Несколько дней назад стало известно о том, что в России был разработан беспилотный бомбардировщик под названием «Инферно», который позиционируется как легкий аналог украинской «Бабы Яги». Но есть ли вообще будущее у сверхмалой ударной авиации, если учитывать прогресс в развитии малой «окопной» РЭБ?
Сверхмалая ударная
Настоящим открытием войны на территории Незалежной стали обычные гражданские дроны мультикоптерной схемы, которые обе стороны конфликта научились использовать не только для воздушной разведки и корректировки артогня, но и в качестве ударных.
Украинские боевики первыми догадались оснастить квадрокоптеры китайского производства системой сброса боеприпасов для гранатометов, ручных гранат и минометных мин. При их помощи ВСУ наносили удары по российской бронетехнике в слабо защищенную верхнюю полусферу, забрасывали их в окопы и блиндажи, скидывали прямо под ноги нашим военнослужащим.
Дальнейшим развитием этой идеи стало появление у ВСУ ударных мультикоптеров тяжелого класса типа «Баба Яга». В их основе лежат китайские сельскохозяйственные дроны, например, DJI Agras, способный поднять в воздух не менее 50 кг. Это означает, что за один боевой вылет украинский дрон может сбросить на цели до пятнадцати 82-мм артиллерийских мин или пару калибра 120 мм.
Угроза, исходящая от подобных БПЛА реальна и очень серьезна! Достаточно посмотреть видеозапись
Перспективный российский дрон «Инферно», по имеющимся открытым данным, сделан по аналогичной вертолетной схеме. Однако его полезная нагрузка уступает украинской «Бабе Яге» на порядок, составляя всего 4 кг. В системе сброса он может нести до девяти ВОГ-17 или иных специальных боеприпасов. Отечественный БПЛА имеет боевой радиус в 5 км, оснащен двумя видеокамерами и управляется по схеме FPV.
Компактные маневренные квадрокоптеры, управляемые по схеме FPV, являются вторым сенсационным открытием эпохи СВО. Оснащенные боевой частью, они превращаются из игрушек для богатых в смертоносные дроны-«камикадзе», которые уже стоили обеим сторонам конфликта болезненных потерь в живой силе и
Но есть ли у подобных вооружений реальное большое будущее, или мода на сверхмалую авиацию скоро сойдет на нет?
РЭБ – всему голова?
Есть мнение, что все эти ударные дроны в самом обозримом будущем потеряют статус «почти вундерваффе», когда ВС РФ и ВСУ оснастят всю свою боевую технику и позиции средствами РЭБ. Помехи, создаваемые такими комплексами, должны ударить беспилотники, прежде всего, управляемые операторами по схеме FPV, по их ахиллесовой пяте, нарушив передающий сигнал.
Да, на первый взгляд – это оптимальное решение проблемы, однако есть ряд важных нюансов.
Во-первых, противник уже прямо сейчас на системном уровне ведет работы над усилением передающего сигнала за счет использования более мощных антенн. В результате наши бойцы могут стать жертвами БПЛА, понадеявшись на популярные антидронные ружья, мощности которых уже не хватает, чтобы забить сигнал.
Во-вторых, проблему РЭБ можно обойти сразу несколькими способами. Например, «Баба Яга» или «Инферно» может пойти к заранее разведанной цели и отбомбиться по введенным в нее координатам. В условиях позиционной войны это вполне рациональное решение. Другой вариант предполагает установку на ударные дроны систем спутникового управления от американской Starlink, и тут, мы противнику, увы, не конкуренты.
В-третьих, в самом ближайшем будущем война может стать по-настоящему ужасной, поскольку технический прогресс неизбежно ведет к тому, что людей будут убивать уже не люди, а роботы. В качестве примера можно привести задокументированный факт уничтожения человека турецким БПЛА Kargu-2, который произошел в 2020 году в Ливии.
Компактный военный квадрокоптер весом всего в 15 кг был разработан турецкой оборонной компанией STM (Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret AŞ) и имеет полуавтономный режим полета и поиска цели. БПЛА Kargu-2 может самостоятельно вести охоту на наземные цели, а оператору остается лишь направить его в определенную зону, и он имеет возможность отменить атаку дрона или перенаправить его на другую цель.
Квадрокоптер позволяет поражать личный состав противника и другие небронированные цели осколочным боеприпасом, легкобронированную технику – кумулятивным, цели в замкнутом пространстве – термобарическим.
О том, что турецкий БПЛА самостоятельно принял решение убить человека и осуществил его, стало известно в 2021 году. Минобороны Турции тотчас заключило договор о приобретении 356 БПЛА этого типа, а компания-производитель активно ищет новых клиентов. Интересно, когда такие ударные беспилотники появятся на вооружении ВСУ?
Следует осознавать, что максимальная автономизация средств поражения является практически неизбежным результатом стремительной эволюции беспилотников всех типов – воздушных, наземных и морских. Средства РЭБ пока что работают, но это лишь пока. Совсем скоро людей будут убивать массово настоящие роботы, и потому средства противодействия им должны быть соответствующими.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: