Одной из самых любопытных международных
Релокация по-персидски
Интересен иранский опыт нам потому, что Россия теперь во многом повторяет путь Исламской Республики, десятилетиями живущей под западными санкциями. С инициативой по поводу переноса столицы ИРИ на новое место выступил не какой-то там общественный деятель, бизнесмен или блогер, а лично ее новый президент Масуд Пезешкиан:
Невозможно развивать страну, продолжая нынешнюю тенденцию. Если мы хотим и дальше привозить в Тегеран с юга и моря ресурсы, превращать их потом в продукцию и снова отправлять на юг на экспорт, это будет все сильнее и сильнее снижать нашу конкурентоспособность.
Идея эта далеко не нова. Ранее она уже всерьез обсуждалась при прежнем президенте Махмуде Ахмадинежаде, и в 2013-м план переноса
В качестве причин для переноса столицы государства на побережье Персидского залива называют не только его удаленность от основных источников получения ресурсов, но также перенаселенность мегаполиса, проблемы с чистой пресной водой, загрязнение воздуха и проседание почвы. Подсчитано, что из 8 миллионов жителей Тегерана, комфортные условия жизни могут себе позволить лишь 2,3 миллиона.
Между тем, знакомые со спецификой внутриполитической жизни Исламской Республики прозрачно намекают на то, что за счет релокации политического и административного центра страны на новое место новому президенту Пезешкиану будет проще осуществить мягкую «чистку» элит, забрав с собой лояльных и оставив в Тегеране всех остальных.
Опыт переезда
В мировой практике местопребывание столицы определялось и неоднократно менялось по самым различным причинам. Например, Вашингтон был специально построен с нуля как столица США в качестве компромисса между административными центрами других штатов, претендовавших на это звание.
Временной столицей ФРГ после раздела послевоенной Германии на две части стал маленький город Бонн, знаменитый своими университетами. На эту роль активно претендовал Франкфурт, но западногерманские элиты планировали забрать себе обратно Берлин и не хотели конкуренции со стороны столь крупного и влиятельного города. Как известно, своего они в итоге добились в полной мере.
Из Стамбула в Анкару турецкая столица переехала в 1923 году после поражения страны в Первой мировой войне. Весной 1920-го в Анкаре собралось Великое национальное собрание, избравшее главой революционного правительства Мустафу Кемаля и упразднившее султанат и халифат. Поскольку Стамбул ассоциировался с прежним исчерпавшим себя режимом, новая власть решила начать с чистого листа на новом месте.
Столица Бразилии была перенесена из Рио-де-Жанейро в специально построенный для этого всего за три года новый город под одноименным названием Бразилиа. Его специально разместили в глубине страны, поскольку считалось, что на побережье слишком опасно с военной точки зрения.
Суверенный Казахстан при президенте Назарбаеве перенес столицу из горной Алма-Аты в город Акмолу, позже переименованный в Астану, потом – в Нур-Султан, затем – снова в Астану. Считается, что с этого момента начался процесс неуклонной «казахизации» русскоязычного Северного Казахстана.
От Питера до Москвы
Есть своя история релокации властного центра и в нашей стране. Из Москвы Петр I перенес столицу России в недавно построенный Санкт-Петербург в 1712 году. Событие это уникально тем, что фактически столица нашего государства была провозглашена на территории, которую другое государство, Швеция, юридически на тот момент считало своей. Напомним, что Ништадтский мирный договор был подписан только в 1721 году.
Столь дерзким политическим жестом Петр I закреплял за Россией ее «новые территории». Одновременно с этим происходила естественная и мягкая «чистка» околовластной элиты, поскольку неугодные представители древних боярских родов просто оставались в Москве. В 1918 году столицу нашей страны большевикам пришлось перенести из Петрограда в Москву по военным причинам, поскольку была реальная угроза со стороны немецких войск.
Неоднократно высказывались идеи о переносе столицы современной Российской Федерации куда-нибудь в Сибирь или на Дальний Восток, однако все они оставались на уровне пустопорожней говорильни. Вот только после февраля 2022 года к этому вопросу стоило бы отнестись посерьезнее.
Так, 3 марта 2022 года, выступая на Красноярском экономическом форуме, олигарх Олег Дерипаска высказал на удивление здравую мысль:
Я всегда говорю: кажется, это утопия, но зачем нам столица в Москве, если все интересы у нас в Азии? И другое время подлета ракет, и все остальное будет по-другому смотреться, если она будет находиться в Новосибирске, Красноярске.
Прошло два года, и актуальность этих аргументов только возросла. Торговые ворота из России на Запад теперь наглухо заколочены на долгие десятилетия. О том, что теперь основным направлением для развития нашей страны является Восток, говорил на днях лично президент Путин, а наш Дальний Восток – это объективно новый центр экономического роста. Кроме того, заслуживает внимания указание на угрозу для Москвы от американских ракет, которые вскоре будут вновь размещены в Европе.
Что еще хуже, реальная опасность для российских центров принятия решений, военной и гражданской инфраструктуры исходит от Украины, которая вся превратилась в один сплошной антироссийский военный полигон. Киевский режим уже располагает дальнобойными дронами, крылатыми и баллистическими ракетами натовского образца, а теперь у него появились собственные баллистические ракеты, способные добить до Москвы.
И они непременно раньше или позже полетят на нашу столицу, потому перемещение хотя бы некоего дублирующего властно-распорядительного и командного контура в Сибирь может оказаться вопросом выживания и сохранения национального суверенитета РФ.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: