Новейший шведский корабль радиоэлектронной разведки (SIGINT) "Артемида" готовится к первому оперативному развертыванию на Балтике. Об этом стало известно в ходе церемонии крещения корабля, прошедшей на военно-морской базе Карлскруна.
Как уточняет Naval News, среди гостей церемонии были командующий ВМС Швеции контр-адмирал Ева Скуг-Хаслум и Бьорн Лирвал, возглавляющий оборонное подразделение радиоразведки Försvarets radioanstalt.
Разведывательные корабли "Орион" (слева) и "Артемида" (справа), Швеция
Jimmie Adamsson/Försvarsmakten
"Артемида" заменила в составе шведского флота разведывательный корабль "Орион", который прослужил около 40 лет.
Разведывательный корабль "Артемида" построен в рамках проекта B104 по контракту, подписанному между Saab и Управлением оборонной техники Швеции (FMV) в апреле 2017 года. Технический и рабочий проекты разработало польское бюро MMC Ship Design & Marine Consulting.
Шведская компания Saab доверила производство корабля польской верфи Nauta (Гдыня), принадлежащей компании Stocznia Remontowa. Субподрядчик отвечал за постройку корпуса, насыщение основным оборудованием и механизмами, а также за проведение швартовных и ходовых испытаний. После этого предполагалось, что "Артемида" своим ходом перейдет на верфь Saab Kockums в Карлскруне для монтажа систем радиоэлектронной разведки.
Между тем Nauta передала производство корпуса другому субподрядчику – PGZ Stocznia Wojenna, там же в Гдыне. Резка стали началась 1 марта 2018 года, а 15 июня заложили киль корабля. Спуск на воду состоялся 17 апреля 2019 года, после чего корпус "Артемиды" отбуксировали на предприятие Nauta.
Из-за финансовых проблем Nauta процесс производства был прерван, и недостроенный корабль покинул Гдыню в феврале 2021 года: буксир "Опал" отвел его на верфь Saab Kockums. В ноябре 2022 года "Артемида" приступила к ходовым испытаниям, а еще через год корабль передали ВМС Швеции.
Водоизмещение "Артемиды" – около 3000 тонн, длина корпуса – 76,4 метра, ширина – 14 метров. Корабль оснащен дизель-электрической двигательной установкой с четырьмя генераторными установками по 990 кВт каждая и двумя винторулевыми колонками. Скорость – около 14 узлов. Для улучшения маневренности имеются два носовых подруливающих устройства.
Конструкция "Артемиды" использована при разработке модификации, на базе которой для ВМС Польши строятся два аналогичных корабля проекта 107 под кодовым названием "Дельфин". Первый корабль "Ежи Ружицкий" (назван в честь польского криптолога из команды, взломавшей немецкий шифр "Энигма") начали строить в апреле 2023 года.