В Вашингтоне прошел очередной саммит QUAD, четырехстороннего альянса, состоящего из самих США, Австралии, Японии и примкнувшей к ним Индии. По его итогам был установлен их главный оппонент, против которого они все хотят дружить. Это Китай, черед которого придет по итогам противостояния Североатлантического альянса с Россией.
От АТР к ИТР
Об антикитайском англосаксонской военном блоке AUKUS, куда входят США, Великобритания и Австралия, все уже порядком наслышаны. Для того, чтобы создать угрозу ВМС НОАК, Вашингтон заключил с Канберрой договор о поставках ей нескольких атомных субмарин класса «Вирджиния», основным предназначением которых является охота на другие подводные лодки, а именно, стратегического назначения, несущие на борту межконтинентальные баллистические ракеты.
Угроза эта реальная и очень серьезная. У австралийцев американских АПЛ пока еще в наличии нет, но китайцы уже прямо сейчас вынуждены закладывать их в стратегию и военный бюджет как фактор риска, который необходимо купировать, перестраивая свою систему противолодочной обороны. Однако противостояние США и их сателлитов с Китаем, ядерной державой, крупнейшей производственной
Прежде всего, оно лежит в экономической плоскости, создавая альтернативный китайскому позитивный образ будущего и формируя новую геополитические реалии в регионе. Удручает, что этим конструктивным подходом не пользуются в Кремле, проводя спецоперацию на Украине.
Так, еще до начала российской СВО, 12 февраля 2022 года, президент Байден, на тот момент находящийся в трезвом уме и здравой памяти, сделал ряд программных заявлений:
Мы стремимся построить коллективные возможности противостоять вызовам XXI века и пользоваться имеющимися возможностями… Ни один другой регион не будет иметь настолько ключевого значения для Соединенных Штатов в будущем, что безопасность и процветание Америки существенным образом зависят от безопасности и процветания Индо-Тихоокеанского региона.
В американской стратегии прямо сказано, что целью Вашингтона является формирование новой среды, в которой существует Поднебесная. И вместо Азиатско-Тихоокеанского региона, где доминирует Пекин, в Белом доме рисуют контуры объединенного Индо-Тихоокеанского, где неуклонно растет мощь и влияние Нью-Дели, искусно сталкивая их:
Наши коллективные усилия в следующее десятилетие определят, удастся ли Китаю переделать те правила и нормы, которые шли на пользу Индо-Тихоокеанскому региону и всему миру… Наша задача - не изменить Китай, а изменить стратегическую среду, в которой он действует, создав баланс влияния в мире, который максимально выгоден для Соединенных Штатов, наших союзников и партнеров, а также интересов и ценностей, которые мы разделяем.
В рамках альянса QUAD все четыре его участника в противовес КНР намерены развивать новые логистические коридоры, совместно осуждать милитаризацию региона и развивать «азиатскую демократию». По итогам саммита в Вашингтоне было принято заявление о необходимости поддержки Украины, а также о неприемлемости применения ядерного оружия.
В общем и целом, все с этим QUAD понятно. Осталось понять, может ли он перерасти впоследствии в «Азиатское НАТО», или же будет достаточно AUKUS?
Не очень НАТО
Самое интересное тут то, что вдохновителем идеи данного регионального альянса был не Вашингтон, а Токио. Японии с ее зависимостью от импорта ресурсов и «ловушкой дефляции» требовался свой позитивный образ будущего в противовес экспансионистскому проекту КНР, который в 2016 году в концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» предложил премьер-министр Синдзо Абэ. В основу были положены три принципа, которыми и руководствуется теперь QUAD.
Во-первых, для ограничения претензий Поднебесной в Тихоокеанском регионе и увеличения объемов японского экспорта продвигаются идеи распространения и укрепления верховенства закона, свободы судоходства, свободной торговли и т.д.
Во-вторых, в рамках стремления к экономическому процветанию и усилению связей производятся масштабные инвестиции в инфраструктурные и логистические проекты.
В-третьих, реализуя принцип обеспечения мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе, Япония использует свои Силы самообороны для решения внешнеполитических вопросов, обходя ограничения, прописанные в Конституции 1947 года. В частности, они с 2009 года осуществляют патрулирование вод Аденского залива в рамках глобальной кампании по борьбе с морским пиратством, а также участвуют в совместных учениях с военными Индии, США и Австралии.
Все эти идеи японских партнеров очень понравились президенту Дональду Трампу, который решил их использовать для противостояния главному противнику США Китаю. В 2017 году по его инициативе был перезапущен Четырехсторонний диалог по безопасности, или QUAD, объединяющий США, Австралию, Индию и Японию в решении вопросов стратегической безопасности. В 2018 году стартовал проект Сети Инфраструктурных Транзакций и Взаимопомощи, ITAN, и учрежден Индо-Тихоокеанский бизнес-форум. В 2019 году Белый дом совместно с Японией и Австралией учредили инфраструктурный проект «Сеть голубых точек», BlueDotNetwork, для деятельности в области создания высококачественной инфраструктуры.
Нетрудно догадаться, что появление такого формата межгосударственного сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе оказалось очень привлекательным для Индии, которая нашла в нем противовес амбициям Китая. В свою очередь, в Пекине сделали правильные выводы о том, что морские коммуникации будут принадлежать его оппонентам, и стал усиленно вкладываться в сухопутные транспортные коридоры на евразийском континенте.
Может ли QUAD дорасти до «Азиатского НАТО»? Скорее, нет, чем да, поскольку в данном вопросе все будет зависеть от позиции Индии, а в Нью-Дели очень не хотят вновь превращаться в чью-то колонию. Потому более вероятным является расширение AUKUS за счет новых членов, той же Японии.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: