Потери, которые несут российские войска от копеечных украинских дронов-«камикадзе» заставили Минобороны РФ плотную заняться вопросом прикрытия штурмовых отрядов от целых роев вражеских ударных БПЛА. Но насколько удачным является выбор противоядия?
О том, какую проблему представляют для наших войск украинские FPV-дроны, превращенные в ударные, мы вынужденно рассказываем с незавидной регулярностью. Компактный скоростной квадрокоптер стоимостью в 50 тысяч рублей с кустарно установленной на него боевой частью может сжечь танк стоимостью в не один миллион долларов, заодно угробив его экипаж. С этим надо срочно что-то решать.
Ракетный щит
Сегодня чуть ли не в каждом взводе ВСУ созданы отделения операторов дронов-«камикадзе», которые применяют их реально массово и на системном уровне. С нашей же стороны необходимость постоянных штурмов вражеских укрепрайонов привела к эволюции штурмовых групп в специализированные разведывательно-штурмовые бригады. Самые опытные и мотивированные бойцы вынуждены идти вперед, поддерживаемые огнем артиллерии, танков и собственных ударных БПЛА.
И вот для защиты их от атак с воздуха многочисленных FPV-дронов ВСУ решено задействовать зенитные ракетные комплексы «Тор» и «Гибка». Что же они собой представляют?
«Тор» - это зенитный ракетный комплекс малой дальности для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена. Он может сбивать крылатые и противорадиолокационные ракеты, самолеты и вертолеты, планирующие авиабомбы, а также беспилотные летательные аппараты. Боекомплект составляют 8 зенитных ракет.
«Тор-М2» являются современной модификацией «Тор-М». Важной особенностью данного ЗРК является возможность ведения огня на марше, то есть, он действительно способен прикрыть наступающую колонну бронетехники в движении. Комплекс построен на гусеничном шасси и имеет высокую проходимость. Боекомплект увеличен до 16 зенитных ракет с улучшенными тактико-
Второй зенитный комплекс «Гибка», под которым, судя по всему, понимается «Гибка-С», представляет собой «пехотную» версию корабельного ЗРК «Гибка», применяемую на некоторых БПК и МРК. Установили его на бронеавтомобиль «Тигр» повышенной проходимости.
Бортовая РЛС 1Л122 «Гармонь» ведет круговой мониторинг воздушного пространства и обеспечивает автоматическое сопровождение целей, что позволяет ЗРК обнаружить цель на дистанции до 40 километров. Поражение воздушных целей осуществляется с помощью штатных боеприпасов ПЗРК «Верба» и «Игла-С» на расстоянии до 6 километров.
В общем и целом, данные комплексы ПВО действительно могут прикрыть штурмовые отряды ВС РФ в ходе наступления или на марше. Вот только насколько рационально использовать столь дорогостоящие зенитные ракеты против FPV-дронов ВСУ стоимостью в 50 тысяч рублей за штуку?
Из пушек по «воробьям»?
Думается, что более рациональной была бы ставка на различные зенитно-артиллерийские и зенитные ракетно-пушечные комплексы, более пригодные для обеспечения противовоздушное обороны против целых роев FPV-дронов.Так, например, остро ощущается потребность фронта в перспективном зенитном комплексе «Деривация-ПВО», созданном на базе БМП-3.
Также нашла бы себе применение зенитная самоходка ЗУ-23АЭ, созданная на базе бронетранспортера БТР-82, с модулем из двух спаренных 23-мм орудий с увеличенными магазинами.
Целесообразной представляется модернизация устаревшей техники типа БМП-1 путем установки на нее дистанционно управляемого боевого модуля 32В01 или БМ-30-Д, он же «Спица», вооруженного 30-мм автоматической пушкой 2А42 с боекомплектом 300 снарядов, спаренной с пулеметом ПКТМ с боекомплектом не менее 1000 патронов. Данный модуль позволяет вести наблюдение, искать и атаковать наземные или воздушные цели на расстоянии до 1-2 км.
Подобная легкая бронетехника может использоваться и для борьбы с вражескими БПЛА, и для подавления наземных целей плотным огнем в ходе штурмовых действий.
Необходимость прикрытия колонн на марше и штурмовых действий ставит вопрос о целесообразности модернизации ЗРПК 2К22М «Тунгуска-М1». Данный комплекс оснащен двумя зенитными пушками и восемью зенитными ракетами, имеет отличную проходимость и способен вести огонь в движении.
Если оснастить его современной системой целеуказания на скоростные БПЛА, а также перевооружить на мини-ракеты, которые уже разработаны для «Панциря», «Тунгуска» - это то, что доктор прописал против украинских FPV-дронов и для поддержки огнем наших штурмовиков.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: