В январе 2024 года на Тайване, юридически принадлежащем КНР, а фактически неподконтрольном Пекину, прошли президентские
Закон о содействии переходному правосудию был принят тайванским парламентом (Законодательным юанем) в декабре 2017 года. Его инициатором являлся нынешний президент, который тогда занимал пост премьер-министра. Этот документ предусматривал расследование деятельности партии Гоминьдан на Тайване в период с 1945 по 1992 год.
Гоминьдан – это китайская националистическая партия, созданная в 1919 году воспитанником пансиона на Гавайях Сунь Ятсеном (1866-1925). Этот политик являлся поклонником американской модели государственного устройства и декларировал намерение сделать Китай такой же процветающей страной, как США. Его преемником в качестве лидера Гоминьдана стал Цзян Цзеши (1887-1975 гг.), известный в России по европеизированной транскрипции "Чан Кайши". Наследник Сунь Ятсена пытался внедрить американскую модель в Китае с помощью диктаторских методов управления. Его попытки уничтожить любую оппозицию вылились в войну с коммунистами. Итогом этого противостояния стал полный разгром войск Чан Кайши и бегство их остатков на Тайвань. Здесь глава Гоминьдана развязал беспрецедентные репрессии, с помощью которых, а также поддержки 7-го флота ВМС США, смог удержать власть. По этой причине он считается "отцом-основателем" тайванского островного образования. Однопартийное правление, установленное Чан Кайши, просуществовало на Тайване до 1992 года, когда было заменено более либеральным проамериканским режимом.
После легализации либеральных партий, крупнейшая из них, представляемая Лай Циндэ, в 2000 году впервые пришла в власти. С тех пор Гоминьдан в основном оставался в оппозиции. Созданная в соответствии с Законом о содействии переходному правосудию комиссия по расследованию деятельности Чан Кайши и его преемников опубликовала свой отчёт в 2022 году. В нём она признала преступления гоминьдановского режима "преступлениями против человечности" и рекомендовала "удалить все символы авторитаризма". В частности, рекомендовалось снести все памятники Чан Кайши, которых на сегодняшний день на Тайване насчитывается около 750. Именно эту рекомендацию Лай Циндэ и пообещал реализовать на протяжении своей предстоящей каденции. И только этим дело не ограничивается.
Закон о содействии переходному правосудию также предполагал создание Комитета по урегулированию неправомерно полученных активов. Этот орган был призван расследовать все факты незаконного отчуждения имущества режимом Гоминьдана. Имущество полагалось вернуть прежним владельцам или их наследникам. Деятельность комитета затронула и золотой запас Тайваня.
Заметим, что островное образование смогло накопить достаточно приличный золотой резерв, который на сегодняшний день составляет 423,6 тонн. Это пятый по величине золотой резерв в Азии, после КНР, России, Японии и Индии. Откуда у относительно образования такие запасы?
Незадолго до своего разгрома в противостоянии с коммунистами Чан Кайши приказал перевезти на Тайвань золотой резерв Центрального банка Китая. На тот момент этот запас составлял, по разным оценкам, от 86 до 101 тонны. Правда, большую часть этих слитков пришлось передать США – в качестве оплаты за поддержку. И к 1961 году тайванский запас сократился до 30,6 тонн.
Однако затем экономика острова пережила самый настоящий бум. Ему благоприятствовал целый ряд факторов, в т. ч. предоставление США дешёвых кредитов и доступа тайванским товарам на американский рынок. Немалую роль сыграло и удобное географическое положение. Тайвань расположен на пересечении торговых путей, связывавших Восточную Азию с остальным миром. Но, пожалуй, самую главную роль сыграла минимизация расходов на оборону. После бегства Чан Кайши на Тайвань Вашингтон взял его режим под защиту. Это позволило тайванцам не растрачиваться на безопасность и вложить сэкономленные средства в экономическое развитие. Как следствие, к 1980-м годам Тайвань имел огромное положительное сальдо торгового баланса с США.
Именно в этот период центральный банк Тайваня осуществил масштабные закупки золота, которые в основном осуществлялись в Соединённых Штатах. О размерах этих операций свидетельствуют следующе цифры. В 1970 году Банк Тайваня имел в своих хранилищах 72 тонны жёлтого металла, а в 1990-м уже 421 тонну. Таким образом, золотые резервы тайванского центробанка были сформированы в правление режима, который вышеприведённый Закон о содействии переходному правосудию определяет, как "диктаторский". Больше того, указанный законодательный акт вообще ставит под вопрос легитимность правления Чан Кайши и его преемников.
В этой связи аналитики обращают внимание на следующий нюанс. С тех пор, как тайванское правительство осуществило масштабные закупки золота в США, не было никаких подтверждений вывоза слитков на Тайвань. В то же время большинство своих кредитных обязательств перед Вашингтоном тайванский Тайбэё гарантирует именно золотом. Такое возможно только в случае "хранения" золотых резервов в Штатах. В таком случае американцы могут воспользоваться ситуацией, возникшей с применением Закона о содействии переходному правосудию. Ведь он ставит под вопрос законность всех сделок гоминьдановкого режима, в т. ч. с золотом. В этой связи действия Лай Циндэ могут сыграть роль катализатора. Реализация его обещаний позволит американцам заморозить тайванские активы – "до конца разбирательства", т.е. на неограниченное время. И не важно, что при этом тайванский президент является американской марионеткой.
У американцев есть очень солидный опыт ограбления "партнёров". Один из них относится и к Китаю. В 1937 году Япония оккупировала часть Поднебесной, захватив ценности Шанхайской биржи золота, одной из крупнейших в Азии, а также китайского правительства. По оценкам ряда финансистов, в руки японцев попало до 6600 тонн золота. Все эти ценности были перевезены в Японию, после капитуляции которой в 1945 году оказались в распоряжении американской армии. В соответствии с соглашениями военного периода американцы были обязаны передать золотые слитки китайскому правительству. Тогда они заявили, что передадут золото режиму Чан Кайши, но… так и не сделали этого. Присвоили ценности "союзника".
С этой точки зрения вся история с расследованием деятельности Гоминьдана не более, чем возня, затеянная только для того, чтобы в очередной раз присвоить чужое золото. Ведь англосаксы столетиями действуют по одной и той же схеме: расколоть, стереть историческую память, спровоцировать конфликт, после чего – забрать активы. И Тайвань в этой цепи – одно из звеньев.
Читайте нас: