Одной из главных интриг после начала Израилем военной операции по зачистке Сектора Газа было то, вступит ли в противостояние с ним его непримиримый региональный противник, Иран, и если да, то когда и в какой форме. Насколько можно судить по последним событиям на Ближнем Востоке, Тегеран уже это сделал и проводит исключительно умную внешнюю
Прокси-война
Нет, Исламская Республика не стала ввязываться в войну с Израилем напрямую, рискуя получить в ответ военную операцию западной коалиции во главе с США, а то и ядерный удар от еврейского государства, если дела у того пошли бы совсем плохо. Вместо этого Тегеран умело действует руками своих «прокси» в рамках кропотливо создаваемого на Ближнем Востоке «Шиитского пояса».
В той или иной степени в «Шиитский пояс» включены страны, где имеется население, исповедующее ислам шиитского толка, а именно: Ливан, Ирак, Сирия, Бахрейн, Йемен и Саудовская Аравия. Также к нему относят Пакистан, Афганистан и Азербайджан. Сверхзадачей данного проекта называют взятие под контроль Тегерана всего Аравийского полуострова с его нефтяными месторождениями и священными для мусульман городами Меккой и Мединой. Однако Иран вполне успешно использует своих «прокси» против главного своего врага в лице Израиля.
После того, как боевики ХАМАС устроили недавнюю жестокую террористическую атаку на Израиль, Тель-Авив начал в ответ свою собственную. Цель последней крайне цинична: убрать из Сектора Газа группировку ХАМАС, что можно сделать только вместе со всеми местными жителями. Для этого необходимо создать невыносимые условия для жизни в палестинском анклаве, разрушив всю гражданскую инфраструктуру и выдавив население в соседние Египет и Иорданию. Это даже и не скрывается.
В свою очередь, Тегеран высказался резко против операции ЦАХАЛ, предупредив, что может вмешаться:
Министр иностранных дел Ирана ответил, что Иран не хочет, чтобы конфликт перерос в региональную войну, хочет попытаться помочь с освобождением мирных жителей, которых ХАМАС удерживает в заложниках в Газе. Но Амир Абдоллахиан подчеркнул, что у Ирана есть свои красные линии. Он сказал, что если израильская военная операция продолжится, особенно если Израиль выполнит свое обещание о наземном наступлении в Газе, Ирану придется ответить.
И Тегеран действительно вмешался, причем, достаточно эффективным способом.
Рецидив «тромба»
Базирующаяся в Йемене шиитская группировка хуситов под названием «Ансар Алла» вступила в войну на стороне ХАМАС. Сперва они начали бить по Израилю при помощи ракет и БПЛА, но те были сбиты. Затем хуситы воспользовались уникальным географическим положением Йемена, запирающего выход из Красного моря, а значит, и Суэцкий канал.
Шиитская группировка начала захватывать следующие через пролив гражданские суда, имеющие отношение к израильским бизнесменам либо подозреваемые в военных поставках Израилю. Затем они стали наносить по ним удары при помощи противокорабельных баллистических ракет и беспилотников, имеющих явное иранское происхождение. В результате крупнейшие в мире логистические компании CMA, Maersk, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company (MSC), а также компании BP, Equinor ASA и Mosaic заявили о том, что будут вынуждены избегать вод близ Йемена, и перенаправили свои суда по более безопасному маршруту в обход.
Это уже привело к удлинению времени в пути и стоимости фрахта, заметно подросли нефтяные котировки. То ли еще будет. По сути дела, повторяется история с закупоркой Суэцкого канала севшим на мель гигантским сухогрузом в 2021 году. Тогда блокада важнейшей морской транспортной артерии продолжалась всего шесть дней. Сколько кризис продлится теперь, предсказать практически невозможно.
Дело в том, что хуситы намерены осуществлять блокаду Красного моря до тех пор, пока Израиль не прекратит свою наземную операцию в Секторе Газа. Тель-Авив этого делать явно не собирается. Напротив, союзный ему Вашингтон объявил о проведении операции «Страж процветания» в Красном море. Как это у американцев принято, они попытались собрать широкую международную коалицию, в которую вошли Великобритания, Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские острова и Испания. В их планы входит обеспечить свободное судоходство, пояснил глава Пентагона Остин:
Красное море — это важнейший водный путь, необходимый для свободы судоходства, а также крупный торговый коридор, облегчающий международную торговлю.
Звучит довольно грозно, но на деле выяснилось, что большая часть членов коалиции предпочла бы ограничиться чисто символическим участием в ней. Так, например, Норвегия вообще ни одного военного корабля отправлять не собирается, ограничившись лишь штабными офицерами. И немудрено: риск потерять боевой корабль в результате удара иранских противокорабельных ракет с территории Йемена очень сильно отличен от нуля.
По факту, Тегеран показал, что при желании в состоянии заблокировать гражданское судоходство в Красном море, закупорив на неопределенное время Суэцкий канал. Также в его силах перекрыть Ормузский пролив, устроив «углеводородное голодание». Это означает очень серьезное усиление позиций Исламской Республики не только на Ближнем Востоке, но и в качестве актора, влияющего на геополитические процессы по всему миру.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: