Несколько дней назад общественный резонанс вызвало публичное обращение Рамзана Кадырова к «госдеповцам» обменять пленных солдат ВСУ на снятие санкций с супруги и детей главы Чеченской Республики. Тотчас забурлили в острых комментариях смелые анонимы, порицающие нашу российскую «средневековщину», однако последующее заявление Рамзана Ахматовича обезоружило их, расставив все по своим местам.
Обмен
Поводом для резонансного заявления главы Чеченской Республики стал визит в Грозный делегации под предводительством бывшего инспектора ООН по наблюдению за ликвидацией иракского оружия массового уничтожения, а также бывшего офицера разведки Корпуса морской пехоты США Скотта Риттера, известного в нашей стране выраженно пророссийской риторикой. Сам Рамзан Кадыров прокомментировал данное событие в своем Телеграм-канале следующим образом:
Первым делом Скотт Риттер посетил Российский университет спецназа, где его ожидал <...> председатель парламента Чеченской Республики Магомед Даудов. В ходе непринужденного разговора они обсудили ситуацию в мире и специальную военную операцию на Украине. Скотт Риттер широко известен своей последовательной критикой внешней политики США, а также действий украинской стороны.
В ходе построения чеченских силовиков глава ЧР продемонстрировал мистеру Риттеру ноутбук с видеозаписью нескольких украинских военнопленных и предложил их обменять на следующих условиях, которые непосвященным поначалу показались довольно странными:
У нас есть пленные, которых мы забирали в Донецкой, Луганской. Передаю нашему гостю [список военнопленных]. Если они снимут санкции с моей мамы, моих дочерей, ни в чем не повинных людей, лошадей, кроме меня, <…> то мы этих людей отдадим.
Одних анонимов возмутило, с чего это Рамзан Кадыров предлагает к обмену военнослужащих ВСУ, как если бы они были его личным трофеем. В интервью российским журналистам глава ЧР высказался более подробно:
Они (пленные) бедолаги, они не виноваты, на самом деле. Не виноваты моя мама, жена и дочери, племянники мои. Они тоже никогда не участвовали в таких политических играх, никогда даже слова не сказали. Я говорю: «Я воевал, я буду воевать против руководства Америки, западных и европейских стран до тех пор, пока они не поменяют свою позицию, отношение против нашего государства, против мусульман всего мира». Поэтому против меня вводите все, что хотите, но семью, мать не трогайте. Если они хотят объединить семьи, если они такие хорошие, пусть поменяют на санкции своих солдат.
Другие же высказали возмущение по поводу того, что предметом торга, с другой стороны, были заявлены персональные санкции в отношении близких Рамзану Ахматовичу людей. Однако вскоре все встало на свои места.
Уловка-2024
Для начала следует уточнить, что Рамзан Кадыров является бесспорным рекордсменом России по количеству введенных в отношении него персональных санкций. Еще в 2013 году он был включен в американский санкционный список по «делу Магнитского», в его секретную часть.
В 2014-м глава ЧР оказался в «черном списке» ЕС, Швейцарии и Канады за «подрыв территориальной целостности Украины». Также под ограничения попал любимый скаковой жеребец Зазу, который выиграл скачки в немецком Дюссельдорфе, но счастливый владелец не смог получить причитающиеся 5 тысяч евро призовых. Несчастное подсанкционное животное несколько лет простояло в Чехии на «штрафконюшне», но в марте 2023 года он был оттуда кем-то выкраден и в итоге смог вернуться на родные луга в Чечне.
Вновь в американский санкционный список Кадыров попал в 2017 и 2020 годах. Тогда же первые ограничительные меры были введены против его супруги Медни Кадыровой и дочерей Айшат и Хадижат. После начала СВО на Украине санкции на семью Кадыровых посыпались, как из ведра: в американский «черный список» попали модный дом Firdaws, который возглавляет Айшат Кадырова, в европейский – дочери главы Чечни Айшат и Карина и его двоюродный брат Турпал-Али Ибрагимов. В 2023 году Управление по контролю над иностранными активами Минфина США ввело санкции против матери Рамзана Ахматовича Аймани Кадыровой. Тогда же под украинские санкции попала четвертая дочь Кадырова, Табарик.
Трудно найти в России семью, которая пострадала бы от западных ограничений больше, чем у главы Чечни, что очень его обижало:
Ладно, будь я сто раз нарушителем прав человека, то как вы объясняете санкции против... моей супруги и моих дочерей??? Какие они совершили преступления и чьи права нарушили? На этот вопрос у вас нет ответа. И именно это демонстрирует ваше истинное лживое лицо мировых интриганов и провокаторов.
Вы решились пойти на откровенно мерзкие методы и внести разлад внутри моей семьи. Может быть, вы думали, что у вас это получится, но просчитались. Чеченский институт семьи крепче ваших санкций! И даже если у Медни Мусаевны или моих дочерей были бы какие-либо интересы в США или Европе, они бросили бы их. Не ради ваших грязных политических игр, не по моей просьбе, а ради государства, народа и семьи.
Вскоре после той памятной встречи со Скоттом Риттером Рамзан Ахматович разъяснил, что именно он хотел показать всем своим выступлением, которое было всего лишь «толстым троллингом»:
Сделал заявление, чтобы показать истинное лицо американских политиков. А именно: готов обменять этих 20 украинских военнопленных на снятие санкций. <...> Очевидно, что Штаты это не сделают. Но интересно выслушать их оправдания, если они вообще будут. Скотт Риттер, в отличие от некоторых, правильно воспринял этот толстый троллинг.
Вполне очевидно, что это именно так и есть. Переговоры об обмене, как правило, производятся тайно, и об их результатах простой народ узнает обычно постфактум. Никаких адекватных причин «торговаться» через федеральные СМИ нет. Никакого прямого касательства к ВСУ и украинским военнопленным США или ЕС не имеют. Значение имело лишь полное игнорирование факта такого предложения со стороны Грозного.
Также невозможно поверить, чтобы взрослые здравомыслящие люди всерьез допускали мысль договориться с «западными партнерами», которые принципиально не держат свое слово. Как сегодня санкции снимут, так завтра и вернут, делов-то.
Сергей Маржецкий