По свидетельству гендиректора, новая разработка должна стать более совершенной подводной лодкой, чем «Ясень» проекта 885/885М. «Ясень» — многоцелевая атомная подводная лодка, относящаяся к четвертому поколению. В связи с чем можно предположить, что и новая лодка будет многоцелевой, то есть вооруженной, как минимум, крылатыми ракетами и торпедами. А может быть, и еще чем-нибудь, что приготовят для нее соисполнители проекта по части вооружения.
Надо сказать, что ситуация с лодками пятого поколения по своей неоднозначности и туманности напоминает стратегию подводного флота — прятаться и таиться. По этой теме существует множество слухов и домыслов, то подтверждаемых, то опровергаемых официальными лицами и из Министерства обороны, и из КБ, специализирующихся в морской тематике. Если принимать всё за чистую монету, то можно ожидать, что в обозримом будущем у нас могут появиться три субмарины пятого поколения, а то и больше. Потому что один из разработчиков утверждает о разработке неатомной суперлодки. Но скрывает еще два совсекретных проекта создания АПЛ.
Существуют лишь четыре атомные подводные лодки четвертого поколения, появившиеся сравнительно недавно — наши «Ясень» и «Борей» и американские «Сивулф» и «Вирджиния». После того, как в ВМС США в середине нулевых годов начали поступать лодки «Вирджиния», ничего нового американская оборонка делать не планирует.
В России же разговоры о следующем шаге в области построения субмарин нового качества начались в 2013 году. 18 марта, накануне Дня моряка-подводника, генеральный директор ЦКБ морской техники «Рубин» Игорь Вильнит сообщил в интервью РИА «Новости» о том, что КБ приступило к созданию субмарин пятого поколения. Причем сразу двух (как минимум) — атомной и неатомной. Работы ведутся в рамках НИР. И не единолично, не тихой партизанской сапой, а совместно с целым рядом соисполнителей проекта — гидроакустиками, электронщиками, оружейниками.
В связи с тем, что «Рубин» разработал стратегическую подводную лодку с баллистическими ракетами, можно было предположить, что и новинка будет относиться к тому же классу субмарин.
Через год (ровно через год — в День моряка-подводника!) главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков сообщил, что созданием лодки пятого поколения занимается Санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».
Вскоре оба КБ изложили свои взгляды на то, какими должны быть создаваемые ими перспективные субмарины. И стало понятно, что не существует даже приблизительных критериев, которым должны удовлетворять лодки пятого поколения. Единственное, в чем совпадают взгляды «Рубина» и «Малахита» — лодка должна шуметь меньше, чем все известные модели предыдущих поколений. Поэтому любую новую лодку, отличающуюся повышенными тактико-техническими характеристиками, вполне могут назвать лодкой пятого поколения.
Инженеры «Рубина» считают, что необходимо заняться поисками альтернативной ядерному реактору силовой установки. Она может быть полностью электрической. Большую перспективу они видят в воздухонезависимой энергетической установке, представляющей собой электрохимический генератор. Электроэнергия вырабатывается в процессе взаимодействия в генераторе водорода и кислорода. Еще одно отличительное качество — уменьшение габаритов лодки и уменьшение заметности за счет внедрения перспективных разработок.
У инженеров «Малахита» иной взгляд на проблему. В одном из интервью их сформулировал Владимир Дорофеев: «Отличительные черты перспективного подводного корабля следует искать не в повышении скорости, глубины погружения, водоизмещения, габаритах, а совсем в других вещах, которые незаметны — в возможности их интеграции в единое информационное пространство Министерства обороны, взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени, то есть в возможности их участия в сетецентрических войнах. Перспективные лодки будут такими же черными и обтекаемыми, но вот их „мозги" будут их главным достоянием».
Трудно сказать, насколько инженерам «Малахита» удалось к сегодняшнему дню приблизиться к решению задачи-максимума — интегрированию лодки в единую информационную сеть ВМФ. Решить ее в лоб невозможно, поскольку лодка не может выдавать из глубины информацию на поверхность. Водная толща может пропускать только сверхдлинные волны.
Но по части «мозгов» более простой организации, похоже, «Малахит» значительно продвинулся вперед по сравнению с «Ясенем». На новой лодке предполагается максимально использовать роботизированную технику. Что позволит существенно автоматизировать процессы обслуживания субмарины. В связи с чем удастся уменьшить экипаж до 50 человек. При этом предполагается использовать модульную конструкцию. То есть в зависимости от предстоящей задачи устанавливать на лодку перед походом то или иное оборудование и вооружение. То есть новая субмарина может быть и стратегическим подводным ракетоносцем, и ударной многоцелевой АПЛ, и носителем крылатых ракет, предназначенных для нанесения удара по наземным целям.
Необходимо сказать, что среди роботов для лодки «Малахита» будут и такие, которые будут выполнять боевые задачи за пределами субмарины. Их назначение не конкретизируется. Но можно предположить, что одной из задач будет обеспечение связи, как радио-, так и цифровой. И участие субмарин в качестве элементов сетецентрических войн может оказаться не такой уж и фантастикой.
По мере развития проекта облик лодки обрастал подробностями. Весной этого года стало известно, что она называется «Хаски». Была даже продемонстрирована фотография макета. Выяснилось, что главным ее вооружением станет гиперзвуковая ракета «Циркон», имеющая скорость 6 М и дальность 400 км. Что, в общем, не отменяет альтернативное использование ракеты «Калибр». Вскоре представитель КБ им. Макеева заявил, что для «Хаски» разрабатывается новая баллистическая ракета. Что следует понимать, как реванш после конкурентного проигрыша Институту теплотехники, который вооружает «Бореи» ракетой «Булава».
Подробности посыпались, как из рога изобилия. Корпус предполагается сделать из композиционных материалов нового поколения. Они, во-первых, гасят внутренние вибрации. Во-вторых, поглощают волны подсветки от гидроакустических станций противника. Просочились сведения о том, что ядерная установка будет с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы, во-первых, малошумны, во-вторых, имеют высокий кпд, в-третьих, занимают небольшой объем по сравнению с традиционными водо-водяными реакторами.
Если «Хаски» начнет оформляться в конкретных рабочих чертежах после 2020 года и появится в составе ВМФ в районе 2030 года, то работы в ЦКБ «Рубин» по неатомной субмарине 5-го поколения идут с фантастической скоростью. Она уже получила имя — «Калина». Ее разработка практически завершена, остались мелкие штрихи. Ожидается, что она будет заложена на «Адмиралтейских верфях» в 2018 году. И с началом серийного производства начнет заменять лодки третьего поколения.
Дело в том, что практически вся работа конструкторов свелась к созданию и испытаниям воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Ее оригинальность заключается в получении химическим путем водорода из малоагрессивных веществ, благодаря чему отпала необходимость иметь на борту громоздкие емкости с взрывоопасным газом. И на этом пути уже достигнуты определенные результаты. Испытания опытного образца сниженной мощности прошли успешно. Теперь создается «полноформатный» электрохимический генератор, который будет устанавливаться на «Калину».
Но дело в том, что практически во всем остальном «Калина» — это многострадальная многоцелевая дизель-электрическая лодка проекта 677 «Лада». Она обладает прекрасными ударными возможностями, повышенной скрытностью и прочими достоинствами. Но из-за недостаточной энерговооруженности лодки судьбу этого проекта долго решали в высоких кабинетах ВМФ. В конце концов, заложили пару лодок. Но все другие корпуса будут использованы для строительства лодок «Калина», оснащенных ВНЭУ.
Конечно, если очень хочется назвать «Калину» лодкой пятого поколения, то почему бы это не сделать. Но вот только в мире уже существуют лодки с ВНЭУ. У шведов есть три таких лодки — «Готланд», которые поступили в ВМС в конце прошлого века. Правда, отличия есть, и немалые. На «Готланде» ВНЭУ является вспомогательной для двух обычных дизелей. И ВНЭУ другого типа — двигатель Стирлинга, использующий жидкий кислород. Продолжительность пребывания под водой вдвое меньше, чем это заявлено у «Калины» — две недели против месяца. Есть проигрыш и по вооружению: 12 торпед 533-мм и 6 торпед 400-мм у «Готланда» и 18 торпед 533-мм и 10 ракет «Оникс» или «Калибр» у «Калины». Столь серьезное превышение ударной мощи при практически одинаковых габаритах лодок удалось достичь, в частности, за счет использования более совершенной и при этом компактной аппаратуры гидроакустического комплекса.
Ну и, наконец, об атомной лодке пятого поколения ЦКБ «Рубин», о которой гендиректор заявил 3,5 года назад. После чего никто ни в КБ, ни в Минобороны об этой разработке не проронил ни слова. Вот она и строится в обстановке строгой секретности. И не одна, а сразу две. Тайна завесы была приподнята в ноябре прошлого года, когда произошла утечка информации относительно лодок проекта 09851 «Хабаровск» и проекта 09852 «Белгород», которые строятся на «Севмаше».
Однако утечка была запланированная, преследовавшая цель ознакомить натовских стратегов с тем, что у России есть прекрасный ответ на строительство ЕвроПРО. Эти лодки отличает уникальное свойство, которым не обладает ни одно стратегическое оружие мира. Они совмещают в себе скрытность носителя и скрытность доставки в точку назначения удара ядерных боеголовок.
В качестве вооружения на этих лодках будет использоваться подводный дрон «Статус-6», обладающий интеллектом робота. Он способен развивать скорость до 185 км/ч и перемещаться на глубине до 1000 метров, совершая необходимые маневры. Даже в случае его обнаружения, что маловероятно, с ним не в состоянии справиться ни одна натовская торпеда. По различным оценкам, мощность боезаряда «Статуса» лежит в пределах от 10 Мт до 100 Мт. При этом дальность, как и у межконтинентальных баллистических ракет, достигает 10 тыс. километров.
Читайте нас: