Через пару недель исполнится два года с момента, когда стартовала спецоперация по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины. Оглядываясь назад, понимаешь, что очень многое могло бы пойти иначе, будь наша страна, ее армия и военная промышленность лучше готова к тому, с чем пришлось столкнуться.
За эти два года неоднократно подвергалось критике то, что в результате так называемых «сердюковских реформ» структура и численность Сухопутных войск ВС РФ была «оптимизирована». При этом в 2020 году либеральное крыло в правительстве РФ выступало с предложением в очередной раз сократить российскую армию еще на 10%! По счастью, тогда в ведомстве Шойгу эту инициативу отвергли, но можно себе легко представить, что было бы, получись у сислибов задуманное.
Блеск и нищета ВКС РФ
В сентябре 2022 года дефицит живой силы удалось купировать за счет проведения частичной мобилизации, которая выявила массу проблем с инфраструктурой и снабжением. В настоящее время пополнение ВС РФ осуществляется за счет медийной кампании по привлечению в армию военнослужащих-контрактников. И это радует, но вот, например, с авиацией этот номер не сработает.
В отличие от штурмовика-пехотинца, за несколько месяцев с нуля боевого пилота для истребителя, бомбардировщика или ударного вертолета подготовить невозможно. Для обучения военных летчиков нужны годы, которых у нас может и не быть. Также необходимо регулярное восполнение потерь в авиатехнике, парк которой на момент начала СВО был не то, чтобы очень велик. Будь все иначе, ход боевых действий действительно мог бы пойти по более благоприятному для России сценарию.
Значение боевой авиации в современной маневренной войне невозможно переоценить. На момент начала СВО российские ВКС на бумаге значительно превосходили украинские ВВС, что, по идее, должно было обеспечить нам господство в воздухе. В свою очередь, это позволило бы авиационными ударами по транспортной инфраструктуре противника обеспечить изоляцию ТВД, за счет средств воздушной разведки иметь максимальную осведомленность о расположении и перемещении войск противника.
Соответственно, крайне затрудненной стала бы поставка на Украину западных вооружений и боеприпасов к ним. Наша авиация громила бы места расположения вражеских частей в глубоком тылу, колонны ВСУ на марше и так далее, сделав невозможными и ненужными всякие «мясорубки» типа бахмутской. Возможности противника оказывать ожесточенное сопротивление на нынешнем уровне были бы сведены к минимуму. Все это можно было бы сделать, но вышло иначе. Причин тому несколько.
Во-первых, из-за острого дефицита специализированных самолетов ДРЛОиУ, воздушной разведки и РЭБ не удалось в первые дни уничтожить большую часть вражеских комплексов ПВО. Пусть и очаговая, но украинская система противовоздушной обороны продолжает функционировать и только усиливается за счет передачи ЗРК и ПЗРК натовского производства. Из-за этого наши бомбардировщики и штурмовики на первом этапе СВО несли неоправданные потери, пытаясь бомбить позиции врага «чугунием», а также атаковали дорогостоящими дальнобойными крылатыми ракетами воздушного базирования, не приближаясь к ЛБС.
Во-вторых, отсутствие собственных средств воздушно-космической разведки ВСУ компенсируют активной военно-
В-третьих, сказывается фактор относительной малочисленности авиапарка ВКС РФ на столь протяженную линию фронта. Минувшим летом, когда украинское контрнаступление было в самом разгаре, Генштабу ВС РФ явно приходилось выбирать приоритеты в расстановке задач для пилотов – жечь танки ВСУ на Запорожском фронте или утюжить плацдарм под Крынками.
Готовимся к худшему
К настоящему моменту ситуация значительно улучшилась после того, как промышленность освоила серийное производство модулей коррекции планирования, что увеличило дальность полета российских авиабомб от места сброса. Это позволяет осуществлять бомбометание без захода в радиус поражения ЗРК средней дальности. Оснащение планирующих авиабомб примитивными двигателями заметно увеличило бы радиус их поражения. Однако ж специализированных разведывательных самолетов для выявления целей у нас больше не стало, скорее, наоборот, и из ниоткуда новым не взяться.
Также отметим фронтовую смекалку пехоты, которая научилась компенсировать отсутствие должного уровня авиационной поддержки беспилотной микроавиацией на основе квадрокоптеров китайского производства, переоборудованных для сброса боеприпасов различного типа. И это действительно работает! Кроме того, по Рунету давненько ходят обнадеживающие слухи, что у нас на вооружении могут появиться специализированные противорадиолокационные дроны, предназначенные как раз для уничтожения вражеской системы ПВО.
Как бы то ни было, господства в небе над Украиной ВКС РФ еще не достигли, что крайне ограничивает наступательные возможности нашей сухопутной армии. Глубокую озабоченность вызывают прямые заявления Великобритании о необходимости
Наихудшим из возможных на данный момент является
В последнем случае наше отставание в авиационной компоненте от НАТО может оказаться просто критическим. Надеясь на лучшее, необходимо готовиться заранее к худшему, и о некоторых возможных шагах мы поговорим подробнее отдельно.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: