Накануне Генеральный секретарь МАГАТЭ Рафаэль Гросси рассказывал Совету Безопасности ООН о своей бурной инспекционной деятельности на Запорожской АЭС, которую он навещал неоднократно. По странному стечению обстоятельств, почти каждый раз после визитов инспекторов, боевики ВСУ предпринимали атаки на объект, чреватые экологической и техногенной катастрофой. Так, 7 апреля были зафиксированы прилёты в районе столовой и близ грузового порта. И по сей день обстановка и на самом объекте, и в городе Энергодар остаётся тревожной, дроны противника продолжают летать.
Разумеется, и на этот раз никаких предметных оценок и выводов относительно сложившейся ситуации и путей её преодоления участники заседания не получили. «Мы опасно близко подходим к ядерному происшествию. Мы не можем проявлять беспечность и оставлять развитие событий на волю случая. Мы уже сегодня обязаны сделать все, что в наших силах, чтобы минимизировать риск инцидента... Эти безрассудные атаки должны быть немедленно прекращены. Хотя, к счастью, на этот раз они не привели к радиологическому инциденту, они существенно увеличивают риск на Запорожской АЭС, где ядерная безопасность уже ослаблена», – сообщил Гросси, добавив, что, несмотря на перевод шести реакторов станции в режим «холодный останов» (безопасное состояние реактора, когда он заглушён при низком давлении и низкой температуре охлаждающей воды), потенциальная опасность ядерного инцидента сохраняется. Атака на купол блока № 6 на ЗАЭС не привела к серьёзным повреждениям, но создала «очень опасный прецедент», встревожен глава МАГАТЭ, отказывающийся сообщать о чьей-либо причастности к атакам под предлогом отсутствия свидетельств.
Подтверждая отсутствие на станции тяжёлых вооружений, Гросси продолжает «внимательно следить за эксплуатационным состоянием Запорожской атомной электростанции и предоставлять технически жизнеспособные альтернативы в условиях быстрых изменений и вызовов».
Очередная, уже 17-я ротация инспекторов запланирована на 16 апреля.
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя указал на обезличенный характер доклада главы МАГАТЭ по ситуации вокруг Запорожской АЭС, хотя эксперты организации находятся на объекте и имеют возможность все увидеть своими глазами: «Мы признательны руководству агентства за оперативное и чёткое осуждение прямых атак на ЗАЭС и призыв к прекращению провокаций. Начать же наше выступление таким образом мы решили, чтобы продемонстрировать, сколь странно звучат в целом взвешенные и релевантные оценки гендиректора, когда в них используются обезличенные фразы из серии "кто бы ни стоял за нападениями". Также вопреки очевидным фактам не указывается всем нам прекрасно известная сторона, которая стоит за атаками на станцию. Тем более что находящиеся на объекте эксперты МАГАТЭ имеют возможность всё прекрасно увидеть своими глазами».
Ранее, 11 апреля, на созванной по требованию России внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ в Вене киевляне пыталась перевести стрелки на Москву, назвав атаки «российской операцией под фальшивым флагом», что звучало, мягко говоря, неубедительно. Всё прекрасно понимая, западные страны не готовы осудить действия Киева, да и само МАГАТЭ также уходит от того, чтобы назвать виновника нападений на станцию, сообщил журналистам представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов: «Украинцы как бы "неприкасаемые". Об украинцах плохо не принято говорить, поскольку, мол, они – жертвы. Создана такая атмосфера, которая, по сути дела поощряет украинскую сторону к безрассудным действиям, как с этими атаками».
Удары ВСУ по объектам Запорожской АЭС могут привести к ядерному инциденту, способному затронуть Украину и некоторые страны Восточной Европы, заявил в интервью ТАСС руководитель проектного офиса по региональной политике и развитию территорий концерна «Росэнергоатом», депутат Законодательного собрания Запорожской области Ренат Карчаа. По его словам, ещё летом 2022 года киевский режим под руководством Великобритании планировал создать на станции очаг радиационного заражения: огневой «удар, допустим, по азотно-кислородной станции привёл бы в обязательном порядке к взрыву локальному. Взрыв привёл бы к пожару. Пожар, в зависимости от конкретных метеоусловий на тот момент, мог распространиться на другие помещения – и случилась бы беда».
«Смею предположить, что так называемый коллективный Запад, который полностью руководит украинскими силами и контролирует все, что касается их действий по ЗАЭС, таким вот чудовищным способом имеет намерения "перекроить" линию боевого соприкосновения. И как вариант дальнейшего развития событий – создание "мирового шума", обвинения России в безответственном отношении к обеспечению ядерной безопасности, объявления Энергодара и прилегающей территории зоной опасности для многих государств, требования ввода международных сил туда и вывода российских войск», – продолжил Р. Карчаа.
Российская сторона последовательно призывает МАГАТЭ прямо указать на источник нападения на ЗАЭС, «признать очевидный факт и не заниматься словесной эквилибристикой, а указать источник нападений на Запорожскую АЭС. Это не политический вопрос, сейчас это попросту вопрос безопасности станции и ядерной и радиационной безопасности Европы. Нерешительность секретариата агентства назвать вещи своими именами только поощряет киевские власти к дальнейшим безответственным и чрезвычайно опасным действиям».
Думается, впрочем, что дело тут отнюдь не в нерешительности, о чём в полной мере свидетельствуют формулировки и общая тональность резолюции Совета управляющих МАГАТЭ «Последствия ситуации на Украине для безопасности, физической безопасности и гарантий», принятой на 1613-м заседании в начале марта 2022 года. Несложно заметить, что этот предвзятый документ прямо противоречит основополагающим принципам деятельности организации, на которые указывают российские исследователи.
«Несмотря на надежные системы физической защиты, безопасность гражданских ядерных объектов (ГЯО) зависит в значительной степени от человеческого фактора и действий людей. Идея атаковать ГЯО – безрассудна. Ядерные объекты, их инфраструктура и персонал ни при каких условиях не должны подвергаться вооруженным нападениям. Точка. Об этом говорится и в пяти принципах генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси по обеспечению ядерной безопасности. Принципах конкретных, неполитизированных и вполне выполнимых.
Единственный возможный способ обезопасить ядерные объекты во время конфликтов – не подвергать их умышленному физическому воздействию.
Казалось бы, базовый принцип, но некоторые стороны конфликтов им пренебрегают. Украинские атаки в отношении российской Запорожской АЭС не могут иметь оправдания и чреваты серьезной опасностью», – говорится в проекте доклада ПИР-Центра «Деятельность гражданских ядерных объектов во время вооружённых конфликтов».
Р. Карчаа допускает запуск станции в случае, если линию боевого соприкосновения удастся отодвинуть на безопасное расстояние. В любом случае, «наша страна продолжит обеспечивать защиту ЗАЭС от украинских атак и провокаций», подчеркнул В. Небензя, добавив, что Москва намерена и дальше предпринимать шаги, направленные на укрепление ядерной и физической ядерной безопасности на станции. 12 апреля The Wall Street Journal со ссылкой сообщила о планируемом Россией перезапуске станции с восстановлением работы хотя бы одного реактора. В свою очередь, «ядерный турист» Рафаэль Гросси планирует очередные проверки безопасности, для согласования которых с Москвой и Киевом он вскорости собирается отправиться в очередной вояж.