После эмоционального обсуждения Госдума РФ 24 июля приняла во втором и третьем чтении законопроект «Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции». Закон подготовили председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов и его первый заместитель Андрей Красов. В первом чтении документ был принят еще в марте прошлого года.
«Закон ничего не запрещает, законопроект регулирует порядок применения, и касается он тех электронных приборов, которые используются военнослужащим в личных целях и разглашают сведения, содержащие государственную тайну», — парировал во время обсуждения глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, в целом, принятые поправки, с точки зрения комитета Госдумы по обороне, просто дублируют давно действующие положения федерального закона «О статусе военнослужащих». Для поддержания поправки о запрете телефонов он подключил «боевых генералов» из депутатского корпуса: Андрея Гурулева, Виктора Заварзина, Андрея Красова и Виктора Соболев. Все говорили о том, что дисциплина на фронте — превыше всего.
Член Комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев и вовсе предложил возродить штрафные роты и заградотряды для провинившихся солдат, как во время Великой Отечественной войны.
По его мнению, «без железной воинской дисциплины не может быть никакой победы».
«Кто изо всех сил не поддержит дисциплину в Красной армии, тот предатель и изменник, его нужно истреблять беспощадно. Жестко, но тогда война шла», — привел Соболев в пример слова Ленина о порядке в армии.
«И сейчас идёт война. Я скажу так, что помимо этого закона, нужно идти дальше: создавать штрафные роты, как было в Великую отечественную войну, и штрафные батальоны. Для тех, кто нарушает, серьёзно нарушает воинскую дисциплину и проявляет трусость, или другие проступки, которые ведут к поражению», — продолжил депутат Госдумы.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев в ходе выступления указал, что норма, разрешающая военной полиции аресты военнослужащих, сырая. Он считает, что дисциплина на фронте есть, и дополнительные нормы ей не требуются, тогда как несут риски превышения полномочий военной полицией.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин с трибуны также обратил внимание, что прописанный запрет на ношение гражданских гаджетов может иметь серьезные последствия. Он также подчеркнул, что само обсуждение законопроекта вызывает недоверие и даже ненависть участников СВО к органам государственной власти.
Депутат Госдумы, телеведущая Марина Ким, отметив, что авторы хотели «обезопасить» войска от бездумного применения смартфонов с геолокацией и всеми вытекающими, также указала на уязвимость нынешней формулировки. По её словам, предложенный законопроект опасен тем, что вводит карательный механизм, которым будут злоупотреблять.
Военный корреспондент Евгений Поддубный, комментируя, одобренный депутатами Госдумы РФ закон, касающийся наказания за ношение гаджетов участниками спецоперации на Украине, заявил, что такое решение свидетельствует об «отрыве депутатов от реальности». Военкор считает, что теперь любой военнослужащий, от рядового до командующего, может оказаться под угрозой наказания. Он подчеркнул, что в современных условиях использование гражданских гаджетов, таких как смартфоны и планшеты, стало необходимым условием на передовой, а наказание за их ношение может быть воспринято как наказание за стремление к улучшению боевых возможностей ВС РФ.
Кроме того, военкор отметил, что такая мера не решит проблемы, когда военнослужащие наносят ущерб себе и своим подразделениям через неосторожное использование технологий.
«Вот так депутаты Госдумы поругались со здравым смыслом и херачат в законопроекты положения, которые или не будут исполнятся, или полностью парализуют работу на фронте. Да, это утверждает уже устаревшие нормы, которые давно требуют отмены. Возможно, до самих депутатов вчерашние новости ещё не дошли, хотя на кадрах заседаний они регулярно пялятся в свои телефоны по очень важным вопросам. Некогда дорабатывать было. Скоро на депутатские каникулы уходит надо», — возмущается телеграм-канал «Два майора».
Публицист Алексей Живов и журналистка Анастасия Кашеварова в своих телеграм-каналах также раскритиковали принятый закон, поскольку принятие и распространение этой нормы в армии даст недобросовестным командирам неограниченную власть над подчиненными.
«Военнослужащий пользуется личным гаджетом (смартфоном) для общения с близкими, для жалоб на плохое оснащение, неуставные отношения и другие эпизоды грубого попрания своих гражданских прав.Новая норма позволит по закону арестовать любого жалобщика и просителя. Вообще не важно: прав он, или нет. Пожаловался, использовал «гаджет», добро пожаловать в «яму» или штурмы. А там уже, если выживешь, передумаешь жаловаться навсегда», — написал Живов.
«Не думаю, что этот запрет через три года после начала СВО имеет под собой именно вопросы безопасности военнослужащих. Ведь можно было не принимать закон, а выпустить, к примеру, приказ министра с разъяснениями, что можно, что нельзя, где можно и где нельзя. Например, многие, выходя на боевое задание и так берут с собой чисто тапики. Смартфоны оставляют. То есть сами ребята борются с этим, отбирают у срочников смартфоны, когда они доставку заказывают в место дислокации. То есть это все решается внутренним распоряжением с четкими разъяснениями.
Добавлю еще, что украинцы и без этого знают, кто и где располагается, сколько людей, потому что ждунов много, и у них западное техническое оснащение. Они слушают наши рации, глушат наш РЭБ и так далее. Лучше бы Дума занялась работой с родными военнослужащих и запретом публичить места прилетов, OSINT хохлятский все узнает с чатиков родных. А, 90%, кто голосовал за законопроект не знают, что такое OSINT», — написала Кашеварова.
По её мнению, смысл законопроекта касается политической части — а именно того, чтобы информация не доходила до семей, а дальше не выливалась в публичное поле.
«Данный законопроект, за который выступает Картаполов и часть Государственной думы настолько не продуман, а может быть так продуман, что просто античеловечен, лишь бы защитить свои задницы от правды. Теперь бойцы за опубличивание ситуации, когда их на костылях отправляют на передок — получат арест, а может и срок, а может и обнулят, так? Или за сигнал о том, что в воинской части перепродают гуманитарку — пацанов в яму на законных основаниях посадят? Кто-то предлагал сформировать штурмовой батальон из всех этих «умников-законодателей», «умников-генералов» и отправить в штурм без дронов, без РЭБ, без связи и без телефонов. Может на практике быстрее понимание придет», — высказалась Анастасия Кашеварова.
«Что это значит? В том числе и то, что любого военнослужащего, записавшего видео с жалобой, можно будет уже вполне официально арестовать, а потом отправить "на выполнение заданий с повышенным риском". Представляется, что именно это и стало одной из основных причин принятия этого закона», — пишет телеграм-канал «Миг России».
Экс-нардеп Верховной рады Олег Царев допускает, что принятый закон — «серьезный удар по имиджу Белоусова».
«Очевидно, что это не инициатива самих депутатов, а желание Министерства обороны. Лишили армию связи, ничего не предоставив взамен. Нет сомнения, что основная причина запрета в том, что через смартфоны бойцов и командиров зачастую утекала неприглядная правда, вызывающая раздражение военного руководства», — написал он в телеграм-канале.
Согласно принятым поправкам, ношение личных гаджетов в зоне СВО, а также передача СМИ данных о военных вошло в список грубых дисциплинарных проступков.
Закон дает право командирам воинских частей, начальникам органов военной полиции или начальникам гарнизонов без суда принимать решение о назначении в отношении военнослужащих мужского пола из числа солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов дисциплинарного ареста сроком до 10 суток за один грубый дисциплинарный проступок.
Дисциплинарный арест за несколько грубых дисциплинарных проступков будет назначаться путем частичного или полного сложения сроков ареста. При этом непрерывный срок нахождения военнослужащего под дисциплинарным арестом не должен превышать 15 суток.
Грубым дисциплинарным проступком все будет считаться нарушение запрета на ношение при исполнении обязанностей военной службы гаджетов, позволяющих передавать онлайн данные геолокации, аудио-, фото-, видеоматериалы.
Читайте нас: