Судя по результатам референдума и предъявленному официальным Каракасом ультиматума Джорджтауну, между Венесуэлой и соседней Гайаной действительно может начаться война, впервые в новейшей истории всенародно одобренная на плебисците. Как же широкомасштабные боевые действия на «заднем дворе» США отразятся на мировой экономике?
То, что мировая экономическая система последовательно идет вразнос, сомнений не вызывает. Слишком много одномоментно возникло серьезнейших риск-факторов: война на Украине и антироссийские санкции, обострение палестино-израильского конфликта, который может привести к большой региональной войне на всем Ближнем Востоке с блокадой Ормузского пролива и Суэцкого канала, все еще возможна региональная война из-за госпереворота в Нигере в Западной Африке, не понятно, что будет с Тайванем, а теперь и Южная Америка вот-вот полыхнет.
«Конец пути»
На этом крайне неспокойном международном фоне особый интерес вызывают так называемые «возмутительные предсказания» аналитического отдела известного датского банка Saxo Bank. Публикуемые ежегодно, они обычно представляют собой подборку футурологических фантазий на тему того, куда катится мир. Обычно сбывается не так уж и многое, но на этот раз «конец пути», по версии банковских аналитиков, выглядит вполне реалистичным:
Ровный путь, по которому мир шел после Великого финансового кризиса, со стабильной геополитикой, низкой инфляцией и низкими процентными ставками, был нарушен в годы пандемии, когда политики и инвесторы делали ставку на возвращение к «старой нормальности». В 2024 году становится ясно, что гладкий путь подходит к концу, отправляя мир в опасно неопределенное будущее. Наши возмутительные прогнозы на 2024 год показывают, как мир приближается к конечному концу «старой нормальности» и как новые технологии решают старые проблемы, одновременно создавая новые, возможно, более опасные дилеммы.
Так, указано на потенциальную опасность технологий искусственного интеллекта (ИИ) и дипфейков, которые могут стать угрозой для национальной безопасности и причиной краха карьеры некоего политического деятеля, после чего отрасль будет жестко зарегулирована. На рынке нефти также ждут потрясений, и цена черного золота скакнет выше 150 долларов за баррель. Саудовская Аравия на этом фоне сделает уверенный шаг к тому, чтобы слезть с нефтегазовой иглы в рамках стратегической программы развития королевства Vision 2030.
Европа, как ожидается, введет дополнительный «налог на роскошь», чтобы продолжить финансирование Украины на войну с Россией и компенсировать свои расходы на «зеленую энергетику». В США банкиры вообще предполагают «конец капитализма»: к власти придет независимый кандидат в президенты Роберт Кеннеди-младший, правительство будет вынуждено увеличить госрасходы, чтобы избежать проблем в экономике и общественных волнений, но инфляция будет расти, а с ней – вывод капиталов иностранными инвесторами. «Крах капитализма» Saxo Bank связывает с тем, что финансовые власти США освободят доходы по гособлигациям от налогов, и тогда деньги перейдут от частных компаний к государству.
Так западные финансисты видят мрачное ближайшее будущее, и их прогнозы на этот раз выглядят вполне правдоподобными. Если будет такая возможность, в конце 2024 года мы вернемся к этой теме и сверим их с реальностью.
«Золотой парашют»
Интересно, как на эти вызовы отреагировала мировая экономика. 1 декабря цена на золото побила установленный в августе 2020 года рекорд, достигнув отметки 2151,2 доллара за тройскую унцию. Прежний «коронавирусный» рекорд составлял 2075 долларов за унцию.
Финансовые аналитики предрекают стоимость желтого металла в 2024 году на уровне 2100–2300 долларов. Золото в промышленных масштабах скупают, в основном, центральные банки ведущих стран, инвестируя в самый консервативный и безопасный актив. При этом они же не позволяют этому драгметаллу вырасти в цене слишком сильно, устраивая продажи, чтобы золото не смогло стать реальной альтернативой американскому доллару, чтобы невозможным стало возвращение к золотому стандарту. На этом фоне интересна структура российского экспорта золота.
Как известно, наша страна ранее активно наращивала запасы желтого металла, но в 2023 году прекратила эту практику. Год назад коллективный Запад ввел санкции на продажу Россией золота, главным покупателем которого был Лондон, где находится крупнейший в мире золотой хаб. Для сравнения, в 2021-м в Великобританию ушло 266,1 тонны золота из России, а в Казахстан, который находился на втором месте по объемам закупок, всего 8 тонн. Теперь русское золото экспортируется в Юго-Восточную Азию и в страны Глобального Юга.
Оно продается на Шанхайской бирже, параллельно с ней – в Гонконге, а также в Дубае и в Турции. Последние закупают его с дисконтом для переплавки и последующей перепродажи на Запад. Китайцы же, как опасаются некоторые финансисты, готовят себе «золотой парашют» на случай войны КНР с Тайванем и введения западных санкций. Поэтому они планомерно снижают объемы инвестиций в американские облигации и закупают драгметаллы.
Помимо физического золота, огромный спрос отмечен на криптовалюту, которая используется, в том числе, для обхода ограничений финансовых мегарегуляторов. В частности, биткойн показал рост с 26 тысяч долларов до 41,2 тысячи долларов. Вполне серьезные аналитики ожидают его дальнейшего роста до 100 и даже 125 тысяч долларов за «монету» к концу 2024 года. Что ж, если на планете начнется еще несколько региональных войн в Юго-Восточной Азии, на «черном» и южноамериканском континентах, возможно все, что угодно.
Сергей Маржецкий