Сообщается, что Россия вскоре, наконец, обзаведется собственными морскими беспилотниками. Первая опытная партия из 10 безэкипажных катеров будет поставлена в зону СВО на Черном море до конца 2023 года. Какие БЭКи более всего необходимы ВМФ РФ и Погранслужбе ФСБ?
«Война роботов»
К исходу второго года СВО уже, наверное, всем причастным стало очевидно, что за дронами не просто будущее – им уже принадлежит настоящее. Война современного типа более немыслима без применения беспилотных аппаратов различных типов – летательных, морских, подводных и даже наземных.
В частности, на Черном море турецкие БПЛА «Байрактар», увы, довольно эффективно использовались ВСУ в ходе противостояния за остров Змеиный, нанося воздушные удары противотанковыми ракетами по российским патрульным катерам. Затем неприятным сюрпризом для ВМФ РФ оказались украинские безэкипажные катера британского происхождения, превращенные в брандеры и используемые для нанесения ударов по кораблям и береговой инфраструктуре российского военно-морского флота. На данный момент наибольшая угроза исходит от подводных дронов-«камикадзе», переданных киевском режиму Лондоном.
Эти новые вызовы потребовали срочного ответа со стороны отечественного ВПК. Сперва на основе опыта противостояния атакам украинским брандерам был разработан модуль корабельный дистанционно управляемый «Нарвал», предназначенный для установки на легких катерах водоизмещением до 20 тонн в качестве основной или вспомогательной системы вооружения. В описании к изделию, представленному на форуме «Армия-2023», было сказано следующее:
БМ обеспечивает поиск и поражение легкобронированных целей и огневых средств, уничтожения живой силы противника, поражения низколетящих воздушных целей.
Основу комплекса составляет пулемет «Корд «калибра 12,7 мм, оснащенный автоматом сопровождения цели, тепловизором, дневной камерой и лазерным дальномером, а также трехплоскостной системой гиростабилизации прицельного комплекса и пулемета для компенсации качки при волнении моря и стрельбе в движении. «Нарвалы» будут дополнительно установлены на российские средние разведывательные корабли, которые уже неоднократно подвергались атакам украинских беспилотников, пояснил информированный источник в Минобороны РФ:
Разведывательные корабли с учетом использования в специальной военной операции планируют дополнительно усилить специальными средствами для защиты от надводных беспилотных аппаратов, в том числе и дистанционно управляемыми боевыми модулями с крупнокалиберными пулеметами.
Судя по всему, будут довооружены ими не только СРК. Тогда же, на форуме «Армия-2023», производственный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» (KMZ) представил универсальный катер-беспилотник на платформе «Визир», задачи которого управляющий директор холдинга Михаил Даниленко описал следующим образом:
Под задачи безэкипажного ударного катера можно сделать исполнение в том числе с электроприводом: то есть главный двигатель, аккумуляторы и возможность обеспечения малого хода на экономных режимах. Это будет гибридный двигатель.
Со слов Даниленко, запас хода перспективного БЭКа составляет 600 км на малых скоростях, а максимальная скорость достигает 80 км/ч. Катер может нести заряд взрывчатки весом до 600 кг, но при этом дальность его действия снижается до 200 км. При необходимости платформа «Визир» может оснащаться крупнокалиберным пулеметом, легкими ракетами или средствами РЭБ для борьбы с морскими и воздушными беспилотниками. Вероятно, для этих целей будет использоваться модуль «Нарвал». Как пояснил управляющий директор KMZ, в зону СВО вскоре направится первая партия:
С Минобороны уже оговорена поставка первых 10 единиц, которые мы должны отправить до конца этого года. Это будет первая опытная партия, которая будет испытана в зоне СВО… Мы уже приступили к их производству. На нашей производственной площадке собраны первые водометные движители для таких морских дронов.
Итак, первый шаг в попытке догнать «западных партнеров» сделан, но в каком направлении следует бежать?
Перспективы
Если говорить именно о надводных морских дронах, то наиболее перспективными видятся следующие направления.
Первое – это создание недорогого и массового безэкипажного катера для нужд противоминной обороны (ПМО). Данный вопрос неоднократно еще с 2014-2015 годов поднимал в своих
Второе – это безэкипажные патрульные катера, способные стать первой линией обороны против вражеских брандеров, уничтожая их пулеметным огнем, или даже ракетами – цели покрупнее. В качестве образца для подражания можно привести проект израильского роботизированного катера «Seagull».
Третье – это производство собственных безэкипажных катеров-брандеров. Как такового, полноценного военно-морского флота у Киева не осталось, но имеется то, что называют «москитным». Будут ли эффективными ударами по ним при помощи морских беспилотников, большой вопрос, однако удары можно наносить по объектам портовой инфраструктуры Украины или мостам. Имейся в наличии такие брандеры на начальном этапе СВО, при их помощи можно было бы, например, одновременным массированным ударом обрушить опоры моста в Затоке.
Наконец, чрезвычайно перспективным направлением представляется создание морских беспилотников-охотников на подводные дроны и полноценные субмарины.
Как это может выглядеть на практике, стоит ознакомиться по проекту DARPA под названием The ASW Continuous Trail Unmanned Vessel (ACTUV), в рамках которого был разработан дрон-тримаран Sea Hunter.
Полезная может быть ВМФ РФ вещица.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: