По сложившейся недоброй традиции, в ходе традиционной траурной церемонии в Хиросиме премьер-министр Японии Фумио Кисида не стал упоминать, кто именно сбросил 6 августа 1945 года ядерную бомбу на этот японский город. Очередной символический демарш главы японского правительства вновь подтверждает растущее вовлечение Страны восходящего солнца в агрессивные планы США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «...Город тогда превратился в пепел», а у людей «отняли мечту и счастливое будущее», лаконично сказал Кисида, как водится, забыв упомянуть, кто именно нанёс удар, лишивший жизни и искалечивший десятки тысяч его соплеменников: «Я скорблю о погибших и приношу соболезнования тем, кто до сих пор страдает от последствий. Ужасы и страдания, которые перенесли Хиросима и Нагасаки 79 лет назад, не должны повториться». Не забыл Кисида упомянуть и некие ядерные угрозы со стороны России, создающие, по его мнению, «всё более серьёзную» обстановку вокруг ядерного разоружения.
Сие действо происходило на фоне
Разумеется, историческая правда об американских атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки не могла не стать заложником геополитического противоборства в регионе.
Кстати, по итогам состоявшегося 28 июля в Токио совещания Консультативного комитета по безопасности ("2+2") Вашингтон и Токио объявили об укреплении военного сотрудничества и повышении статуса их вооружённых сил (USFJ) до уровня боевого командования. Обе стороны также признали целесообразным постоянное распространение «ядерного зонтика» на Японию и на её морские зоны. Стоит особо подчеркнуть, что ядерные гарантии распространяются на Японию согласно её официальной картографии, включающей вышеупомянутые российские, китайские и корейские островные территории.
Вашингтон и Токио координируют свою политику в сфере пресловутого «ядерного сдерживания» с 2010 года в рамках так называемого «Диалога о расширенном сдерживании» (EDD). При том что за истекшие 7 лет Штаты более чем вдвое
«США и Япония под мнимым предлогом ведут подготовку к широкомасштабному вооружённому конфликту в регионе», –
Подобные выводы имеют под собой весьма серьёзные основания: именно на Окинаве к настоящему времени сосредоточено наибольшее количество военных объектов США в Японии: не менее 70% их общего числа в стране. При этом «подавляющее большинство – где-то 70-90 % окинавцев – не считали и не считают Россию, Китай или КНДР военной угрозой», отмечает Р. Кадзивара. Тем временем правительство Кисиды в 2023 году отменило запрет окинавских властей, введённый в 2019-м, на строительство новой военной базы США на этом острове (на побережье бухты Хеноко-Оура). Ввод в действие её первой очереди запланирован на 2025 год.
В контексте отмеченных факторов, вполне можно согласиться с выраженной в очередной раз 31 июля
Между тем не исключено, что планируется формирование в регионе более обширной коалиции под эгидой Вашингтона. По информации некоторых региональных СМИ, по инициативе поддерживаемых Японией американцев проводятся пока неофициальные консультации о воссоздании военно-политического «Азиатско-Тихоокеанского совета» (ASPAC), действовавшего в 1966-77 гг. в составе Японии, Южной Кореи, Австралии, Малайзии, Таиланда и Филиппин: США с Великобританией были ассоциированными членами блока, однако были связаны с ASPAC долгосрочными военно-политическими соглашениями о сотрудничестве. Примечательно и то, что, хотя официальные мероприятия ASPAC не проводятся с конца 1970-х годов, сам блок не упразднён…
Заметим, Азиатско-Тихоокеанский регион – отнюдь не единственное направление возможной «гибридной» экспансии нации Ямато. С 9 по 12 августа Кисида планирует посетить Узбекистан, Казахстан и Монголию, причём в программу предполагаемого турне включён анонс пакета экономической помощи для Центральной Азии на специально организуемом саммите. По данным издания The Japan Times, речь идёт, в частности, о создании нового торгового маршрута в обход России, позволяющего странам Центральной Азии получить доступ к новым рынкам и укрепить экономическую независимость; непонятно только, как японские стратеги собрались обходить на этом пути Китай, активно реализующий собственный амбициозный проект «Пояса и пути» и едва ли готового уступать конкурентам. Поддерживая усилия по «декарбонизации» экономики, в Токио намерены содействовать переходу центральноазиатских стран на более экологически чистые технологии и источники энергии.
Наконец, «развитие межличностных обменов» предполагает поддержку программ культурного и образовательного обмена, способствуя укреплению связей между народами Японии и Центральной Азии, но прежде всего – на противодействие усилиям Китая и России, в том числе в сфере безопасности. Следует напомнить, что живой интерес Токио к республикам бывшей Советской Средней Азии (особенно в Казахстану и Узбекистану, отчасти к Кыргызстану) возник ещё в 1990-е годы, подкреплялся немалыми финансовыми, организационными и иными ресурсами.
Долгое время было принято утверждать, что выделяемые Токио средства на проекты в здравоохранении, развитии транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды, культурного наследия и т. д. не обставлялись политическими условиями. Однако ситуация явно меняется и можно уверенно предположить, что двустороннему и многостороннему сотрудничеству попытаются придать некий новый импульс, обусловленный обострившейся конкуренций за ресурсы (включая уран и редкоземельные металлы) и за влияние на местные элиты, а следовательно – за исторический и актуальный интеллектуальный дискурс. Во всяком случае, явно поднявшим голову местным мастерам переписывания истории явно будет у кого перенимать специфический, мягко говоря, опыт формирования «параллельной реальности», обращённой как в прошлое, так и в будущее. К примеру, один из современных японских историков, характеризуя политику России на Дальнем Востоке,
Можно предположить, что с учётом накопленного опыта, Токио и Вашингтон будут пытаться проецировать на Центральную Азию модели многостороннего взаимодействия, активно продвигаемые в Юго-Восточной Азии, что заслуживает соответствующего внимания.
Читайте нас: