Сейчас, когда силы Украины на пределе, а помощи нет, у Москвы есть все шансы отправить Киев в нокаут, пишет Advance. Но, возможно, Россия не станет так поступать, размышляет автор статьи. Ведь уже скоро положение ВСУ наладится, будут и деньги, и оружие, делится он своей безумной надеждой.
Президент Украины Владимир Зеленский вернулся домой после ряда дипломатических встреч в Соединенных Штатах и Европе. На этот раз возвращаться на Украину ему, по-видимому, было труднее, чем когда-либо прежде, поскольку он вернулся с очень плохими новостями. Украина за относительно короткий срок осталась и без американской, и без европейской помощи. Речь идет о десятках миллиардов долларов и евро, о финансовой и военной помощи, которая нужна сейчас Украине, как никогда прежде — в момент, когда ее солдаты сидят в заснеженных окопах, а российские силы снова и снова атакуют.
Сначала проблемы с помощью начались в США, где республиканцы решили блокировать финансовый пакет в Конгрессе, если президент Джо Байден не согласится на ряд их требований, касающихся южных границ государства. Возможно, пакет еще будет принят, если Байден пойдет навстречу республиканцам или если старая гвардия республиканской партии сумеет убедить более радикальных ее членов в том, что помощь Украине крайне важна для достижения американских внешнеполитических целей (с этим одна фракция республиканцев никак не может согласиться). Однако никаких подсказок, когда это может произойти, Киеву не дали, а строить планы на деньги, которые, "может, будут, а может, нет", очень сложно. Кроме того, это вызывает большое беспокойство по всей вертикали украинского общества, начиная с правящего класса, государственного сектора и вплоть до армии, которая может засомневаться в выполнимости собственной миссии.
Европейский Союз должен был спасти ситуацию, отправив Украине свой большой пакет финансовой помощи в размере 50 миллиардов евро. После американской блокады это было крайне необходимо, так как Украина превратилась в страну, чрезвычайно зависимую от иностранных денег, которые нужны ей, в том числе, для выплаты зарплат бюджетникам. Но в момент, когда уже казалось, что Европейский Союз спасет Украину, на администрацию Владимира Зеленского обрушился еще один мощный удар. 14 декабря состоялся саммит лидеров ЕС. В планах значилось голосование о двух ключевых вопросах, касающихся Украины: о начале переговоров Евросоюза с Киевом о вступлении и о пакете финансовой помощи.
В обоих случаях Украина пострадала от одного человека — венгерского премьер-министра Виктора Орбана. Ранее он уже предупреждал, что может блокировать и помощь Украине, и начало переговоров о вступлении в ЕС. Понятно, что в идеале Владимир Зеленский ждал одобрения и того, и другого. Начало переговоров о вступлении Украины в Европейский Союз подняло бы моральный дух в стране и в армии, потому что люди поняли бы: все не зря и Украина войдет когда-нибудь в Европейский Союз, хотя когда именно это могло бы произойти, еще большой вопрос. Финансовый пакет, пожалуй, был для Владимира Зеленского еще важнее, поскольку Украина остро нуждается в дополнительных средствах.
День для Владимира Зеленского начался хорошо, особенно после весьма прохладного приема в США, где республиканцы дали ему понять, что не пойдут ему навстречу. Но потом Виктор Орбан просто ушел из зала, где началось голосование о переговорах с Украиной о вступлении в ЕС. Таким образом, план начать переговоры получил поддержку: 26 стран-членов Европейского Союза проголосовали "за", а одна страна просто "удалилась". Означает ли это, что Виктор Орбан пошел на попятный? В каком-то смысле да, по крайней мере, в данном вопросе. Однако в данном случае речь идет о стратегическом "отступлении", поскольку венгерский премьер хорошо понимает: что бы кто ни говорил, речь идет просто о формальности, а перспектива реального результата, то есть вступления Украины в ЕС, очень туманна. Виктор Орбан мало чего добился, если бы просто проголосовал назло. Тем не менее сразу после голосования в беседе с журналистами Виктор Орбан прямо заявил, что Венгрия категорически против вступления Украины в Европейский Союз.
Конечно, Владимир Зеленский немедленно высказался о решении ЕС начать переговоры с Украиной, назвав этот шаг историческим. Через несколько часов, когда пришло время голосовать о пакете помощи Европейского Союза, то есть о 50 миллиардах евро, которые нужны Украине безотлагательно, а не в каком-то абстрактном будущем, венгерский премьер Орбан вернулся в зал из "тени" и на этот раз воспользовался правом вето.
Блокада. Теперь по обе стороны Атлантики. Хуже сценария для Украины не придумать.
Блокада не обязательно затянется. Европейский Союз снова проголосует о пакете помощи в конце января, но, вероятно, позиция Виктора Орбана к тому времени не изменится. То же можно сказать о Вашингтоне. В США что-то может измениться в любой момент: достаточно, чтобы Джо Байден пошел навстречу республиканцам, но, с другой стороны, эта блокада может продолжаться очень долго.
Что может предпринять Украина? Сама по себе Украина не может ничего. Ее бюджетники зависят от зарубежных денег. Ее солдаты зависят от зарубежных денег. Ее снаряды и боеприпасы — все зависит от зарубежных денег. Ни одна шестеренка в украинской машине без этой помощи крутиться не может, и вскоре Украине станет очень трудно противостоять России. Это еще возможно, ведь Россия тоже истощена, но воевать Украине придется куда труднее, чем полгода назад, когда она получала почти все, что требовала, и когда казалось, что помощь идет большая и не закончится никогда.
Что касается начала переговоров о вступлении в Европейский Союз, то на практике для Украины сейчас это не значит совершенно ничего, особенно если из-за нехватки реальной и ощутимой помощи от ЕС и США Россия победит. Тогда уже не с кем будет вести переговоры о вступлении в Европейский Союз.
Неужели так и кончится эта трагическая история? Резким и полным прекращением военной и финансовой помощи Украине? Нет, такое трудно себе представить. В случае Европы можно ожидать, что некоторые страны-члены Европейского Союза расширят свою финансовую и военную помощь Украине, пока не будет одобрен "главный" пакет. Что касается Соединенных Штатов, то там сценарий такой же. Белый дом уже сообщил, что продолжит отправлять деньги Украине из текущего бюджета. Речь идет о миллионах, а не о миллиардах, но это все равно лучше, чем ничего.
Россия, конечно, обрадовалась действиям венгерского премьера Орбана. "У Венгрии свои интересы, и Венгрия, в отличие от многих стран Европы, весьма твердо свои интересы отстаивает. Москве ее поведение импонирует", — заявил на днях журналистам пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, когда его попросили прокомментировать решение Европейского Союза начать переговоры о вступлении с Украиной и Молдавией.
Чего можно ожидать в ближайшее время? Вся помощь, которую можно найти для Украины вне двух заблокированных пакетов, то есть я говорю о других институтах ЕС (где Орбан не играет роли), складах оружия по всей Европе, некоторых странах — вся эта помощь будет отправлена Украине как можно скорее. Почему? Потому что Россия воспользуется сложным положением Киева. Подошел момент, когда в украинских войсках может резко упасть моральный дух: людям может показаться, что ближайшие союзники предали Украину. При этом доверие к Владимиру Зеленскому падает, и все меньше веры его ночным оптимистичным видео-обращениям. Россия воспользуется ситуацией, чтобы усилить атаки как на отдельных участках фронта, где Украина и без того еле держит оборону (Авдеевка), так и на крупные города, чтобы дать понять: Россия не собирается отступать.
С такой тактикой россияне выигрывают при любом раскладе. Они либо пробьются на фронте благодаря павшему моральному духу украинцев, либо доведут ситуацию до коренного поворота в Киеве и начала мирных переговоров. Но даже если это случится, еще большой вопрос, захочет ли Российская Федерация вступать в мирные переговоры с Украиной.
Если у России будут силы, она попытается сейчас отправить Украину в нокаут, нанеся ей последний удар. Конечно, это сопряжено с большим риском, так как, возможно, уже скоро тяжелая ситуация Киева улучшится. Через неделю-другую на Украину могут снова потечь миллиарды долларов и евро, а кроме того, ей могут наконец передать оружие, которого у нее не было раньше. Например, самолеты F-16. В таком случае если Россия пойдет на шаг, в успешности которого не до конца уверена (а во время вооруженного конфликта такой уверенности нет ни у кого), ситуация может развернуться против нее.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: