Лента новостей

03:12
Российские войска наносят сокрушительные удары: новости СВО от 18 сентября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 937 день спецоперации России на Украине
02:21
Видео уничтожения БЭКа ВСУ где-то на просторах Черного моря
01:51
Финляндия: зависимая независимость
01:41
В Приморье стартует совместное российско-лаосское военное учение «Ларос-2024»
01:02
Сотрудники ФСБ продолжают предотвращать преступления агентов украинских спецслужб
00:56
«Юридическая дубина» глобалистов
00:28
Seagate выпустила внешний накопитель PlayStation Game Drive External SSD, полностью совместимый с PS5 и PS4
00:28
Анонс всё ближе: Red Dead Redemption засветилась в базе данных Steam
00:27
Акции Motorola падают после атаки Израиля на Ливан и «Хезболлу»
00:27
Лукашенко предупредил Запад: нападение на Белоруссию станет началом Третьей мировой войны
00:27
Президент Еврокомиссии распределила портфели между странами и кандидатами
00:27
Ветеран СВО стал сенатором от Курской области
00:27
На Украине создадут Центр рекрутинга иностранцев
00:26
Задержание Дурова — эпоха прямого и грубого действия
00:26
Кто бы ни стал новым японским премьером, он будет выполнять волю дяди Сэма
00:26
Специалист по кибербезопасности Масалович: что произошло с пейджерами в Ливане
00:25
В Ливане взрывы пейджеров назвали актом агрессии Израиля
00:25
В ДНР открылся межмузейный выставочный проект «Битва за Донбасс. Бессмертие подвига»
00:25
Осужденный за покушение на военнопленного из ДНР признан террористом в России
00:25
Российская армия освободила Украинск
00:24
Топливо для кошмаров: боятся ли на Западе применения российского ядерного оружия или все же нет
00:23
«Птички» противника больше не взлетят
00:23
Дмитрий Пучков о сериале ГДР, одиннадцатый эпизод
00:21
«Надёжный гарант безопасности России»: как создавался и менялся ядерный полигон на Новой Земле
00:21
«Вызвано чрезвычайно враждебной обстановкой»: в Кремле объяснили увеличение численности ВС РФ
00:21
Марс: под древним океаном обнаружены загадочные плотные структуры
00:20
Квантовая природа сознания подтверждена исследованием анестезии
19:28
Новый метод позволит смоделировать теорию квантовой гравитации в лаборатории
19:23
«Британский шторм» – реальная угроза или много шума из ничего?
19:10
Япония наступает на грабли столетней давности в отношениях с Россией
19:03
Директора парка «Патриот» отправили под домашний арест
19:02
Парламент Франции одобрил запуск процедуры импичмента Макрону
19:01
Путин намерен снять Пушилина с должности. Пасечник и Балицкий следующие?
18:59
Американская компания Intel отказалась от строительства заводов в Германии и Польше
18:55
Деньги, которые не утекают
18:54
Сексуальные секреты стюардесс. Забудьте про перепихон в воздухе: для экипажа в порядке вещей групповушка между рейсами и экзотические связи
18:23
В Ливане массово взорвались пейджеры
17:51
Майдана больше не будет
17:39
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 17 сентября
17:33
Страсти по унитазам
17:28
«24 Новый русский бренд» открыл первый шоурум в Донецке
17:10
Google представила полноценный режим рабочего стола для планшетов на Android
16:46
Президент Бразилии: Украине надо было обращаться за поддержкой до СВО, а теперь мы никого не поддерживаем
16:45
В Грузии запрещена ЛГБТ-пропаганда и смена пола, вопреки критике ЕС
16:44
Евродепутат констатировал банкротство Украины
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Ладожские линкоры

Ладожские линкоры


Ладожские линкоры
Гроза Ладоги


Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоём в Европе – почти море! По крайней мере, в плане волнения: штили здесь редкость, а вот шторма с резким усилением ветра до 20–30 метров в секунду, напротив – частое явление. Во время войны по Ладоге проходила «Дорога жизни» – единственный путь снабжения блокадного Ленинграда. Само собой, для защиты дороги была создана Ладожская военная флотилия...



Точнее, создана она была ещё в Финскую войну: на 1939 год по Ладоге проходила граница между СССР и Финляндией. Поэтому задач для моряков-балтийцев на озере хватало: высадка своих десантов, недопущение – вражеских, заброска разведгрупп, уничтожение береговых батарей... Поскольку по результатам мирного договора Финляндия выхода в озеро лишилась, флотилия была ликвидирована, а на её базе создан учебный отряд Военно-морских учебных заведений. С началом Великой Отечественной войны финны вновь появились на берегах Ладоги, на этот раз в компании немцев. Так что флотилию пришлось спешно восстанавливать...

Но что за флотилия без кораблей? Тем более Ладожская, к кораблям которой требования – особые: с одной стороны – малая осадка, с другой – хорошая мореходность. И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!

Возможность работать в сложной ледовой обстановке – важнейшее качество на Ладоге!

Построили будущую грозу Ладоги, на свою голову, немецкие инженеры с гамбургской верфи Deutsche Werft AG. Советское правительство планировало углубление Татарского пролива, поэтому немцам заказали строительство серии грунтовозных шаланд, названных в честь рек: по большей части дальневосточных. Суда имели водоизмещение тысячу тонн (стандартное – 913 тонн, полное – 1 100 тонн) и были новее некуда – 1940 года постройки! Разумеется, не обратить внимания на подобную роскошь командование Балтийского флота не могло. И шаланды стали канонерскими лодками...

Главный калибр «ладожского линкора»

Переоборудованы в канонерки шаланды были в фантастически короткие сроки – 10–14 дней. Всего канонерских лодок на Ладоге снарядили 11 штук: «Амгунь», «Бира», «Бурея», «Волга», «Зея», «Кама», «Москва», «Нора», «Ока», «Олёкма» и «Селемджа».

Вооружили свежеиспечённые боевые корабли по-разному: на «Бире», «Амгуни», «Москве», «Селемдже» и «Олёкме» поставили две 100-мм артиллерийских установки Б-34 – вспомогательный калибр крейсеров типа «Киров»! На «Волгу», «Каму», «Зею» и «Оку» установили по два 130-мм орудия – как на новейших эсминцах. На «Нору» и «Бурею» – по четыре 76-мм пушки (впоследствии на «Селемдже», «Норе» и «Бурее» 100-мм и 76-мм орудия были также заменены на два 130-мм). А на зенитные орудия и вовсе не поскупились: 3 45-мм зенитки 21-К, 2 37-мм 70-К, 20-мм «Эрликон» (на «Оке» и «Зее» – два) и 4 пулемёта ДШК.

Помимо вооружения, канонерки бронировали – установили 100-мм бортовую броню и 12-мм на боевую рубку.

Капитан 1-го ранга Н. Ю. Озаровский

По меркам Ютландского сражения – ни о чём! Но для условий Ладоги корабли получились идеальные: малая осадка при большом водоизмещении, возможность ходить во льду, дальнобойная артиллерия, достаточно сильная ПВО. Правда, скорость была маловата – порядка 6–8 узлов, но для озера этого вполне достаточно.

Командовать дивизионом «Ладожских линкоров» поставили опытного моряка, капитана 1-го ранга Николая Юрьевича Озаровского, успевшего повоевать ещё с кайзеровским флотом.

Остров Сухо – размеры не впечатляют...

При словах «Дорога жизни» обычно представляются колонны полуторок, осторожно движущихся по льду. Но лёд на Ладоге стоял не больше 4–5 месяцев в году, с конца ноября по апрель. Всё остальное время грузы в осаждённый Ленинград доставлялись водным путём. Канонерки эскортировали в город караваны судов, отражали налёты немецкой и финской авиации, а впоследствии и торпедных катеров, сами вывозили на своих палубах женщин и детей из блокадного Ленинграда, доставляя обратно продовольствие.

Но это – не всё: огонь артиллерии бывших шаланд поддерживал тактические десанты, подавлял вражеские батареи, уничтожал финские береговые объекты, канонерки занимались спасательными работами и ломали лёд.

Но самым крупным боем на Ладоге было сражение у острова Сухо...

Бой у острова Сухо

Остров Сухо – искусственный, его насыпали по приказу Петра I на отмели в 30 километрах от берега. В 1942 году на крохотном островке советское командование решило установить батарею – 3 100-мм пушки, пулемёт ДШК и два зенитных «Максима» – счетверённый и обычный.

На разрушение маяка на острове фашистское командование отправило отряд под командованием финского капитана Кияйнена. В состав «Ладожской армады» входили финский торпедный катер и дюжина тральщиков, четыре итальянских торпедных катера типа MAS, четыре немецких катера-заградителя типа КМ... Но итальянцы – в бой не рвались, немецкие катера – не участвовали, так что основной ударной силой, с которой пришлось столкнуться «ладожским линкорам», стали самоходные паромы типа «Зибель».

Тяжёлый «Зибель» на Ладоге

Паромы изначально спроектировали и построили для операции «Морской лев», но, поскольку вторжение в Англию не состоялось, три десятка доставили на Ладогу.

Для операции на Сухо выделили одиннадцать: три тяжёлых с тремя 88-мм зенитками, одной 37-мм и двумя 20-мм пушками, 4 – лёгких с 37-мм пушкой и четырьмя счетверёнными 20-мм зенитками, три транспортных, штабной и госпитальный.

Кроме паромов, были выделены семь десантно-штурмовых катеров: три с десантом, два – резервных и два – ремонтно-технических. Корабли и десант поддерживала авиация.

Высаживающие десант корабли заметили советский тральщик ТЩ-100 и малого охотника МО-171. Катера вступили в бой, но главное – доложили в штаб флотилии. И на помощь выдвинулись четыре канонерки и множество бронекатреов, тральщиков и малых охотников.

В разыгравшемся сражении за крохотный островок немцы потеряли четыре парома и катер, восемь истребителей и три бомбардировщика. Финны потеряли пять истребителей, наша авиация – два Ил-2 и два И-153бис. Гарнизон острова потерял 7 человек убитыми, 6 пленными и 23 – ранеными, немецкий десант – 25 убитых и 55 раненых.

«Ладожский линкор» в бою

Исход боя решил огонь «ладожских линкоров» – тягаться с ними ни «Зибели», ни катера не могли, Ладога осталась советской!

Но с деблокадой Ленинграда служба канонерок не закончилась.

В 1944 году канонерские лодки вывели из состава Ладожской флотилии и перевели в Финский залив, где они занимались привычной работой – обеспечивали коммуникации. В 1945 году бывшие шаланды действовали в районе Аландских островов.

Мачта канонерской лодки «Бира» в музее

За время войны погибло три канонерки. Точнее – две с половиной: «Олекма» 5 октября 1941 года потоплена авиацией на Ладоге, «Кама» 22 июня 1943 года потоплена авиацией у Лавенсари, но уже 27 сентября была поднята и вновь введена в строй, «Амгунь» подорвалась на мине в районе Таллина 10 ноября 1944 года и затонула во время буксировки. Разоружены «ладожские линкоры» были в августе-сентябре 1945 года.

Сегодня мачта канонерской лодки «Бира» установлена в качестве экспоната в филиале Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» на Ладожском озере.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх