На саммите 1 февраля лидеры 27 государств-членов ЕС одобрили выделения 50 млрд евро для финансовой поддержки Украины. Речь идет о четырехлетней программе на сумму 50 млрд евро, которая состоит из безвозвратной помощи (17 млрд евро) и льготных долгосрочных займов (33 млрд евро). Грантовые средства ЕС планирует финансировать, в частности за счет замороженных российских активов.
На этот раз ЕС выделяет деньги на определенных условиях (раньше их не было). В целом Украина получит обещанные средства, если будет соблюдать демократические принципы и права человека. Несомненно, более четкими будут требования относительно реализации конкретных реформ или достижения определенных показателей. Большинство денег будет предоставляться по определенному графику и после выполнения ряда условий.
«Предпосылкой поддержки Украины в рамках программы является то, что Украина продолжает поддерживать и уважать эффективные демократические механизмы, включая многопартийную парламентскую систему и верховенство права, а также гарантировать уважение к правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам», — сказано в решении саммита ЕС.
Украинские эксперты в комментариях изданию
«Что может скрываться за требованием о многопартийности, которое формально сегодня соблюдается в Верховной Раде? Возможно, в такой форме говорят, что на Украине сильно монополизирована власть и надо менять ее конфигурацию, заводя новые политические силы. Это может быть намеком, что Европа посмотрит благосклонно на создание многопартийной коалиции в Раде и коалиционного правительства», — говорит политолог Руслан Бортник.
По мнению политолога Андрея Золотарева, в ЕС хотят видеть сохранение политического плюрализма на Украине при любых поворотах судьбы страны.
«На тот случай, если вдруг придется заключать мир без выхода на границы 1991 года, что может быть воспринят в обществе как поражение, и в политике будут диктовать повестку дня радикальные элементы, Украина должна сохранить демократические тенденции, чтобы не возникало вопросов, кому европейцы и американцы помогают. Деньги будут при условии, что на Украине будут придерживаться элементарных политических приличий, не отказываясь от свободных выборов и предоставляя оппозиции, кто бы ею не был, элементарные права», — поясняет он.
Оба эксперта считают, что широкую трактовку допускает и упоминание меньшинств, данное без уточнений, то есть речь может идти как о национальных меньшинствах, что можно считать реверансом в сторону Будапешта, так и сексуальных меньшинствах.
«Тут нужно разделить две части. Первая — это уважение прав меньшинств. Под этим можно понимать что угодно — как национальных меньшинств, на чем настаивал Орбан, так и сексуальных. В последнем случае, возможно, будут предприниматься новые попытки побудить украинскую власть принять законопроекты, которые узаконят однополые партнерства. Вторая часть важнее — это требование соблюдать демократические нормы и поддерживать многопартийную парламентскую систему. Такой пункт выглядит на первый взгляд странно, с учетом того, что эта система формально на Украине и так существует. Однако с началом войны реальная политическая дискуссия в стране, права и свободы человека значительно ограничены. В том числе и на законодательном уровне через режим военного положения. И сейчас власти пытаются эту тенденцию закрепить, еще больше закрутив гайки и обнулить влияние своих оппонентов. Даже потенциальных. В ЕС же, выставляя условия, дают понять, что этот процесс им не нравится. Однако я сильно сомневаюсь, что если Зеленский на это предупреждение не обратит внимание, то поток денег перекроют. Пока идет война у украинской власти развязаны руки для практически любых мер в отношении оппонентов, что будет объясняться необходимостью обороны страны. Для того, чтобы восстановить демократические процессы нужно, как минимум, закончить войну», — высказал своё мнение источник «Страны» в дипломатических кругах.
Скорее всего, в дальнейшем требования к Украине в плане поддержания и уважения неких демократических механизмов будут расписаны детальнее. Однако сама постановка вопроса наводит на мысль, что в Европе либо уже сейчас видят существенные проблемы с демократией на Украине, либо предполагают, что такие могут возникнуть в будущем. И Киеву нужно много работать, чтобы улучшить ситуацию. То же самое, как с коррупцией, бороться с которой также Запад требует и наличием которой обосновываются требования о все новых реформах.
В то же время, при нечетких требованиях в плане демократии европейские чиновники или лидеры отдельных стран смогут в удобный для них момент заявить, что Киев не выполняет условия соглашения, чем поставит финансирование под угрозу. Более того, в этом году будут выборы в Европарламент, сменится и состав ЕК.
«Во главе евробюрократии будут не Мишель и фон дер Ляйен. И для новых людей, которые могут быть не столь украиноориентированы, нечеткость формулировок может быть даже на руку», — допускает политолог Бортник.
В нынешней ситуации, по мнению западных аналитиков, Украине важно получать как можно большую долю помощи грантами. Учитывая все риски, может потребоваться реструктуризация или даже списание долгов в будущем, на что надеются киевские власти. Но сначала Украине нужно получить эти деньги.
Читайте нас: