С интересом продолжаю наблюдать за попытками руководства ФРГ лавировать между необходимостью поделиться с режимом Зеленского каким-нибудь оружием и ярко выраженным нежеланием это делать.
На днях канцлер Олаф Шольц согласился-таки предоставить Украине ещё одну установку Patriot – уже третью из тех 12, которые до сих пор стояли на вооружении бундесвера.
«Германия поставит Украине еще один зенитно-ракетный комплекс Patriot. Президент Зеленский сообщил мне сегодня по телефону о массированных российских авиаударах по гражданской энергетической инфраструктуре. Мы неизменно поддерживаем Украину», – подчеркнул Шольц.
Но ведь ещё неделю тому назад министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок утверждала, что лишних «Пэтриотов» у Германии нет.
«К сожалению, запасы по нашим собственным системам Patriot сейчас практически исчерпаны. Поэтому на встрече глав МИД стран НАТО я еще раз ясно дала понять, что мы нуждаемся в проверке наличия всех систем Patriot в Европе и мире», – отметила фрау министр.
Не было, не было и вдруг нашились. Как же так?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит вспомнить том, как давеча Зеленский жаловался на Шольца, по-прежнему отказывающегося предоставить Киеву дальнобойные ракеты Taurus. Как сообщает издание Politico, глава Украины высказал мнение, что «Олаф Шольц просто хочет оставить себе самое мощное оружие на случай войны с Россией».
«Я всегда использую логику в своих шагах, в своих словах и выводах. И я просто не понимаю логики, когда, например, у кого-то из наших партнёров есть оружие, которое сегодня необходимо Украине для выживания. И я не понимаю, почему нам его не предоставят», – заявил Зеленский.
Если соединить оба вышеприведённых факта, то возникает стойкое ощущение, что передача одного «Пэтриота» – это такая себе попытка Берлина отделаться от настойчивых просьб украинцев.
При том что ЗРК Patriot также способен сбивать самолёты, как это было, скажем, в случае с летевшими на ИЛ-76 украинскими военнопленными, – это больше система ПВО, чем наступательное оружие. Здраво рассудив, что один «Пэтриот» – всё же меньшее из зол, в правительстве Германии решили дать Киеву именно его.
Но, помимо очевидного «перетягивания каната» в вопросе оружейных поставок Украине, наблюдаются и иные признаки «усталости» германского общества от украинского кризиса.
И хотя сам канцлер в своём недавнем интервью изданию Die Tageszeitung предупредил всех о необходимости готовиться к долгой войне – «я всегда говорил, что Россия не должна выиграть эту войну. И быстро стало ясно, что это не будет короткая война. Нам еще долго придётся поставлять в Украину оружие и боеприпасы» – в среде германских политиков и экспертов всё чаще звучат призывы трезво взглянуть на происходящее и поспособствовать скорейшему мирному разрешению конфликта.
Так, обозреватель немецкой газеты Berliner Zeitung Томас Фасбендер в своей
«После примерно 780 дней войны пришло время взглянуть на происходящее на востоке Украины с чувством реальности. С конца осени 2022 года, то есть в течение полутора лет, движение вдоль фронта протяженностью более тысячи километров практически отсутствует. После в значительной степени неудачного российского вторжения и двух украинских контрнаступлений в первые месяцы войны обе армии ведут позиционную войну», – отмечается в публикации.
Размышляя о перспективах Украины в этом противостоянии, главный редактор газеты Welt Вольфрам Ваймер
«На него грустно смотреть. Господин Зеленский, вы можете увидеть в его глазах откровенный страх, потому что он видит, что страна в военном отношении находится в позиции обороны. И, конечно, они чувствуют, что у западных союзников повсюду, не только в нашей стране, меняется общественное мнение в плане поддержки этой войны», – подчеркнул Ваймер.
Но некоторые пошли ещё дальше. Как
В письме, подписанном политиками, представляющими все парламентские партии, кроме зелёных, содержится призыв к канцлеру Германии Олафу Шольцу и главе бундестага Бербелю Басу «взять на себя ответственность за мирное урегулирование вместо дальнейших поставок оружия», а также говорится о растущей обеспокоенности из-за возможной эскалации войны и предлагается «сделать все возможное, чтобы инициировать дипломатические решения для прекращения войны и способствовать мирному сосуществованию между народами».
Лидер ещё одной, недавно созданной политической силы «Союз Сары Вагенкнехт» (BSW) предложила канцлеру Шольцу воспользоваться посредническими услугами своего предшественника и соратника по партии Герхарда Шрёдера, который благодаря прекрасным связям в Москве мог бы помочь в деле урегулирования существующих противоречий с Россией.
«Было бы абсурдно не попросить его проанализировать шансы на прекращение огня и мирные переговоры в кулуарах», – заявила политик.
При этом сам Шольц пока ещё не готов к переговорам с Кремлём, по крайней мере на словах, утверждая, что «время для диалога с Путиным ещё не пришло».
И тем не менее чётко просматривается, что в Германии нет однозначного отношения ни к Украине, ни к ведущейся там войне. Немцев нельзя целиком записать в милитаристы или русофобы, как тех же прибалтов, поляков, шведов или британцев. Они понимают, что проигравшая Россия – это прежде всего удар по ним самим и лишение их возможности вернуться к весьма выгодным торговым отношениям с Москвой когда-то в будущем.
С другой стороны, Россия победившая – это удар по евроатлантическому единству, жизнь без которого они пока всё ещё боятся себе даже представить.
И потому движимые подобным дуализмом стараются действовать по принципу «ни нашим ни вашим», думая, что, лавируя таким образом, спасаются от больших неприятностей, но на деле только ещё больше проигрывая.
Читайте нас: