29 ноября Минобороны России сообщило об освобождении села Артемовское (Хромово) от сил киевского режима. Украинские войска были выбиты из населенного пункта российскими десантниками. Корреспондент ANNA-News взял интервью у военнослужащего 11-й десантно-штурмовой бригады, участвовавшего в боях под городом Артемовск (Бахмут).
— Кто Вы по воинской учетной специальности? И давно ли служите в российской армии?
— По ВУС я пулеметчик. Срочную службу проходил в 2010-2011 годах. Потом на гражданке работал. В 2015 подписал контракт.
— Давно ли Вы попали на артемовское направление?
— Вообще бригаду перебросили туда из Херсонской области в мае. В то время украинские военные пытались обойти Артемовск как с юга (район Клещеевки — примечание редактора), так и с севера (у Берховки — примечание редактора). Существовала угроза прорыва и в сам город.
— Какие задачи выполняла ваша бригада под Артемовском в начале украинского наступления?
— Вплоть до конца июня основные силы бригады стояли в резерве непосредственно в городе. Периодически в бой включалась бригадная артиллерия. Ну, а в начале июля на передовую пошли десантно-штурмовые батальоны.
— Какой период обороны Артемовска был наиболее сложным?
— Июль-август. Однозначно. Хохлы атаковали как проклятые, не считаясь с потерями. И с севера, и с юга от Артемовска. Старались достичь хоть какого-то успеха на фоне общего провала их наступления в Запорожской области. Но в то же время и мы не сидели в пассивной обороне, при любой возможности переходили в контратаки, пытаясь вырвать инициативу (Летом 2023 года под Артемовском было сосредоточено свыше 30 бригад и полков ВСУ. В бой шли даже батальоны, снятые с охраны логистических объектов, расположенных на Западной Украине — примечание редактора)
— Когда пошел перелом в сражении за Артемовск?
— В начале сентября натиск украинских войск севернее города стал ощутимо снижаться. Наши напротив нарастили интенсивность контратак. Южнее Артемовска было куда хуже. Там ВСУ сумели нашим крови попить, да и с нашей стороны головотяпства хватало.
— А подробнее можете рассказать про головотяпство?
— Только после окончания войны.
— А как сейчас обстановку под Артемовском оцениваете?
— В целом позитивно. Медленно, но давим, идем вперед.
— Какие части ВСУ противостоят на вашем участке?
— Да разные, есть терроборона. Есть регулярные части. В том же Артемовском (Хромовом) против нас формально была десантно-штурмовая бригада (77-я ОДШБр — примечание редактора). А по факту — там пушечное мясо. Мы их десантниками не считаем. Но и нормальные части у них тоже есть.
— Наемники попадались?
-Лично мне нет, а так — люди в эфире слышат речь на английском постоянно.
— С какими трудностями пришлось столкнуться при штурме Артемовского?
— Дроны со сбросом. Тут у хохлов преимущество. А вот огонь артиллерии у них куда слабее был, чем обычно. Кассеты вообще пропали. Не знаю с чем связано, но без заградительного огня мы их выбили куда быстрее, чем ожидали.
— А какими качествами должен обладать пехотинец (десантник) при штурме вражеских опорных пунктов?
— В первую очередь не тормозить. При штурме как спешились с техники и пошли в накат. Остановился под огнем хохлов, залег — считай, что погиб. Либо артиллерию вызовут, либо дроны. Только скорость спасает. Ну, а обстрелы хохлов куда лучше в их же укрытиях пережидать, чем в поле. К сожалению, не все это понимают.
— Как оцениваете морально-психологическое состояние противника?
— Бежать с позиций они не бегут. Случаев сдачи в плен тоже нет. По крайней мере на нашем участке. Может где-то и по-другому. Но не у нас.
— Осуществляется ли поддержка наших войск со стороны ВКС?
— У нас на участке их не видно.
— А дроны-камикадзе применяются у Вас на участке с нашей стороны?
-Применяются. И дроны-бомбардировщики, и «Ланцеты», и FPV. Сейчас, спасибо волонтерам, дошло до того, что беспилотник-камикадзе можем по отдельному стрелку запускать. Год назад такого и представить не могли.
— Имеется ли с нашей стороны противодействие вражеским БПЛА?
-Да, имеется, и РЭБ (радиоэлектронная борьба), и ПВО (противовоздушная оборона) постоянно работают. Но, все не собьешь.
— Приходилось ли встречаться с западной техникой на поле боя?
— Лично я только броневики видел. Соседи сталкивались с НАТОвскими БМП. На нашем участке нет, пока не было.
— Как оцениваете перспективы наступательных операций на артемовском направлении?
— Загадывать не хочу. Но, если и дальше получиться наступать без заградительного огня хохлов, то перспективы самые положительные. То есть в первую очередь надо их артиллерию нейтрализовать, это уже практически залог успеха.
— А в чем еще войска нуждаются?
— Необходим пересмотр штатов. Ротам и взводам требуется собственный автомобильный транспорт. Сейчас проблема закрывается волонтерами, тот же Саша Гармаев старается, но лучше бы все это легализовать и в штат свести. Чтобы не было случаев, когда в одной роте четыре внедорожника и все разных типов. Запчасти к ним брать и ремонтировать большая проблема. А на войне изнашиваются быстро.
— Спасибо огромное за интервью!
Дмитрий Валюженич
Подпишись: