Хуситы из йеменского движения «Ансар Аллах» продолжают угрожать оживлённым морским путям в Красном море. Нападения на торговые корабли угрожают серьёзными перебоями в мировой торговле. Но это лишь одно из возможных последствий блокады.
По главному торговому маршруту между Европой и Азией – через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив – ежедневно проходили грузы почти на два с половиной триллиона долларов, что составляет примерно 12% перевозимых по воде грузов.
Угроза безопасности судов заставила многие крупнейшие транспортные и энергетические компании, в частности швейцарскую Mediterranean Shipping Company (MSC), немецкую Hapag-Lloyd, датскую Maersk, французскую CMA CGM, перенаправить маршруты своих кораблей в обход Красного моря. Теперь их путь пролегает через мыс Доброй Надежды в Южной Африке. Это длиннее на 3,5 тысячи морских миль, что соответствует десяти дням пути. И, соответственно, требует дополнительных затрат. Платить будут потребители.
Это уже стало реальностью – в Европе начался рост цен на нефть и газ.
Первый удар по Старому Свету европейцы получили из-за ухудшения отношений с Москвой и прекращения поставок российских энергоносителей. А тут новое серьёзное потрясение! Британская газета Financial Times назвала блокаду «крупнейшим переделом мировой торговли после вторжения России в Украину».
Атаки хуситов, совершаемые дронами и различными типами ракет, происходят почти ежедневно. К счастью, пока обходится без жертв. Но никто не может чувствовать себя в безопасности. К примеру, недавно был нанесен удар по танкеру Swan Atlantic, который под флагом Норвегии перевозил биотопливо из Франции на остров Реюньон в Индийском океане.
Можно констатировать, что в лице хуситов «Ансар Аллах» на политическом горизонте появилась новая сила, способная диктовать условия крупным государствам, в том числе США. Это одна из наиболее радикальных вооруженных группировок в мире. Её лозунг достаточно красноречив: «Смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям и победа исламу».
Боевое крыло шиитской организации состоит из многочисленных фанатичных бойцов, имеющих богатый боевой опыт. Арсенал достаточно современный, есть данные, что на вооружении у хуситов могут быть баллистические ракеты дальностью до 2000 километров. К тому же «Ансар Аллах» имеет тесные связи с ХАМАС и «Хезболлой». Считается, что движение поддерживается Ираном, который якобы снабжает йеменцев данными для наведения ракет и дронов.
Похоже, что действия хуситов не спонтанные, а спланированные. Они рассчитали свои действия, думали о последствиях. И верно предполагали, что далеко не все захотят с ними связываться. Так и происходит, несмотря на призыв США принять участие в операции «Страж процветания», направленной на прорыв блокады.
Из стран Персидского залива в коалицию вступил лишь Бахрейн. Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты от американского предложения, несмотря на уговоры, отказались. Эти страны богаты, благополучны, хотят спокойного продолжения нефтяного бизнеса. Да и от действий хуситов они не пострадают: возможно, повезут нефть более длинным путем, но деньги свои всё равно «отобьют».
Саудовская Аравия и ОАЭ избежали конфликта с Израилем из-за Газы, не хотят они вступать и в противостояние с хуситами. Саудиты долго воевали с ними, не только безуспешно, но и с большими потерями: в сентябре 2019 года йеменцы разбомбили крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод в Абкайке. Это вызвало снижение добычи чёрного золота Саудовской Аравией и резкий скачок цен на мировом рынке.
Сейчас дело вроде бы идет к мирному соглашению с хуситами, которое Эр-Рияд может подписать – во многом благодаря содействию и посредничеству своего «нового друга» Ирана.
Кое-кого удивило, что к коалиции не присоединился Египет, который несет серьёзные убытки от действий хуситов. Но дело в том, что хуситы как защитники веры популярны в обществе, их поддерживают многие жители страны, ведь хуситы воюют с Израилем и США. В таких условиях война с ними может обернуться социальным взрывом в Египте, поэтому Каир предпочёл не рисковать, несмотря на финансовые потери.
Коалиция, наспех сколоченная США, выглядит сомнительно. Объявлено, что в неё войдут, кроме самих Соединенных Штатов, Великобритания, Бахрейн, Канада, Италия, Франция, Нидерланды, Норвегия, Австралия, Сейшельские острова, Испания. Но Мадрид уже отказался от участия в операции «Страж процветания». Не от того ли, что затея дорогостоящая, не имеющая точных очертаний и отнюдь не гарантирующая успех? Вполне могут появиться и другие «дезертиры».
Предполагается, что торговые суда пойдут под охраной боевых кораблей, которые будут перехватывать ракеты и дроны, летящие из Йемена. Но это уже будет настоящая война, в которой не обойтись без жертв и, возможно, потопления судов. У хуситов есть более мощное вооружение, нежели то, что они используют сейчас. А если они в состоянии заминировать морскую акваторию?
Теоретически возможен вариант нанесения удара по базам хуситов на их территории. Риски удара или даже возможного вторжения пока Вашингтоном не просчитаны. Всё это заставляет его лихорадочно думать. С одной стороны, необходимо как можно скорее решить проблему, ибо теряются огромные деньги. С другой – торопиться опасно. Есть большой риск серьёзнейших потерь – и военных, и репутационных.
Пока ясно лишь одно – самые большие затраты придется нести США. Конечно, они получат некоторую поддержку от стран НАТО. Но какой прок от того же Бахрейна или, прости Господи, от Сейшельских островов? Своеобразное чувство юмора проявили Канада и Австралия, выделившие для коалиции по несколько, нет, ни кораблей – военных.
Что же касается хуситов, то своей первоначальной цели они уже добились – заставили себя бояться. Лидер «Ансар Аллах» Абдулмелик аль-Хуси заявил, что любой, кто пожелает расширить конфликт, пострадает от последствий своих решений. Возможно, это не только декларация, но и реальная оценка своих возможностей.
Действия хуситов ставят под угрозу мировую торговлю, нарушают международное право. Примеру хуситов могут последовать другие радикальные организации Азии и Африки, которым по силам блокировать другие важные транспортные пути, прикрываясь политическими и иными целями. Это грозит не только серьёзным повышением цен, а их бесконтрольным обрушением. И появлением новых «горячих точек», способных вызвать глобальную войну.
Российские танкеры и газовозы продолжают ходить по опасному маршруту. Возможно потому, что для них он… безопасен: Тегеран, имеющий тесные связи с Москвой, вполне мог дать указание хуситам не трогать суда РФ.
Читайте нас: