаршей — с солнцем.
Однако источники не дают нам достаточных оснований видеть в титулатуре Филарета умаление царских прерогатив Михаила:
Как показывают разрядные записи, – пишет, на основе анализа архивных материалов, историк Д. П. Исаев, – Михаил Федорович посылал государевы грамоты, указывал чаще самостоятельно по военным вопросам. Например, повелевал воеводам отправляться в те или иные места службы. А это весомая часть управления. Также местнические споры в Царском Дворе рассматривались в основном именно царем.
Ну а куда привели в конечном счете папоцезаристские амбиции Никона – хорошо известно. При Федоре Алексеевиче шествие на осляти уже не несло в себе никакого политического смысла, а Петр I вообще его отменил вместе с патриаршеством.
Новый Константин на московском троне
Постепенно не только народное сознание, но и интеллектуальная элита начинает сакрализировать образ монарха, предавая ему имперские и библейские черты в римском их понимании. Более всех на этом поприще потрудился Симеон Полоцкий, сравнивавший Тишайшего с Константином Великим и даже с Соломоном: «Красоту его (Российского царства – И.Х.) мощно есть ровняти Соломоновой прекрасной палате».
Памятник Симеону в Полоцке
Здесь уместно вспомнить отмеченную в предыдущей статье неудачную и осуждённую знаменитым публицистом дьяком Иваном Тимофеевым попытку Годунова воздвигнуть храм, Соломону посвящённый, дабы на языке символа продемонстрировать превращение Москвы в Новый Иерусалим, а себя сопоставить – здесь я, разумеется, ступаю на почву предположений, допуская со своей стороны возможность неверной интерпретации мотивации Бориса – с библейским царем.
Но, как и в примере с иерусалимским патриархом, Алексей Михайлович именно удостаивается столь лестных сравненный.
Более того, в стихотворном и обращенном к Тишайшему творчестве Полоцкого:
царя, – пишет философ М.С. Киселева, – символизирует орел. Как барочный концепт царской власти орел визуализирует в геральдике государственную власть. В его образе скрыт важный аллегорический смысл: орлом царь есть, ибо, яко орел свое дети, на солнце, так на Христа всех учит смотрети.
Подобные, формируемые в сознании Алексея Михайловича и становившиеся частью его политического мышления представления о сакральном статусе царской власти неизбежным образом должны были найти отражение во внешней политике, контуры которой мы обозначали, но о путях их реализации поговорим в следующем материале.
И в завершение еще одна ремарка: в прошлой статье, Годунову посвященной, я запамятовал добавить список использованной литературы. Исправляюсь и особенно рекомендую моим уважаемым читателям работу Д.Г. Хрусталева о Лжедмитрии, основанную на научном анализе следственного дела, с угличской трагедией связанного.
Из нее станет понятно, почему я в наших беседах, что о Грозном, что о Годунове, столько внимания уделяю инфернальной теме: заложным покойникам, ожиданию конца света и пр.
В конце концов, дабы понять и логику, и суть событий, происходивших в Средние века и Новое время, следует оказаться, как писал выдающийся культуролог Ю. М. Лотман, назвав соответствующим образом одну из своих замечательных книг, внутри мыслящих миров.
Использованная литература
Девочкин С.
Душечкина Е.В. «Строгая утеха созерцанья». Статьи о русской культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
Исаев Д.П.
Киселева М.С.
Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. М.: «Медиарост», 2023.
Скрипкина Е.В.
Скрипкина Е.В.
Список литературы к статье «Трагедия Бориса Годунова, или: Царь-то “ненастоящий”!»
Баталов А.Л.
Виноградов А.В.
Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры, 2000.
Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры // Избранные труды. Т. 1. М.: «Языки русской культуры», 1996.
Хрусталев Д.Г. Гибель царевича Дмитрия. Очерки политики и чародейства конца XVI в. С-Пб.: «Крига», 2022.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: