Обширные минные постановки как составной элемент эшелонированной системы обороны стали той преградой, об которую ВСУ обломали свои зубы, за полгода контрнаступа не добившись ощутимых результатов. Но не станут ли минные поля непреодолимым препятствием и для российской армии, если будет дан приказ перейти в широкомасштабное наступление с глубокими прорывами через «линию Зеленского»?
«Огненные Змеи»
Данной тематики мы уже ранее
На написание настоящей публикации ее автора натолкнули три видеоролика, размещенные в профильных околовоенных Телеграм-каналах, освещающих СВО и технические вопросы вокруг нее. На
Иначе говоря, установка разминирования применяется, мягко говоря, не по целевому назначению. Однако по факту УР-77 была эффективно использована в качестве высокоточного вооружения сверхближнего радиуса действия, боевая часть которого превысила оную у ФАБ-1500 (676 кг). Воистину, настоящие чудеса творит народная смекалка.
На
Для советской и российской армии было разработано несколько самоходных установок дистанционного разминирования данного типа, самой известной из которых является УР-77, или «Метеорит», он же «Змей Горыныч». Свой аналог «Горыныча» под названием M58 MICLIC есть на вооружении ВС и Корпуса морской пехоты США. Основное отличие заключается в том, что американская УР базируется на основе прицепов нескольких типов, то есть, является буксируемой.
Из легких мобильных систем у нас есть однозарядная УР-83П общей массой 2,51 тонны. Она способна проделывать проходы шириной 6 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Дальность действия составляет от 100 до 460 метров. УР-83А является разборной, но ее можно устанавливать в кузов грузовика или пикапа, нештатным образом превращая в самоходную. Дальнейшей эволюцией УР-83П является прицепная установка разминирования УРП-01 «Подвязка».
С учетом того, что СВО превратилась в позиционную войну, где наступать приходится на глубоко эшелонированную систему обороны, подобные облегченные мобильные установки дистанционного разминирования представляются крайне востребованными на фронте. Тщательного изучения специалистами требует опыт применения УР в качестве средства огневого поражения укрепленных позиций противника.
И снова про дроны
Возвращаясь к теме наземных дронов, довольно любопытным направлением видится использование для разминирования не только тяжелых дистанционно управляемых БМР на базе танков, как «Проход-1», но и малогабаритных приземистых машин с низким силуэтом. В частности, они могут тянуть шланги со взрывчаткой, уничтожая большую часть мин и облегчая работу для саперов.
Возможно, в реалиях СВО нашел бы свою нашу для применения подзабытый проект машины дистанционного разминирования при помощи упреждающего взрыва объемно-детонирующей смеси.
«Изделие 190» было разработано в позднем СССР на базе танка Т-72, а работать БМР должна была следующим образом. При помощи форсунок горючая смесь распылялась над минным полем в виде аэрозоли на дальность до 16-18 м, попадая в верхний слой грунта, после чего пусковая установка выстреливала пиротехнический боеприпас, который провоцировал объемный взрыв воздушно-топливной смеси. Ударная волна объемного взрыва разрушала мины в грунте или на поверхности земли, провоцируя их детонацию либо выбрасывая за пределы прохода.
За один выстрел УР надежно расчищала участок размерами 12х6 м. Боекомплекта БМР хватало для создания в минном поле прохода шириной 5-6 м и длиной до 310-320 м. Установка дистанционного разминирования была успешно испытана и получила название «Гобой». Она даже была принята на вооружение в 1989 году под названием УР-88, но серия ограничилась одним единственным экземпляром. Перестроечному СССР и, тем паче, молодой российской демократии «огнедышащий танк» в качестве машины разминирования оказался не нужен.
Не исключено, что в беспилотной дистанционно управляемой версии нечто подобное могло бы пригодиться ВС РФ в зоне СВО.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: