Средняя Азия, простирающаяся от Каспийского моря до России, Китая, Ирана и Афганистана, на протяжении нескольких столетий находилась под сильным влиянием Москвы.
Однако по мере того, как Россия сосредотачивает свое внимание и ресурсы на войне на Украине, а экономическое взаимодействие Китая со Средней Азией углубляется, роль Москвы в регионе падает. Для США же, регион стал приобретать значение, сначала во время «Глобальной войны с террором», когда США создали временные базы (уже закрыты) в Узбекистане и Кыргызстане, а затем как источник природных ресурсов — нефти, газа и редкоземельных металлов.
Меняющаяся динамика деятельности России, Китая и Америки в Средней Азии поднимает критический вопрос: какое сочетание участия великих держав и автономии Средней Азии лучше всего будет продвигать американские интересы и обеспечивать стабильность в регионе?
Будучи самым населенным и влиятельным игроком, Узбекистан является ключевым в этом вопросе. Поэтому Вашингтон создал с ним стратегическое партнерство.
Военные учения в регионе, подобные «Региональному сотрудничеству 22», с участием Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана, в регионе с сильным присутствием российских сил безопасности опасны и не являются необходимыми. После того как Вашингтон принял верное решение уйти из Афганистана, не только значимость Средней Азии для США теперь относительно низка, но и шансы на то что Россия вторгнется в Узбекистан, малы, так как у Москвы продолжаются трудности по достижению своих целей на Украине.
Лучшей стратегией для Вашингтона было бы дать России, как исторически сложившемуся гаранту безопасности региона Средней Азии, продолжать обеспечивать безопасность в месте, которое Путин назвал «самым стабильным регионом» России. Существует малая опасность того, что Россия, и так сильно перенапряженная на Украине, сможет восстановить бывшее влияние в Средней Азии. Но она поддерживает региональную стабильность в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят ее военные союзники Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, и во всех этих странах расположены российские военные базы.
Чем рассматривать Вашингтоном его отношения с Ташкентом как возможность расширения своего военного влияния на задворках России, Соединенным Штатам лучше было бы воспринимать Узбекистан как регионального посредника и организатора, которым он и оставался все эти годы. Это поможет Узбекистану противодействовать вмешательству России и Китая и облегчит равновесие между великими державами в регионе.
После смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова в 2016 году Узбекистан быстро наладил отношения с Таджикистаном и другими соседями. При президенте Шавкате Мирзиёеве, пришедшем к власти в 2016 году, внешняя политика Ташкента сосредоточилась на региональных связях.
Желание сделать Среднюю Азию транспортным и логистическим центром материализовалось благодаря Среднему коридору, торговому маршруту, который охватывает среднеазиатские степи, Каспийское море и Кавказские горы. В условиях отсутствия жизнеспособных альтернатив Средний коридор станет еще более актуальным, поскольку геополитический кризис украинского конфликта блокирует другие торговые пути, тот же Северный коридор, который проходит через Россию. Так же Средний коридор способствует поставке китайских товаров на европейские потребительские рынки.
Открытость с основными региональными державами, Россией и Китаем, критически важна для успеха новых маршрутов в этом регионе. Они могут оказаться полезны для Москвы, поскольку Средний коридор обернулся логистической возможностью, нежели чем стал конкурентом Северному коридору, а для России Турция, Грузия, Азербайджан и Казахстан становятся критически важными коридорами для связи с международными рынками. Узбекистан мог бы продолжать действовать в качестве регионального посредника, обеспечивая открытость между всеми сторонами.
Читайте нас: