Лента новостей

16:22
Северная Корея будет «экспоненциально наращивать ядерный потенциал»
16:14
«Крымская платформа» - последняя надежда Зеленского
16:13
Шмыгаль признал нежелание 7,5 млн украинцев возвращаться на Украину
16:12
Арендаторы Донецкого металлургического завода смогли запустить производство в одном цехе лишь на 27%
16:06
Последний аргумент людоеда
16:03
Нидерланды разрешили Киеву использовать F-16 для ударов по России
15:22
Главный обличитель уклонистов Бутусов оформил отсрочку от мобилизации
15:21
Обстановка в Курской области по состоянию на 10 сентября
15:14
Опасность в Донбассе из-за ослабления линии фронта ВСУ
15:01
Война на Украине (08.09.24): Западно-Донбасская наступательная операция, Курское направление...
14:43
«Канцлер мира»: каковы реальные шансы у Олафа Шольца на роль «переговорщика»
14:36
Крах англосаксонской операции на Курилах
14:29
Шойгу не исключает переговоров с украинцами после освобождения Курской области
14:24
Флаг России поднят в центре Водяного (ВИДЕО)
14:22
Выборы в США: безумные конспирологи ищут «русский след»
14:19
Премьер-министр Украины сообщил о полном уничтожении ТЭЦ вокруг Харькова
14:17
Захарова: власти Киева превратились в международную террористическую группировку
14:02
Последние новости от Юрия Подоляки от 10 сентября 2024 года: Интенсивные бои на Селидово-Кураховском направлении
13:56
Экипаж вертолёта Ми-28НМ нанёс удар по скоплению живой силы и технике ВСУ в курском приграничье
13:54
Отражение атак украинских ДРГ: как бойцы ВС РФ работают на Кореневском направлении
13:34
«Представим вместо русских девушек чеченок, а на месте чеченских мужчин русских». Реакция на конфликт в Анапе
13:33
Россия начала военно-морские учения «Океан-2024»
13:32
Польша отказалась покупать РСЗО HIMARS у США
13:23
Шойгу рассказал об отказе Киева не наносить удары по энергообъектам
13:14
Португалия отдала Украине российские вертолёты
13:13
Швейцарский политик-союзник Зеленского растреляла изображение Богородицы с Младенцем
13:10
В Германии разработали новое многоцелевое судно поддержки
13:07
Когда начнется наступление на Херсон - Новости
12:41
Объявлены российские цены на iPhone 16 и другие новинки Apple
12:37
Литва призвала НАТО пригрозить России «красными линиями»
12:35
Трехэтапный план победы Украины над российскими дронами
12:19
«Миротворчество по-зеленски». Итоги очередного «Рамштайна»: война будет продолжена
12:05
«Был примером верности Родине»: скончался самый титулованный военный лётчик России Игорь Родобольский
11:57
«Дырявое небо»: почему российский «Орион» смог сжечь танк ВСУ под Суджей
11:42
США начинают борьбу с «злонамеренным влиянием» Китая
11:40
Почему Си втайне ненавидит и боится Россию и может предать Путина
10:54
Новая Apple iOS 18 выйдет на широком спектре моделей — от iPhone XR до iPhone 16 Pro Max
10:50
Алаудинов рассказал Сладкову о сроке завершения СВО и ситуации на фронте
10:00
Украина атаковала Москву и регионы России. Ликвидированы почти 150 дронов
09:59
Reuters: администрация Байдена передала в Конгресс секретный план действий по поддержке конфликта на Украине
09:57
Вероятность прямого столкновения России с НАТО растет
09:52
Теракт 9/11, интервенция США на Ближнем Востоке и тюрьма в Гуантанамо
09:46
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 10.09.2024
09:32
Банник: правила пользования баней при нечистой силе
09:30
Обстановка в Курской области на 10.09.2024. Карта боёв сегодня, ВС РФ отражают натиск противника на ряде участков
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Экспедиция к предкам. Просто когг. Сначала немного истории

Экспедиция к предкам. Просто когг. Сначала немного истории


Экспедиция к предкам. Просто когг. Сначала немного истории
Средневековый когг. Иллюстрация В. Королькова из книги автора «Рыцари. Замки. Оружие» (Росмэн»), 2005 г.


И, подняв якоря,
пошли по морю и,
развязав рули и
подняв малый
парус по ветру,
держали к берегу.
Деяния апостолов, 27:40

Артефакты истории. После гибели Западной Римской империи в Европе наступили сложные времена, которые были названы «Темными веками». Многое из того, что являлось достижениями в области искусства и культуры, инженерии и архитектуры, оказалось невостребованным и либо забылось за ненадобностью, либо сохранилось лишь на Востоке, в Византии. В том числе и искусство строить большие многопарусные корабли.




700-летний ког, найденный на дне моря. Морской музей, Таллин

В Западной Европе довольствовались долблеными челнами, с наращенными досками бортами и даже просто лодками-долбленками, благо дерева тогда здесь хватало всякого.

Лишь на севере, в Скандинавии, развитие мореплавания привело к появлению знаменитых драккаров и менее знаменитых кнорров, имевших все элементы современного судна – киль, шпангоуты и обшивку. Такие корабли в Норвегии появились уже к 750 г. н. э.

Дошел до нас и знаменитый осебергский корабль, построенный где-то в 800–850 гг. и использовавшийся в ритуальных целях.

Пятый найденный норманнский корабль – гокстадский, относится также к 850 году. У него прочный киль, полный набор шпангоутов, и широкий, большой парус. Кнорры были меньше и использовались для перевозки грузов.

Историки обращают внимание на то обстоятельство, что начиная с IX века длинные и стройные драккары морских королей всё чаще появляются в сопровождении куда более массивных парусно-вёсельных «кнорров», игравших важную роль судов обеспечения.

Но и они были не очень-то подходящими кораблями для каботажных плаваний в Балтийском и Северном морях, от которых требовалась максимально возможная грузоподъемность, поскольку контроль феодалов за сухопутными путями сильно повышал убыточность сухопутной торговли. Вот так и появился торговый когг, причем происхождение этого судна до сих пор является спорным.


«Бременский когг» (1380 г.). Бремерхафен


Ещё одно музейное фото «Бременского когга»


Таким был на нем туалет!

Обратившись к этимологии слова «когг», мы можем узнать, что оно родственно немецкому «кугель», причем не в значении «пуля», естественно, а в значении – шар, шароподобный. Есть и древнегерманское слово «kugg» – выпуклый. Видимо, оно же перешло в другие европейские языки: старофранцузский, староскандинавский и т. д.

В наречии фризов слово Kogge уже напрямую связано с водой, поскольку означает «бочка», «шайка», «посудина». Считается, что именно фризы как раз и изобрели когг, на что указывают и изложенные письменно рассуждения Альфреда Великого, из которых можно сделать вывод о том, что при нем фризские корабли очень сильно отличались от английских и скандинавских.


Реконструкция «Бременского когга» в Киле. Фотография Вольфганга Фрика

Но уже в 988 году когги были и плавали, о чем также имеется письменный источник. А потом век за веком когги не только строились, но и постоянно совершенствовались, а их конструкция постепенно изменялась.

Для перевозки товаров эти суда подходили идеально, и неудивительно, что в XII–XIV веках, то есть более 200 лет, именно когги были главными морскими судами Ганзейского торгового союза. Но о Ганзе мы расскажем как-нибудь в следующий раз, а пока что давайте посмотрим на сам когг – что собой представляло это торговое судно (причем не всегда торговое, были также и боевые когги) с точки зрения корабельной архитектуры.

Прежде всего это было «круглое судно» с небольшим отношением длины к ширине (соотношение длины киля и ширины корпуса у коггов примерно равнялось 3:1), но с высокими бортами, прочным корпусом и клинкерной обшивкой, то есть обшивкой «внакрой». Доски в этом случае, подобно черепице, заходят своими краями одна на другую. Такая обшивка тяжелее гладкой, но при этом и значительно прочнее.

Весел на коггах не предусматривалось изначально. Это было исключительно парусное судно с одной-единственной мачтой, установленной посредине палубы, и прямым парусом площадью 150–200 м². Длина могла составлять 15–25 м, ширина – от 5 до 8 м, высота мачты около 25 м.

Осадка достигала 25 м, а грузоподъемность – 200 и более тонн. То есть два судна могли привести сразу 400 тонн, скажем, того же зерна. О чем, кстати, и сообщает ливонский хронист Генрих Латвийский, указавший, что в 1206 году прибытие всего лишь двух коггов с зерном в Ригу спасло весь город от голода!

Экипаж такому судну требовался относительно небольшой – 10–18 человек, что удешевляло стоимость перевозки груза на коггах.

Важной особенностью когга были прямые штевни – оконечности, выпиливавшиеся из толстых балок. На ахтерштевень навешивался руль, управлявшийся с помощью румпеля. Сделано это техническое усовершенствование в XII веке, до этого в качестве руля, как и на судах викингов, использовалось рулевое весло.

Когги имели несколько якорей вполне адмиралтейского типа и часто якорь-кошку с 6–8 зубчатыми лапами и без штока.


Новодел когга в Клайпеде. Фогография Дмитрия Пургалвиса

Но самым характерным в облике коггов являлись высокие зубчатые площадки на баке (форкастль) и юте (ахтеркастль) – (кастли – «замки»), на которых располагалась вооружённая команда корабля, состоявшая из пращников и стрелков из луков и арбалетов.

Иногда на мачте располагалось «воронье гнездо» – «корзина» для наблюдателя и стрелков. Здесь же обычно размещалась и крановая балка, служившая для крепления блока с подачей по тросу коробов со стрелами наверх. В XV веке в этой «корзине» начали устанавливать и простейшие артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части.

Ганзейские когги, как правило, имели одну мачту, но во второй половине XIV века рост их грузоподъемности привел к увеличению их размеров и водоизмещения, тогда одной мачты и одного паруса стало уже недостаточно. Так возник тип трёхмачтового когга – хольк, или халк, от которого можно рукой подать и до каракки, и до каравеллы.

Ганзейские когги в хорошем состоянии удается обнаружить очень редко. Пожалуй, самым известным образцом такой находки является «Бременский когг», найденный в Германии в 1962 году. Но археолог Михкель Таммет заявил, что недавно обнаруженный корабль сохранился даже лучше, чем его знаменитый родственник.

Очень интересный когг был найден во время земляных работ в центре Таллина. Корабль имеет 24 метра в длину и девять в ширину, а построен он был из массивных дубовых бревен и досок. Обшивка клинкерная, в один слой, доски соединены гвоздями, а проконопачен шерстью смешанной со смолой. Проведенный дендрохронологический анализ древесины показал, что судно потерпело крушение в 1298 году – то есть за 82 года до гибели «Бременского когга».


Так называемая «церковная модель» коки XV века – испанской разновидности когга с обшивкой «вгладь». Такие модели служили вотивным целям, то есть представляли собой различные дары, приносимые в дар Богу по обету ради исцеления или спасения, в данном случае на водах. «Церковный стиль» отличается определенной гротескностью, но очень точен в деталях. Данная модель представляет собой «коку из Матаро»– поселка неподалеку от Барселоны, а находится она в Музее истории Каталонии в Берселоне. Фотография Хосе Луиса Бернадеса Рибейро

А в Швеции есть даже Коггмюзит (Музей когга), который расположен недалеко от центра города Мальмё, откуда раньше отправлялся скоростной паром в Копенгаген. С 2000 года, когда через Эресунн был построен мост, эта паромная гавань оказалась больше не нужна, отчего движение между Швецией и Данией стало обильным.

С 2003 здесь был музей, посвященный позднесредневековым кораблям и судоходству, точнее – успешной Ганзейской ассоциации торговых городов, которая возникла в Германии, но имела и сеть в глубине Европы. И значительная часть успехов Ганзы была связана именно с её грузовыми судами-коггами (по-шведски – kogg), одно из которых длиной 30 метров было раскопано в 1990-х годах, в 20 километрах к югу от Мальмё в Сканёре. Судно датируется примерно 1390 годом.

Муниципалитет Мальмё решил реконструировать «Сканёре когг» и еще один корабль, голландское небольшое судно XV века из Алмере. Так что теперь в Музее когга можно увидеть сразу два реконструированных судна, причем разрешается подниматься на борт хотя бы одного из них.

А когда ветер набирает силу и имеет направление, посетителей приглашают совершить захватывающее путешествие на реплике самого настоящего ганзейского корабля!

Продолжение следует…


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





1 комментарий

  1. Ст. лейтенант
    sub307

    "Осадка достигала 25 м,...". Кхе, кхе...., может 2,5 м. А то выходит осадка больше чем у современного авианосца!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх