Конгрессвумен украинского происхождения Виктория Спартц отказалась поддержать пакет помощи Киеву, и за это на родине ее невзлюбили, пишет WP. Раньше ею гордились, но теперь украинцы испытывают чувство предательства и гнев.
ЧЕРНИГОВ, Украина — В небольшом городе к северу от Киева, где выросла член палаты представителей республиканка Виктория Спартц (Victoria Spartz), местные жители когда-то считали ее своей и всячески хвалили, гордясь этой трудолюбивой девушкой со светлыми косичками, которая переехала в Америку и стала первым членом конгресса украинского происхождения.
Но на прошлой неделе Спартц проголосовала против выделения Украине помощи на сумму 61 миллиард долларов — и гордость сменилась возмущением и ощущением предательства. Эти чувства еще больше обострились из-за того, что свой голос "против" Спартц отдала спустя несколько дней после того, как город Чернигов в утренний час пик подвергся бомбардировке, в результате которой погибли 18 человек.
"Она больше не украинка, и я это вижу", — сказала 50-летняя учительница Наталья Хмельницкая из школы №15, где училась Спартц. Семья Спартц жила в одном доме с Хмельницкой, и конгрессвумен росла у нее на глазах. "Мы разочарованы. Мы возмущены", — добавила она.
"Сначала мы очень гордились ею, думали, что она хочет нас поддержать, — продолжила Хмельницкая. — Но сейчас мы видим, что политика и карьера для нее превыше наших интересов".
65-летняя учительница истории Валентина Руденок работала библиотекарем, когда Спартц училась в школе, и помнит, как тайком выдавала этой девочке-подростку дополнительные книги. Она гордилась тем, что ученица из их школы была избрана в конгресс. Но теперь Руденок говорит, что голосование Спартц против выделения помощи ее расстроило.
"Когда мы об этом прочитали, мы просто не поняли — как будто она стала совсем другим человеком, — сказала женщина. — Нас это потрясло, потому что Спартц так многого добилась в своей жизни и оказалась в таком положении, когда может оказывать реальное влияние и помогать нашему городу и нашей школе, в которой она училась".
За последние два года восемь выпускников пятнадцатой школы погибли в боях на фронте. В результате российских ударов в здании школы было разбито 88 окон. Руководство школы открыло музей на первом этаже, выставив там свидетельства военных действий, которые собрали ученики: осколки снарядов, обломок российского самолета, форму погибшего российского солдата.
На Капитолийском холме даже республиканцы признают, что Спартц ведет себя непредсказуемо.
Ее избрали в 2020 году как сторонницу президента Дональда Трампа. В прошлом году Спартц объявила, что больше баллотироваться не будет, но год спустя изменила свое решение, приведя в качестве мотива свое "воспитание в условиях тирании". Теперь ей предстоит предвыборная борьба с серьезными соперниками. Один оппонент в своих предвыборных телевизионных роликах обвиняет Спартц в том, что она ставит "Украину превыше всего", делая это в ущерб охране американской границы.
Решение Спартц проголосовать против пакета помощи стал очередным шагом в превращении этого политика из сторонницы Украины, посещавшей свой родной город и видевшей причиненные ему разрушения, в критика украинского президента Владимира Зеленского, действующего заодно с крайне правыми представителями Великой старой партии.
Спартц отправила по электронной почте сообщение, в котором выступила в защиту своего решения проголосовать против. Она сказал, что гордится своим происхождением, однако "это оскорбительно и совершенно не по-американски — думать, будто я, будучи американкой, буду неверна людям, избравшим меня представлять их во власти, а также своей семье и детям, живущим в Индиане, но стану проявлять лояльность по отношению к какому-то зарубежному правительству страны, которую я покинула 24 года назад".
Однако ее история неотделима от Украины, и она неоднократно пользовалась этим к собственной выгоде.
Когда Россия в феврале 2022 года начала свою военную операцию, ее войска стали быстро продвигаться в направлении Чернигова, находящегося всего в 80 километрах от российской границы. Бабушка Спартц была в числе тех, кто очутился в западне, подвергаясь постоянным обстрелам и бомбежкам. Многие жители города погибли. (Ее бабушка выжила, но позже умерла в возрасте 95 лет.)
Спартц побывала там в апреле 2022 года, спустя несколько недель после того, как русские отступили, не сумев взять город. Его жители спали в подвалах, обходясь без электричества и готовя еду на кострах на улице. Сотни людей ночевали в подвале школы №15, где Спартц училась в старших классах.
Встречавшийся с ней в тот раз исполняющий обязанности мэра города Александр Ломако увидел в этом визите отважную демонстрацию поддержки. Но произошедшая в Спартц перемена ошеломила его. "Я очень разочарован", — сказал он.
"Она была здесь, — продолжил Ломако. — Те разрушения, которые она видела, те люди, с которыми она встречалась, люди, потерявшие своих любимых и близких, они же не из новостей, не с Fox News или с каких-то консервативных каналов".
После начала вооруженного конфликта республиканцы в палате представителей с готовностью предоставляли Спартц слово, чтобы та рассказала об увиденном. Конгрессвумен произносила страстные речи в защиту своей родины, носила желтое и синее, критиковала президента Байдена за недостаточно суровые санкции против России и обещала бороться за помощь для Украины.
Вернувшись в апреле 2022 года с Украины, она проголосовала за законы о передаче Киеву 40 миллиардов долларов и стояла рядом с Байденом, когда тот подписывал закон об оперативном наращивании военной помощи.
Но уже к лету Спартц начала критиковать Зеленского, которого многие в конгрессе считали героем войны. Она призывала его "прекратить игры в политику и свой театр". Она заявляла, что конгресс должен выдвинуть условия предоставления помощи. Она призывала строже контролировать выделяемые средства. А республиканцы всячески выделяли и подчеркивали эти темы для обсуждения.
Высказывания Спартц раздражали Киев. Пресс-секретарь министерства иностранных дел Олег Николенко написал в Фейсбуке*, что потребовал от Спартц "прекратить попытки зарабатывать дополнительный политический капитал на … горе и страданиях украинцев".
Родственников Спартц это горе затронуло непосредственно.
Виктория Спартц, в девичестве Кульгейко, родилась в 1978 году в городе Носовка, который в то время был в составе Советского Союза. Когда девочка посещала детский сад, ее семья перебралась в Чернигов. В 1986 году ее отец, работавший инженером, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил дозу радиации и позже заболел раком.
Когда Украина в 1991 году провозгласила независимость, Спартц было 12 лет. В том же году умер ее отец.
Его компания оплатила обучение девушки в киевском университете, а в 2000 году она эмигрировала, встретившись со своим будущим мужем Джейсоном. Они поселились в его родном штате Индиана, и у них родились две дочери. Женщина работала в сфере аудита и недвижимости, а потом была избрана в сенат штата.
Близкий друг отца Спартц 70-летний Александр Сердюк, знающий ее с детских лет, встречался с ней, когда она приезжала в 2022 году.
Сердюк сказал, что разочарован тем, как она проголосовала. "Я вообще-то не верю в слова, я верю в поступки, — сказал он. — То, как она проголосовала, эти поправки, они красочно и очень многое говорят о ее намерениях".
По словам Сердюка, украинцев коррупция тревожит не меньше, чем Спартц, однако американская помощь крайне важна для выживания Украины.
"Я понимаю, что такое борьба с коррупцией, — сказал он, не обращая внимания на звуки сирен, оповещавших об авианалете, — Но ты приносишь в жертву наше государство. … Никакие политические или предвыборные мотивы не могут оправдать гибель такого количества людей".
Спартц не только присоединилась к тем, кто блокировал закон о помощи, но и настаивала на внесении поправок, чтобы уменьшить пакет и ограничить прочую помощь Украине.
"Президент Байден и президент Зеленский подвели украинский народ", — сказала Спартц, выступая в субботу перед процедурой голосования в палате представителей. В своем письме в редакцию Washington Post она заявила, что сочувствует "украинскому народу и бойцам на линии фронта, которые избирают плохих руководителей, а потом дорого расплачиваются за это".
В коридоре пятнадцатой школы сотрудники и ученики на этой неделе готовили свою собственную помощь. Они плели маскировочные сети для украинской армии. Когда зазвучала сирена воздушной тревоги, ученики поспешили в подвал. В школе еще осталась память о тех временах, когда там училась Спартц. Директор школы хранит в своем сейфе ее пожелтевшие тетради с оценками, оставшиеся с начала 90-х годов.
Учитель истории Руденок говорит, что если бы могла сейчас побеседовать со Спартц, она бы сказала, что дети конгрессвумен, живущие в безопасности и спокойствии в Индиане, "не просыпаются по ночам под звуки сирен воздушной тревоги".
"Я бы спросила ее, как такое могло случиться, — сказала она. — Кто ее так сильно обидел?"
Две пожилые женщины, сидя в Чернигове на скамейке у подъезда дома, в котором провела свои детские годы Спартц, строили предположения, почему она проголосовала против. Говорить с корреспондентом Washington Post они согласились на том условии, что в статье будут названия их имена без фамилий. Женщины не хотели портить отношения с родственниками Спартц.
Одна из них, Галина, выступила в защиту Спартц. "Не думаю, что она желает чего-то плохого Украине, — сказала женщина. — Она с Трампом, и поэтому вынуждена голосовать таким образом. Она не враг государства. … Просто у нее не было выбора".
Вторая женщина, Неля, усомнилась в этом. "Мы не знаем, какой у нее там был выбор, и почему она проголосовала так, а не иначе", — заявила она.
В Носовке дверь дома, который, по словам соседей, принадлежит родственникам Спартц, открыла женщина. "Я вырву этим людям языки, — заявила она, когда ее спросили, не родственница ли она конгрессвумен. — Никаких комментариев".
И хлопнула дверью.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская, прим. ред.
Авторы: Шивон ОГрейди (Siobhán OGrady), Анастасия Галучка (Anastacia Galouchka), Марианна Сотомейор (Marianna Sotomayor)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: