Как часто нам доводилось слышать от всякого рода либеральных деятелей, да и просто обывателей, следующую мысль: над Россией нависло нефтяное проклятье, мы сидим на ресурсной игле, наша экономика сырьевая, а потому отсталая, не чета высокоразвитой Европе, которая все ресурсы импортирует, а взамен экспортирует высокотехнологичную продукцию и т. д. и т. п.
Более того, наши либералы ещё и очень сильно страдают, оттого что у России такая большая территория и так много ресурсов. То какой-нибудь режиссёр в интервью заявляет, что не хочет видеть Россию империей, а взамен бы предпочёл улицы как в Германии. То ещё какая-нибудь говорящая голова мечтает о том, чтобы у России не было нефти, ведь тогда бы мы всё производили сами (ну естественно!) и жили бы как… как мудрые европейцы.
Надо сказать, что известная часть населения в эту либеральную мифологию действительно верит. Мысль о якобы пагубном влиянии огромных природных ресурсов на развитие в стране современной экономики стабильно гуляет в массах, и многие всерьёз думают, что идеальной моделью является импорт сырья с последующим экспортом станков, приборов и проч.
Нет, конечно, в самой торговле продукцией обрабатывающей промышленности нет ничего плохого. И Россия в этом, к слову, весьма преуспевает. Но откуда взялось это негативное отношение к природным богатствам собственной страны?
Впрочем, что за вопрос! Ведь наш либерал на протяжении всей истории смотрит на «священную» Европу. А она, мудрая и великая, живёт по модели, которую мы обозначили выше. Жаль лишь, что подобострастное отношение к европейским государствам мешало им всё это время увидеть простую вещь: страны Европы очень маленькие, у них, как и у каких-нибудь Японии с Республикой Корея, ничего нет! Поэтому тезис о том, что ресурсы — удел дураков, очень хорошо подходит их экономической философии, которую с удовольствием подхватывают адепты «райского сада». С другой стороны, не всё так просто и с якобы полностью несырьевым характером европейской экономики, но об этом будет сказано ниже.
Что ж, по поводу либеральной печали о природных богатствах России и её «сырьевой» экономике необходимо отметить несколько моментов.
1
Первое. Российские природные богатства не свалились нам с неба. Это не выигрыш в лотерею, не кокос, который упал с пальмы на голову спящему папуасу (или русскому мужику). Хотя, кажется, именно так думают многие утончённые любители латте и чизкейков.
Но правда в том, что огромные природные ресурсы нашей страны являются прямым следствием её гигантской территории и культурно-хозяйственного освоения оной.
Территория, земли = природные богатства. Которые, впрочем, ещё нужно обнаружить, освоить и добыть.
Так вот, наши богатства являются результатом многовекового тяжёлого труда и героизма бесчисленных поколений русских людей. Культурное, хозяйственное, промышленное, инфраструктурное, цивилизационное освоение огромных пространств Севера и Востока было начато нашим народом ещё в незапамятные времена.
Уже Новгородская республика стала присоединять и заселять бескрайние северные земли. Благодаря новгородцам Кольский полуостров (настоящая сокровищница планетарного масштаба), Карелия, обширные территории будущей Архангельской губернии и многие другие места навсегда стали неотъемлемой частью России. Именно новгородцы начали колонизацию Русского Севера, который теперь является воротами в Арктику и Сибирь.
Можно вспомнить и империю Строгановых, которые уже с XVI века осваивали гигантские пространства Перми и Прикамья, сделав навсегда русским великолепный Урал.
Нельзя не отметить и грандиозную по своему масштабу деятельность русских купцов, землепроходцев и мореплавателей, которые совершили великие географические открытия. Владимир Атласов, уроженец Великого Устюга, открыл Камчатку и нанёс её на карту. Ерофей Хабаров, тоже сын Вологодской земли, активно осваивал Приамурье (да-да, именно там несколько дней назад с космодрома «Восточный» стартовала новейшая ракета «Ангара» и там же строятся два гигантских газоперерабатывающих комбината). Ах да, происходило это всё ещё в далёком XVII веке.
Во времена Российской империи активно строятся новые города и инфраструктура. Чего только стоят грандиозный Транссиб и Мурманская железная дорога. А без них — подсказка — было бы невозможно современное освоение недр.
Наконец, во времена Советского Союза начинается активная разработка минеральных богатств, строительство трубопроводов, заводов, комбинатов, а также продолжается масштабная колонизация Севера. К примеру, в Мурманской области на пике проживало больше одного миллиона человек. Там и сейчас 11 городов, развитая сеть железных и автомобильных дорог, несколько университетов и Кольская академия наук, международный аэропорт, атомная электростанция, больше десятка ГЭС… И всё это за Полярным кругом!
Таким образом, все природные богатства России являются неотъемлемой частью её истории, культуры, а также закономерным итогом её развития. Никто не вправе обесценивать великий исторический путь нашего народа либеральными глупостями и фантазиями.
2
Второе. Прекрасен миф о совершенной, идеальной и, конечно же, несырьевой экономике Запада. Но он всего лишь миф.
Большие западные страны являются крупнейшими экспортёрами сырья. В этом они не уступают ни России, ни государствам Ближнего Востока и Латинской Америки. Более того, как показывают события последних лет, они активно и самыми грязными и незаконными методами сражаются с нами за экспортные рынки.
Ну ещё бы! Вот, к примеру, в 2023 году, по данным газеты «Коммерсантъ», нефть стала главным экспортным продуктом США. «С января по сентябрь текущего года США продали на мировые рынки нефти на $86 млрд. Нефть стала главным экспортным товаром страны впервые с 2009 года, следует из материалов статслужбы США. Вторыми стали нефтепродукты, их поставки сократилась на 19%, до $83 млрд.».
Также не будем забывать, что Штаты являются крупнейшим в мире экспортёром кукурузы и одним из крупнейших экспортёров мяса.
Но вернёмся к недрам. Любопытно выглядит мировая структура экспорта сжиженного природного газа. Вот какие данные за 2023 год публикует информационное агентство ТАСС: «США по итогам прошлого года стали крупнейшим в мире поставщиком сжиженного природного газа с результатом 86 млн тонн <…> Второе место у Австралии (более 81 млн тонн), за ней следует Катар (80 млн тонн). Россия заняла четвертое место среди стран-экспортеров (около 33 млн тонн)». Таким образом, первые два лидирующих места в экспорте СПГ занимают западные страны.
Но если в США, помимо гигантского сырьевого экспорта, действительно существует многосторонне развитая и высокотехнологичная экономика, то у других западных коллег-экспортёров всё совсем не так.
Упомянутая выше Австралия по-настоящему сидит на «сырьевой игле». Её экономика почти исключительно сырьевая, она существует за счёт экспорта ресурсов. Причём экспорт этот идёт (кто бы мог подумать!) в неевропейскую, незападную Азию.
Почему Австралия продаёт так много СПГ? Всё дело в том, что добыча газа осуществляется на западном побережье континента, а основная масса населения проживает на восточном. Именно там расположены крупнейшие города: Сидней, Мельбурн, Брисбен. И вот оказывается, что в западном (а это само по себе «священно»!) государстве нет газотранспортной системы, позволяющей транспортировать ценный ресурс из малонаселённых мест добычи в густонаселённые места потребления. Поэтому, несмотря на риски перепроизводства, Австралия вынуждена свой газ сжижать и продавать.
В России же крупнейшая и уникальная по своим масштабам ГТС снабжает далёким сибирским газом всю огромную европейскую часть страны. И да, из примерно 700 млрд кубометров газа, которые наша страна в среднем ежегодно добывает, на экспорт уходит лишь 200 млрд. Это значит, что 500 млрд Россия перерабатывает и потребляет самостоятельно, являясь таким образом одним из крупнейших потребителей этого ценного сырья. А это, если даже исходить из либеральных лекал, признак технологически развитой экономики.
Но вернёмся к Австралии. Это государство является крупнейшим на планете экспортёром угля с долей мирового рынка 28,8 проц., по данным портала «Газпромбанк Инвестиции», а также занимает первое место по экспорту железной руды, занимая долю 53 проц., отправив за рубеж в 2021 году 877 миллионов тонн этого сырья (по информации «Металл Эксперт»). Ещё раз. Не продукции металлургического производства (различные марки стали, прокат, арматура, трубы), а руды. Россия, по данным этого же списка, занимает лишь 2 проц. Оно и неудивительно, ведь наша страна большую часть добываемой железной руды перерабатывает самостоятельно.
Австралия занимает лидирующие места по добыче бокситов, цинка, золота, меди, лития, тантала, кобальта, свинца, марганца, олова, урана, серебра, редкоземельных металлов. А ещё является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции (зерно и мясо, как без них).
И вот что интересно, экспортирует она всё это многообразие сырья, как было сказано выше, почти исключительно в азиатские страны. Если исходить из понятий наших либералов, то получается, что Австралия является сырьевым придатком Азии. Западное государство в роли сырьевого придатка, да ещё и у Востока! Как тебе такое, коллективный русский либерал?
Мы ни в коем случае не хотим обидеть Австралию. Напротив, с глубоким уважением относимся к достижениям её горнодобывающей промышленности. Мы лишь желаем показать всю глупость либеральной логики, при которой торговать ресурсами плохо, а импортировать их — хорошо. Хотя отчего бы ими и не торговать, если они у вас есть?
Но Австралия не единственное западное государство, промышляющее экспортом природных ресурсов. Не отстаёт от неё и Канада. К примеру, страна кленового листа занимает почётное третье место в мире по экспорту нефти, уступая лишь Саудовской Аравии и России. По данным портала компании «Финам», «в 2022 году Канада экспортировала 3 350 тысяч баррелей в день. В 2021 году на долю Канады приходилось 8,54% мирового экспорта нефти». К слову, следом в этом списке, по данным этого же источника, идут США.
Причём большая часть канадской нефти добывается открытым способом из битуминозных песков, что, на минуточку, является экологическим варварством. Вместо прекрасной северной тайги в провинции Альберта на десятки километров красуются чёрные карьеры нефтяных промыслов.
Помимо нефти экспорт Канады состоит из традиционного набора горных минералов и сельскохозяйственного сырья, тем самым сильно напоминая австралийский.
Но и маленькая Европа оказалась не без сырьевого греха. Норвегия почти исключительно существует за счёт добычи нефти и газа на своём шельфе. Именно этот ресурс сделал её благополучной и богатой страной, какой она прослыла в последнее время. И именно Норвегия создала государственный фонд благосостояния, который наполняется нефтегазовыми доходами.
Нидерланды и Великобритания с большим удовольствием и без всяких зазрений совести уже много лет эксплуатируют углеводородные богатства Северного моря. Да и Германия не стесняется добывать гигантские количества низкокачественного, экологически вредного бурого угля, уступая в этом лишь Китаю.
Таким образом, Запад сам активно пользуется приёмами «сырьевой экономики», поэтому совершенно глупо обвинять Россию в том, в чём она сильна. Ибо только дурак будет отказываться от богатств, которые ему достались от предков. Но, как мы видим, дураков пока не нашлось.
Сергей Газетный,
Читайте нас: