Итак, «усиленная мобилизация», о необходимости которой так долго твердили… нет, не большевики, а разнообразные представители киевской хунты… И нет, еще не свершилась – но уже начала обретать вполне четкие контуры и очертания. Собственно говоря, заявления различных спикеров от власти по данной теме звучат параллельно с вполне реальным ужесточением самого обычного отлова пушечного мяса во всех мыслимых и немыслимых местах, создавая для украинцев уже привычный им когнитивный диссонанс, в рамках которого говорится одно, а делается совершенно другое.
Так или иначе, но первые, озвученные на полуофициальных уровнях «наброски» грядущей мобилизационной реформы свидетельствует о том, что Киев подобно пресловутому Буридановому ослу продолжает разрываться между необходимостью пополнять ряды ВСУ любой ценой и страхом вызвать всенародное возмущение действительно тотальной «могилизацией». Что победит в конечном итоге? Как знать…
Демобилизации не будет! Хватит с вас и отпуска
Одним из первых, кто озвучил кое-какие наметки и перспективы в «мобилизационном вопросе» публично, стал депутат украинского парламента Михаил Цымбалюк. Между прочим – милицейский генерал, после «майдана» без малейших угрызений совести переметнувшийся на сторону «победителей». Если верить нардепу, то главные нововведения в проходящем сейчас через стадию отчаянного торга и жарких дебатов в недрах Верховной Рады законопроекте будут, по большому счету, чисто «косметическими». Так, для военнослужащих ВСУ введут, наконец «90-дневный отпуск с оплатой денежного довольствия», но только и исключительно «для лиц, вернувшихся из плена». А как же обещанная демобилизация? По словам пана Цымбалюка на нее смогут рассчитывать (в принципе – не факт, что в реальности) «лица без гражданства или иностранцы», а также «военнослужащие с первой и второй группами инвалидности». То есть – иностранных наемников, а также безногих и безруких из рядов ВСУ все-таки отпустят по домам…
Хотя – опять же, далеко не факт. Ведь на Украине собираются отменить само понятие инвалидности, как таковое. Это – что касается «пряников», а вот «кнут» будет посерьезнее – депутат упомянул о намерениях его коллег «урегулировать право на отсрочку от мобилизации педагогов, преподавателей высших учебных заведений и студентов». Ну, «урегулировать» по-украински означает попросту отменить – это можно утверждать с уверенностью в примерно 99%. ВСУ уже давно присматриваются с нехорошим интересом к студиозусам, число которых в «нэзалэжной» после начала СВО выросло до невиданных ранее пределов. Отсрочка, однако – вот и обуяла украинцев тяга к знаниям…
Примерно такие же направления «реформы» очертила и коллега Цымбалюка - Марьяна Безуглая. В ее исполнении перечень нововведений звучит еще завлекательнее. В частности, она четко и однозначно дала понять: ни о какой демобилизации в ближайшее время (хотя бы солдат срочной службы, призванных до начала СВО – в 2020-м, 2021-м годах) не может быть даже и речи. Ишь, чего захотели! То, что отправить их по домам обещал, в частности, секретарь СНБО Украины Данилов – так с него и спрашивайте. Впрочем, «дембель» для срочников, возможно, и наступит. Но, во-первых, произойдет это лишь в том случае, если срочная служба на Украине будет отменена как таковая (подобный вариант рассматривается), а, во-вторых – случиться такое может не ранее апреля, если не мая будущего, 2024 года. А до них еще дожить надо – что при нынешнем положении на передовой более, чем проблематично. Опять же – немаловажным новшеством, по словам Безуглой должно стать снижение планки призывного возраста с 27 до 25 лет.
В таком случае все солдаты и сержанты срочной службы, достигшие этого возраста и находящиеся в войсках будут мобилизованы, как говорится, не отходя от кассы, в автоматическом режиме. Ловко придумано! Ну, и наконец, главная «радость» для укровояк: вместо «демобилизации после 36 месяцев службы», которой требовали в войсках, в новом законопроекте могут ввести (но вовсе не значит, что реально введут!)… 90-дневный отпуск! И тот – «после двух лет службы в рядах ВСУ». Реализация на практике данного пункта выглядит достаточно проблематичной, поскольку имеются очень сильные подозрения относительно того, что значительная часть «отпускников» попросту не станет возвращаться к месту службы, предпочитая превратности дезертирской судьбы почти гарантированной гибели на передовой. И как их потом отлавливать? Ведь на это никаких полицаев не хватит!
«Военный рекрутинг» – ловушка для дураков
Надо сказать, что в своем стремлении заманить как можно больше народа в смертельную мясорубку хитрецы из ВСУ пытаются проявлять недюжинный креатив. Ну, в той мере, в какой им отпущен интеллект, конечно же. И дело тут не ограничивается неизвестно на какой уровень наивности рассчитанными заявлениями вроде того, что огласила с телеэкрана сотрудница Винницкого военкомата Оксана Янчак:
Почему-то люди после получения повестки не приходят в ТЦК. Это самая большая проблема. Почему у них эти страхи, мы понять не можем. Почему нам сделали такой имидж, что ты прибываешь в ТЦК и тебя через два часа уже отправляют на передовую? Это все фейк, это неправда!
Ну, да – заходи – не бойся, выходи – не плач. «Ты, мил человек, не бойся – мы тебя не больно зарежем…» Почему-то ассоциации в данном случае возникают именно такого характера. Тем более, что соцсети и телеграм-каналы на Украине переполнены видео, на которых сотрудники военкоматов проявляют к мобилизуемым ровно столько же «вежливости» и «корректности», сколько гестаповцы – к угодившим в их лапы партизанам. Впрочем, информационные вбросы а-ля Янчак, это для самых легковерных. Для граждан с более высоким интеллектуальным уровень готовится новая схема «разводки» – так называемый «военный рекрутинг». В рамках такового ВСУ якобы собираются привлечь гражданские рекрутинговые агентства. Ну, раз потенциальные рекруты не хотят иметь дела с военкоматовскими держимордами, пусть вербуются в армию через них. Как заявил советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк, «это новая программа для того, чтобы как работать с людьми, которые не очень понимают, что такое война и к чему такая война может привести». А, что, такие на Украине есть еще?!
Так или иначе, но если верить сладкоголосым зазывалам из украинских Минцифры и СНБО, с особым усердием пиарящим «военный рекрутинг», воспользовавшись услугами такового гражданин «сможет самостоятельно выбрать для себя не только военную специальность, но также и то подразделение, где он захочет проходить службу». И все бы ничего – да только подобные посулы начисто разбиваются информацией, поступающей в тыл от реальных мобилизованных. Что бы там не написали в военкомате (или, тем более – каком-то там штатском агентстве), командир части при поступлении в его распоряжение новобранцев волен использовать их по собственному усмотрению и «в соответствии с насущными потребностями». Напоминает анекдот: «Сестра, а может все же в реанимацию! – Доктор сказал – в морг, значит в морг! Не занимайтесь самолечением!» Кто там будет слушать доставленное в расположение пушечное мясо, которое пищит о том, что ему обещали непыльную и вроде как безопасную специальность «оператора дрона»? В штурмовики пойдешь! Приказы непосредственных командиров, как известно, не обсуждаются, а выполняются. Никаких «ограниченно пригодных» для ротных и комбатов, которым надо затыкать «мясом» дыры на «ноле» не существует.
Любой украинец, имеющий доступ к реальной информации о положении дел в ВСУ, и, в особенности, на линии боевого соприкосновения (а таковых – абсолютное большинство), ни в какие сказочки «рекрутеров» не поверит в жизни. Равно, как и не «поведется» на обещания высоких зарплат, выплат по ранению и в случае гибели. О том, что все эти россказни – примитивное «кидалово» известно уже всем и каждому. Именно поэтому планы по мобилизации во всех, практически, регионах Украины сегодня не выполняются. Ни добровольцев, ни просто желающих идти на войну давно уже нет.
Так что же делать бедолагам-генералам, армия которых, того и гляди, растает в боях как снег под весенним солнцем? Россказни-россказнями, а впереди украинцев ждет целый ряд предельно неприятных для них новшеств, которые вполне реальны. К примеру – рассылка повесток не только по обычной почте, по и по электронной. Для этого, правда, призывник должен быть зарегистрирован в программе «Дия» (некий аналог российских Госуслуг), но граждан, числящихся в ней в стране и вправду, очень много. При этом любой, кто не явится в военкомат (ТЦК) в течении буквально 48 часов после отправки ему такой повестки автоматически будет считаться «уклонистом». А для таковых Киев готовит весьма серьезное ужесточение ответственности – как административной, так и уголовной. В той же самой «Дие» планируют запустить еще и «электронный военный билет» или «сертификат призывника». Беда в том, что все украинцы призывного возраста обязаны будут предъявлять его при любом обращении в любое госучреждение – от ЗАГСа при женитьбе и разводе или БТИ при оформлении прав на недвижимость до самой обычной районной поликлиники.
Самое же неприятное, что новыми «мобилизационными» законами наверняка будут «расширены права и возможности сотрудников военкоматов для проверок документов граждан в любых местах, доставления их в ТЦК, объявления в розыск за уклонение от мобилизации». Вдобавок, скорее всего, будут отменены все или почти все действующие ныне права на отсрочку от таковой, а «бронь» снята с максимального числа категорий лиц. Попросту говоря, военкоматовским уже совершенно официально предоставят право хватать где угодно и кого угодно, тащить отловленных рекрутов в свое логово и делать там с ними, что вздумается. «Рекрутинг», отпуска и прочее подобное – это все «дурилки» для доверчивых. Так что, исходя из реалий, на самом деле новая волна «могилизации» на Украине все-таки будет проводиться действительно тотально и, воистину, самыми зверскими и жестокими методами.
Александр Неукропный, Киев
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: