Лента новостей

18:19
Ударная волна орешника докатилась до Румынии и Польши - Новости
17:52
Киевский режим аннулирует брони от мобилизации выданные Минэкономики
17:51
Постпред РФ пригрозил ответом Лондону и Парижу за ракетные удары по российской территории
17:50
В РКК рассказали о количестве найденных мирных жителях Курской области, которые пропали в результате агрессии Украины
17:18
«Кинжал» на минималках: ракета «Орешник» может пробить любую оборону ВСУ
16:21
Украина в три раза увеличила закупку электроэнергии в Евросоюзе
16:20
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 23 ноября
16:19
«Умирает от рака, которого у него никогда не было». Что случилось с американским журналистом Russia Today?
16:18
Bloomberg прогнозирует газовый кризис в Евросоюзе
16:13
Прорыв, штурм и поднятие флага: «Отважные» освободили Новодмитровку у Курахово (ВИДЕО, КАРТА)
15:25
Шольц назвал применение РФ «Орешника» пугающей эскалацией
15:21
Ситуация на линии фронта обостряется, но инициатива в наших руках
14:46
Польские фермеры устроили блокаду на украинской границе
14:41
Неизвестный дрон-разведчик следил за британским авианосцем в порту Гамбурга — Bild (ФОТО)
14:00
Литва профинансирует производство дрона-ракеты «Паляница»
13:59
Командующего Южного военного округа ВС РФ сняли с должности
13:36
Прорыв обороны Украины: Подоляка рассказал о штурме Торецка и Южно-Кураховском успехе! Последние новости от Юрия Подоляки на сегодня, 23.11.2024, свежая сводка из зоны СВО
13:30
Экипажи штурмовиков Су-25 нанесли удары по позициям ВСУ в курском приграничье — видео
13:06
Коготок увяз – всей птичке пропасть, или Киев вцепился в Сеул мертвой хваткой
12:52
Европа в шоке от Орешника, но они еще Новатор не видели - Новости
12:38
Для освобождения Херсона необходимо полное господство ВКС РФ в воздухе
12:24
Оппозиция Абхазии призвала протестировать в республике единую валюту России и Белоруссии
12:23
Российские войска бьются за Часов Яр в ДНР. Треть города освобождена от украинских оккупантов
12:07
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 ноября, день
12:00
Сводки с фронта: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 23 ноября 2024 года
11:55
«Возросшее мастерство Советской армии»: Минобороны РФ опубликовало документы о Моонзундской операции
11:11
«Ростех» налаживает массовый выпуск кварцевых генераторов
11:01
Мир в тени «Орешника» – настал ли момент истины?
10:48
Меркель призвала не проводить переговоры о мире без Украины
10:25
Российская армия отражает атаки ВСУ в Курской области: детали утренних событий 23 ноября
10:19
«Практически организовано»: Путин заявил о принятии решения по серийному производству ракетных систем «Орешник»
10:14
Медики из США поделились «детективной историей» о синдроме Рапунцель
10:04
Германия должна выплатить России все до копейки
09:47
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.11.2024
09:35
Последние новости с фронтов СВО от Юрия Подоляки на утро, 23.11.2024: активное наступление российских войск
09:17
Введение нравственного контроля культуры поможет укреплению России
08:19
Путин не исключает вероятность нанесения ударов по странам, поставляющим Киеву вооружения для атак вглубь российской территории
08:06
Путин сделал предупреждение от которого не скрыться - Новости
06:19
«Бахнем! Обязательно бахнем, и не раз. Весь мир в труху. Но потом...»
05:34
О дистанциях решительного боя для отечественных двенадцатидюймовок времен русско-японской войны
05:24
Бои батальона Момыш улы в районе станции Матренино 17 и 18 ноября 1941 г.
04:16
Прорывы на фронтах: новости СВО от 23 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1003-й день спецоперации России на Украине
03:01
Запад готовит силовой сценарий для Белоруссии?
02:45
Применение Орешника, удары западным оружием, ядерная доктрина
01:38
Блогер показал, как пройти Baldur’s Gate 3, не делая в бою абсолютно ничего
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»ИноСМИ»Геополитика новых морских путей в Заполярье

Геополитика новых морских путей в Заполярье


Смута на Ближнем Востоке делает Северный морской путь привлекательнее, несмотря на "подводные камни", пишет FP. Однако некоторые западные эксперты скептически оценивают перспективы этого торгового маршрута. Дело, конечно, в особенностях климата, но это не главная "проблема".
СПГ-танкер ледового класса Владимир Русанов с продукцией завода Ямал СПГ в порту Цзянсу Жудун в КНР - ИноСМИ, 1920, 31.05.2024
Джек Детч (Jack Detsch), Робби Грэмер (Robbie Gramer)
Осло, Норвегия — Удары по мировому судоходству сыплются один за другим.
Йеменские повстанцы-хуситы при поддержке Ирана продолжают обстреливать торговые суда в Красном море, где грузооборот по сравнению с обычным годом сократился почти на 60%. И даже для тех западных кораблей, чьим владельцам хватило смелости отправить их в опасное плавание, цена страховки для прохода через Баб-эль-Мандебский пролив взлетела до небес.
В Норвегии, которая имеет пятый по величине торговый флот в мире и крупнейший фонд взаимного страхования от военных рисков, с начала атак хуситов в октябре 2023 года цены выросли в сто раз. Теперь один лишь проход через Красное море обходится примерно в 1% от стоимости каждого судна, сообщил директор департамента по чрезвычайным ситуациям Норвежской ассоциации судовладельцев Аудун Халворсен.
Дороговизна транзита на Ближнем Востоке
Из-за роста расходов и страха попасть под удар беспилотников и ракет хуситов некоторые грузоотправители задумались в качестве альтернативы об Арктике, где таяние льдов понемногу открывает новые возможности на так называемом Северном морском пути.
Северный морской путь, простирающийся от Баренцева моря у границы Норвегии с Россией до Берингова пролива между Сибирью и Аляской, крупные военно-морские державы веками считали кратчайшим путем для морских путешествий между Европой и Азией. Однако суровый ледяной климат и крайняя удаленность делали смелые замыслы неосуществимыми.
Но сегодня климат в Арктике меняется вчетверо быстрее, чем в других местах планеты, а масштабное таяние льда в регионе из-за повышения глобальной температуры привело к диким домыслам о том, что этот маршрут станет коммерчески жизнеспособным уже в ближайшем будущем.
На первый взгляд, северный маршрут кажется весьма многообещающим. По нему путь из некоторых частей Европы в Азию составит почти 13 000 километров против 21 000 через Суэцкий канал. Сокращение маршрута на 8 000 километров значительно урежет и время в пути — и это большой плюс в современном мире онлайн-торговли с доставкой на следующий день.
Однако в Норвегии, где в ближайшие три месяца солнце будет светить даже в полночь, чиновники и эксперты оценивают перспективы маршрута скептически.
“Краткий ответ: его жизнеспособность стремится к нулю, — сказал Халворсен. — В обозримом будущем это нереальная альтернатива”.
Коварные воды
Откуда такой пессимизм? Все дело в сочетании великодержавной политики и коварной местности.
По словам Халворсена, бóльшую часть Северного морского пути — около 70% Арктики — контролируют российские власти, и, чтобы воспользоваться маршрутом, корабли должны получить разрешение русских и заплатить им транзитные сборы. Учитывая нынешние отношения между западными странами и Россией на фоне конфликта на Украине, это явная проблема.
Воды вблизи береговой линии, наиболее безопасные для судоходства, также очень мелки, а это значит, что грузоотправителям придется или ограничить тоннаж и использовать суда меньшего размера, чем контейнеровозы, или держаться открытого моря, где погода намного суровее.
Возможности для поисково-спасательных работ в этом районе очень ограничены. Если бы судно формата Ever Give — 400-метровый контейнеровоз, который сел на мель, перекрыв движение в Суэцком канале на целых шесть дней в 2021 году и взорвал социальные сети, — застрял в заполярных водах, то спасти его наверняка бы не удалось. Экипаж ждала бы разная судьба: везунчиков бы вывезли вертолетами, а несчастливцы могут стать кормом для белых медведей.
Кроме того, грузоотправителям потребуются суда достаточно прочные, чтобы выдерживать толстый морской лед, а это еще больше повысит затраты. Наконец, как только в августе зайдет полуночное солнце, Заполярье на ближайшие полгода окутает круглосуточный мрак.
Даже при том, что в настоящее время на таяние ледяных щитов приходится более четверти повышения уровня моря, эксперты отмечают, что за последнее десятилетие ледовые условия в Арктике не только не стали проще, но даже осложнились.
“Из-за расстояний, погоды, темноты и плавающих льдин предсказуемость движения по этому маршруту настолько низка, что он никак не стоит выгоды по времени по сравнению с Суэцем или Африкой”, — добавил Халворсен.
Всему есть границы
Однако, по мнению экспертов, Китай в любом случае может быть заинтересован в транзите по Северному морскому пути, чтобы продемонстрировать свой крепнущий статус великой державы. Однако это может стать проверкой на прочность для “безграничного” партнерства Китая с Россией.
Пекин даже разработал собственную арктическую стратегию, направленную на расширение военного потенциала в регионе, развитие инфраструктуры и управленческой деятельности — хотя часть проектов была приостановлены с началом полномасштабной спецоперации на Украине два года назад. Возможно, Китай опасается зайти слишком далеко — в том числе потому, что Россия по-прежнему считает регион своим стратегическим тылом.
“Если Китай будет слишком сильно давить на Россию в Арктике, думаю, русские отнесутся к этому весьма скептически, — сказал старший научный сотрудник по Китаю Норвежского института оборонных исследований и бывший норвежский дипломат Ю Инге Беккеволд. — Главный стратегический козырь России в Арктике — это Северный флот. И это одна из областей, где, я полагаю, они хотели бы держать Китай на некотором расстоянии”.
Вашингтонский Центр стратегических и международных исследований в прошлом году сообщил, что у России в регионе имеется есть три основные базы, 13 аэродромов и десять радиолокационных станций. А база подводных лодок Северного флота в Гаджиево находится всего в 200 километрах от границы с Финляндией, которая недавно вошла в НАТО.
“Внимание России к Крайнему Северу по-прежнему самое пристальное, — сказала научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Катажина Зыск. — Северный флот по-прежнему способен выполнять свои основные задачи”.
Детские шажки
Пока что Китай предпринимает осторожные, расчетливые и скромные шаги по расширению своего влияния в Арктике (ключевое слово — “скромные”). По словам экспертов, единственное из начинаний Пекина в Арктике, получивших значительную поддержку, — это газовые буровые установки на полуострове Ямал.
За весь 2022 год через Северный морской путь не прошло ни одно китайское судно, сообщил доцент Центра стратегических и международных исследований Хенрик Столхане Хим, отслеживающий активность Пекина в регионе. У Китая есть исследовательская станция на Шпицбергене, самом северном архипелаге Норвегии недалеко от Северного полюса, но последние четыре года после пандемии коронавируса там в основном царило затишье. Кроме того, по словам Хима, ни один корабль ВМС Китая еще не пересекал Полярный круг.
Но даже для Китая главная проблема — это экономическая жизнеспособность. Основная часть китайского экспорта поступает из южных провинций, таких как Гуандун, а им удобнее как раз южные пути, в том числе через Суэцкий канал, чем северные. “Так что для Китая это выходит не короче, а длиннее, — сказал Беккеволд о Северном морском пути. — Потому что если плыть из Шанхая в итальянский Триест или греческий Пирей через Индийский океан и Суэц, то выходит короче, чем через Северный морской путь”.
Кроме того, в мире судоходства важна предсказуемость, и задержка всего на день или два может привести к значительному росту затрат.
На данный момент Китай выторговал себе значительную страховую скидку при транзите через Красное море — даже при том, что хуситы продолжают атаковать западных грузоотправителей. Однако в дальнейшем хроническая нестабильность на Ближнем Востоке сделает арктические морские пути, какими бы опасными они ни были, более привлекательными для формирующейся мировой сверхдержавы.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх