После вторжения Владимира Путина на Украину два года назад более трех десятков стран ввели экономические санкции против России. Последовавшая за этим реорганизация торговли подчеркивает неуклонное смещение мирового экономического центра тяжести на восток. Китай под руководством приятеля Путина Си Цзиньпина сделал больше всего для подрыва санкций Запада. Китай и Гонконг в настоящее время являются главными поставщиками микрочипов в Россию, что сводит на нет попытки Запада лишить Россию интегральных схем, необходимых для военных действий. Китай также быстро стал ведущим поставщиком автомобилей и смартфонов в Россию.
С самого начала санкции должны были разрабатываться с учетом апатии Азии. Западу пришлось вмешаться, введя масштабные и неизбирательные «вторичные» санкции. Но Азия экономически и геополитически слишком важна, чтобы Запад выдвигал подобные угрозы.
Другим важным примером является нефть. До вторжения Европа покупала три пятых российского экспорта нефти. Сейчас экспорт нефти из России в Азию увеличился до более чем половины своего общего объема. Одним из покупателей здесь является Сингапур. Эта страна осудила российскую агрессию и была единственным членом АСЕАН, применившим санкции против России. Нефть, однако, не в счет. Сингапур — нефтеперерабатывающий и нефтеторговый гигант, а также самый загруженный бункеровочный порт в мире. За год до мая 2023 года импорт российской нефти увеличился почти вдвое. Спрос на хранилища также вырос, что позволяет предположить, что российские нефтепродукты смешиваются и продаются как нероссийские, с хорошей наценкой.
Отчасти аппетит Азии к российской нефти выгоден Западу. Америка и Европа пытались использовать свой контроль над морским страхованием и судами, чтобы ограничить цены на российскую нефть, одновременно не блокируя ее поступление во избежание глобального кризиса поставок, который нанес бы ущерб их потребителю. Однако продажи России в Азию также показывают, что даже если бы Запад хотел остановить экспорт нефти из России, то не смог бы этого сделать. Ценовой потолок также протекает, поскольку «теневой флот», составляющий примерно 10% всех танкеров, его игнорирует. Сегодня Россия зарабатывает больше от экспорта нефти, чем до вторжения.
Сейчас в Азии рассуждают о том, насколько Америка может ужесточить вторичные санкции, направленные против азиатских компаний, которые, как считается, поддерживают военную экономику России. В декабре президент Джо Байден издал указ, подробно касающийся вторичных мер против иностранных фирм и банков. Азиатские банки, похоже, желают, чтобы их рассматривали как подчинившиеся.
Даже если Запад успешно использует вторичные санкции для принуждения азиатских стран, говорит Николас Малдер, специалист по санкциям из Корнелльского университета, долгосрочные риски в том, что экономическая война подорвет как главенство долларовой финансовой системы, так и влияние Америки в Азии. И если Америке так трудно убедить азиатов поддержать режим санкций против такой относительно неважной (для них) страны, как Россия, можно представить, насколько больше проблем у Соединенных Штатов возникнет с соседями Китая, если они когда-нибудь попытаются навязать аналогичный режим против этого военного и экономического гиганта региона.
Читайте нас: