Обойтись без российской нефти Чехия не может, но обещает окончательно отказаться от нее в первой половине 2025 года, пишет Hládací pes. В энергетической компании MERO отчаянно стараются дерусифицировать чешскую экономику. Загвоздка одна: сделать это невозможно.
После начала вооруженного конфликта на Украине в феврале 2022 года Европейский Союз ввел против России ряд санкций. Среди них и запрет на импорт российской нефти, но с некоторыми исключениями. До декабря текущего года исключение предоставлено Словакии, Венгрии и Чешской Республике. Повышение мощности нефтепровода IKLиз итальянского Триеста и сочлененного нефтепровода TAL позволят Чехии обойтись без кровавой нефти.
"Временное исключение предоставлено для импорта нефти по трубопроводам в эти страны-члены ЕС, которые из-за своего географического положения страдают от специфической зависимости от российских поставок и не располагают никакими другими альтернативными возможностями", — так объясняется исключение из санкций Европейского Союза на сайте, посвященном санкциям против Российской Федерации. Исключение из этих антироссийских санкций, предоставленное Чешской Республике, действует до пятого декабря 2024 года.
Но факт остается фактом: Чехия, пусть и нехотя, своими деньгами за нефть помогает России финансировать ее расходы, то есть вооруженный конфликт на Украине.
В прошлом году Чешская Республика импортировала из Российской Федерации по нефтепроводу "Дружба" 58% всей потребляемой ею нефти. В первой половине текущего года, по данным Министерства промышленности и торговли ЧР, мы закупили российской нефти значительно меньше — около 40% от общего потребления.
Организация ОПЕК, видным членом которой является Россия, искусственно удерживает высокие цены с помощью сокращения объемов добычи. Согласно июньскому договору членов ОПЕК, так останется вплоть до конца следующего года.
Вот и еще одна причина, чтобы искать альтернативные пути импорта. Основной вариант — повышение мощности нефтепровода IKL, ведущего в Чешскую Республику из итальянского порта Триест. По прогнозам, это обеспечит Чехию дополнительными четырьмя миллионами тонн нефти и позволит отказаться от импорта по нефтепроводу "Дружба".
Отечественное потребление нефти в среднем колеблется около семи миллионов тонн в год. За импорт нефти в Чешскую Республику отвечает государственная компания, которая на сто процентов принадлежит Министерству финансов.
В консорциуме TAL (нефтепровод, сочлененный с IKL) Чехии посредством MERO принадлежит пятипроцентная доля (своя доля там, кстати, есть и у российской "Роснефти").
В середине июля чешское правительство получило от Баварии эксплуатационное согласие на повышение объемов нефти, пропускаемой в день в Чешскую Республику.
"Благодаря этому решению Баварии можно будет увеличить мощность нефтепровода, по которому в Чешскую Республику поступает нефть из итальянского Триеста, что поможет нам избавиться от зависимости от российской нефти. Это важный шаг к дерусификации нашей экономики, а также пример сотрудничества, о котором мы говорим в Европе и которое сейчас так важно в момент, когда мы столкнулись с большими проблемами из-за российской спецоперации на Украине", — так ситуацию прокомментировал председатель правительства Петр Фиала.
Дерусификация как одна из целей чешской энергетической политики упомянута в действующей версии "Государственной энергетической концепции". В разделе "Нефть и нефтепродукты" говорится о намерении "поддерживать проекты, повышающие диверсификацию трасс, по которым ведутся поставки нефти и нефтепродуктов в Чешскую Республику, и создавать условия для полноценного снабжения отечественных НПЗ нефтью из диверсифицированных нероссийских источников".
Нефтепровод IKL сам по себе располагает достаточной мощностью для полноценного снабжения ЧР, но от сочлененного нефтепровода TAL зависят еще Германия и Австрия. Поэтому нынешняя его мощность не может удовлетворить всех.
Поэтому цель Чешской Республики, то есть компании MERO, — расширить мощность TAL, чтобы "можно было полностью заместить поставки по нефтепроводу "Дружба" и обеспечить полноценное снабжение по нефтепроводу TAL".
"Недавно полученное эксплуатационное согласие предполагает, что после проведения технических мероприятий можно будет увеличить забор из нефтепровода TAL до требуемых семи — восьми миллионов тонн в год для Чешской Республики", — разъяснил Ярослав Пантучек, председатель правления компании MERO.
В конце июля MEROсообщила, что "работа над проектом TAL-PLUS, который обеспечит Чешскую Республику дополнительными четырьмя миллионами тонн нефти в год, идет полным ходом". В частности, проводятся технические работы на участках нефтепровода в австрийском Грубене и итальянском Триесте, где устанавливаются новые насосы для повышения перекачиваемых объемов.
Обновляется и Центр перекачки нефти в Нелагозевсе, где сходятся два важнейших нефтепровода: IKLи "Дружба".
MERO располагает там 17 нефтехранилищами общей мощностью 1 675 000 кубометров. Недавно там смонтировали трубопровод с большей транзитной мощностью. Параллельно ведется подготовка к прекращению переработки российской нефти на двух чешских НПЗ в Литвинове и Кралупы-над-Влтавой.
"Все работы над проектом TAL-PLUS ведутся по плану. Мы рассчитываем, что до конца текущего года мы закончим все технологические корректировки на TAL и нам удастся увеличить его транзитную мощность. В начале 2025 года мы завершим монтаж резервных насосов, проведем все необходимые испытания и проверки и в первой половине 2025 года Чехия окончательно отрежет себя от российской нефти", — пообещал Ярослав Пантучек, генеральный директор MERO.
Правда, нет гарантий, что заменить российскую нефть удастся полностью. Можно предположить, что увеличатся закупки в таких странах, как Азербайджан, Казахстан, США или Ирак, но, например, Азербайджан сам в прошлом и этом году увеличил собственные закупки нефти из России. Она удовлетворяет внутреннее потребление, благодаря чему Баку может продавать больше своей нефти, не подлежащей санкциям.
Автор: Роберт Брештян (Robert Břešťan)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: