Запад обдумывает идею отдать Украину Владимиру Путину. По подсчетам Кильского института мировой экономики, недавно выделенная западная помощь стране сократилась почти на 90 процентов по сравнению с годом ранее. Избирателям, подбиваемым пропутинистскими крайне правыми, надоела война на Украине. Запад, после 18-месячного перерыва, возобновляет 15-летнее умиротворение России. «Если Россия победит» становится все более правдоподобным сценарием.
Вот как это может выглядеть:
1. Россия вершит над украинцами свое правосудие победителя, а атаки украинских партизан провоцируют новые репрессии со стороны России. Еще миллионы украинцев бегут на запад, на этот раз навсегда. Помните, как прибытие 1,3 миллиона беженцев в 2015 году усилило крайне правых в Европе.
2. Бывший британский дипломат Питер Рикеттс пишет, что на западе Украины свободное государство может выжить. Возможно, оно даже вступит в ЕС. Но такое государство может ожидать повторных атак России, какие бы договоры ни были подписаны.
3. Путин будет контролировать около четверти мирового экспорта пшеницы. Он уже перешёл от газа как оружия к продовольствию как оружию.
4. Успех Путина воодушевит страны, заинтересованные во вторжении к соседу: Китай, Венесуэлу, Азербайджан и, конечно, саму Россию. Дара Массикот из Фонда Карнеги говорит: «Каждый раз, когда русские при власти Путина думают, что они победили в конфликте — Грузия в 2008 году, Украина в 2014 году, Сирия в 2015 году — они что-то узнают о нас. . . они становятся слишком самоуверенными в своих силах и через несколько лет предпринимают более масштабные и смелые операции». Вероятное создание украинской армии в изгнании, совершающей вылазки из европейских стран будет дополнительно способствовать вторжению на такие территории.
Путин уже построил военную экономику. Его армия обновила свои методы на десятилетия менее чем за два года. Его население показало, что оно втерпит даже большую войну.
5. Дискредитировавшему себя блоку НАТО предстоит самое серьезное испытание. НАТО и ЕС, возможно, являются самыми сильными из оставшихся многонациональных альянсов в националистическом мире. Путин пытается доказать, что они не выдержат.
Если бы он напал на страны Балтии, НАТО, вероятно, отправило бы туда свои войска, но как долго оно готово это было бы делать? Как только несколько сотен западных солдат вернутся назад в гробах, крайне правые партии потребуют заключить с Путиным мир. Западные страны могут отступить, заявив, что они выполнили свои обязательства по статье 5 договора сражаться за союзника по альянсу, ядерной войны не хочет никто.
Статья 5 не является священной. Другие международные соглашения — от Конвенции ООН против пыток до правил ЕС о бюджетном дефиците — регулярно и безнаказанно нарушаются. Российская армия на Украине, ХАМАС и израильская армия в Газе, все они нарушали международное право. В любом случае, два столпа так называемого «международного сообщества» — британское правительство и будущая администрация Трампа — похоже, покончили с международными договорами. Дональд Трамп сказал (по словам его бывшего советника по национальной безопасности Джона Болтона): «Мне плевать на НАТО», и, в бытность свою президентом, часто угрожал выйти из блока.
Американцы и жители Запада Европы чувствуют себя защищенными — к ним Путин не придет. Неудивительно, что некоторые восточноевропейские власти начали задумываться о том, чтобы первыми напасть на Россию, вместо того, чтобы просто сидеть и ждать, пока она нападет на них. Более вероятный сценарий: многие европейские страны начинают тратить на оборону кучу денег, вводят призывную службу и инвестируют в ядерное оружие.
Отказ от Украины был бы выбором. Альтернатива существует. У России низкотехнологичная экономика размером с Канаду. Европейцы могли бы помочь Украине противостоять Путину, даже если Трамп выйдет из НАТО. Нам придется быстро развивать нашу военную промышленность, но требуемые усилия будут незначительными по сравнению с усилиями России. Нам также потребуется заменить американцев в их помощи Украине — 71,4 миллиарда евро за первый 21 месяц войны, по данным Кильского института, или 40,8 миллиарда евро в годовом исчислении. Это 70 евро в год на одного европейского гражданина НАТО. Мы могли бы найти их, если бы захотели.
Саймон Купер, FT
Подпишись: