Лента новостей

10:30
ВСУ за сутки обстреляли Белгородскую область 103 раза: последствия атак и меры реагирования
10:25
«Превратился в полубылинного персонажа»: историк — о военных достижениях Александра Суворова
09:43
В России работают над бесконтактной технологией оплаты на базе Bluetooth
09:33
«Уголовные мифы» о Великой Отечественной: «блатные патриоты»
05:24
Юрий Подоляка рассказал о Южно-Кураховском котле: бои за Новоивановку, Погребки и Боровское, последние новости СВО на 24.11.2024
05:01
У каждого своя пирамида майя
04:56
До Земли дошел мощнейший удар из космоса
03:12
ВСУ теряют контроль: новости СВО от 24 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1004-й день спецоперации России на Украине
01:24
Учёные разгадали тайну Урана, над которой бились почти 40 лет
01:16
Пусть гибнет Америка, лишь бы досадить Трампу
01:14
Россия использует грозную ракету и усиливает свой ответ на ATACMS. Пораженный объект практически перестает существовать
00:53
Десантники захватили технику ВСУ западного производства в приграничном районе Курской области
00:33
Кузькина мать выходит на мировую арену
22:20
Впереди натовского «паровоза»
21:43
Глава Samsung собрался очистить компанию от неповоротливого топ-менеджмента в сфере чипов
21:02
Госпереворот в США: Трус, Балбес и Бывалый в администрации Байдена
20:12
В Севастополе прямо под носом у полиции произошла драка
20:11
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 ноября
20:10
На Западе подсчитали, что в ряды «измотанных» ВСУ можно мобилизовать ещё 3,7 млн. украинцев
19:55
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 ноября, вечер
19:54
Чехия хочет снабжать оружием НАТО и Украину
19:24
Меркель: Зеленский делает меня козлом отпущения
19:19
Что сулит Израилю ордер МУС на арест Нетаньяху и Галанта?
19:15
Президент РФ подписал закон о списании долгов по кредитам участникам СВО
18:59
Оплата по геолокации заработает в 10 российских городах уже в этом году
18:40
Tesla признана самой опасной маркой машин — в этом есть и заслуга Илона Маска
18:19
Ударная волна орешника докатилась до Румынии и Польши - Новости
17:52
Киевский режим аннулирует брони от мобилизации выданные Минэкономики
17:51
Постпред РФ пригрозил ответом Лондону и Парижу за ракетные удары по российской территории
17:50
В РКК рассказали о количестве найденных мирных жителях Курской области, которые пропали в результате агрессии Украины
17:18
«Кинжал» на минималках: ракета «Орешник» может пробить любую оборону ВСУ
16:21
Украина в три раза увеличила закупку электроэнергии в Евросоюзе
16:20
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 23 ноября
16:19
«Умирает от рака, которого у него никогда не было». Что случилось с американским журналистом Russia Today?
16:18
Bloomberg прогнозирует газовый кризис в Евросоюзе
16:13
Прорыв, штурм и поднятие флага: «Отважные» освободили Новодмитровку у Курахово (ВИДЕО, КАРТА)
15:25
Шольц назвал применение РФ «Орешника» пугающей эскалацией
15:21
Ситуация на линии фронта обостряется, но инициатива в наших руках
14:46
Польские фермеры устроили блокаду на украинской границе
14:41
Неизвестный дрон-разведчик следил за британским авианосцем в порту Гамбурга — Bild (ФОТО)
14:00
Литва профинансирует производство дрона-ракеты «Паляница»
13:59
Командующего Южного военного округа ВС РФ сняли с должности
13:36
Прорыв обороны Украины: Подоляка рассказал о штурме Торецка и Южно-Кураховском успехе! Последние новости от Юрия Подоляки на сегодня, 23.11.2024, свежая сводка из зоны СВО
13:30
Экипажи штурмовиков Су-25 нанесли удары по позициям ВСУ в курском приграничье — видео
13:06
Коготок увяз – всей птичке пропасть, или Киев вцепился в Сеул мертвой хваткой
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Проект канала «Бен-Гурион» – в фарватере американских прожектов на Ближнем Востоке

Проект канала «Бен-Гурион» – в фарватере американских прожектов на Ближнем Востоке


Продолжающаяся (несмотря на шаткое перемирие, по окончании которого израильтяне обещают возобновить боевые действия) военная операция ЦАХАЛ в Газе с методичным разрушением гражданской инфраструктуры анклава под спудом военной цензуры нисколько не мешает Израилю продвигать давний проект судоходного канала вблизи этого сектора в качестве альтернативы Суэцкому каналу. Согласно региональным источникам, комплексный транзитный коридор между Красным и Средиземным морями интересен нефтегазовым монархиям Аравии. В более широком контексте, этой проект – по всей видимости, составная часть недавней инициативы Дж. Байдена, одобренной в первую очередь Израилем и Индией, по созданию комплексного экономического коридора Южная Азия – Саудовская Аравия – Израиль – Средиземноморье – в противовес известному проекту КНР «Один пояс – один путь».

Речь идёт о строительстве судоходного канала порт Эйлат (Красное море) – порт Ашдод (Средиземное море) протяжённостью примерно в 300 км. Сей проект Тель-Авив выдвинул еще в 1968 г., в период израильской блокады Суэцкого канала, продолжавшейся до 1975 г. включительно. Параллельно предполагаемому каналу проходит действующий с начала 1970-х годов транзитный нефтепровод Эйлат – Ашкелон протяжённостью 250 км, которым пользовались Иран (1), а в конце 1970-х – середине 1980-х годов – отчасти  СССР и Румыния. Сегодня эта артерия используется для транзита эмиратской нефти в Европу. Примерно в это же время англичане посредничали в установлении контактов между Израилем и Оманом, которые принесли свои плоды в виде экспорта нефти из султаната на Эйлат и далее по нефтепроводу в Ашкелон на побережье Средиземного моря и дальше в Европу. После подписания соглашений в Ослов Марокко и Оман оказались среди первых арабских государств, пошедших на нормализацию отношений с «сионистским режимом». (2) Примечательно, что израильские источники косвенно намекают на периодическое использование трубопровода Эйлат – Ашкелон Саудовской Аравией, намекая на поддержку Эр-Риядом идеи комплексного транзитного коридора через Израиль, о чём свидетельствует, например, израильская карта этого коридора, начинающегося в нефтегазоносной Восточной провинции королевства.

Один из активных популяризаторов израильского дублёра Суэца – инженер-экономист из Ашкелона Юрий Дедов-Гольдман. По его мнению, строительство такого рода объект в Израиле обойдётся легче и дешевле Суэцкого канала, так его как прокладка осуществлялась бы, в основном, через сухую почву. Отмечается, что Ашкелон (2) географически ближе к европейскому побережью Средиземного моря, чем Порт-Саид, расположенный на выходе из Суэцкого канала в Средиземноморье. Преодолевать же территорию Израиля суда смогут, не сбавляя скорости, за 10-14 часов, а ежегодный грузопоток может даже превысить 20 % мировой торговли. Если вести строительство одновременно на нескольких точках, то реализовать проект возможно всего лишь за пять лет. Единственное, по мнению Дедова-Гольдмана, что надлежит сделать – так это создать благоприятные условия для привлечения инвестиций.

«Зачистка» Газы преследует и транзитную цель, дабы избавить предполагаемый энергетический коридор от беспокойного соседства даже с символической палестинской автономией в Газе.

Израильские эксперты утверждают, что Суэцкий канал – это только одна полоса движения, способная обрабатывать не более 50 судов в день. Израильский же канал станет ценным дополнением Суэцу, тем более если он сможет пропускать средне- и крупнотоннажные танкеры, что всё чаще проблематично в Большом Горьком озере (то есть в центральной части Суэцкого маршрута). Ещё в феврале 2017 г. The Jerusalem Post отмечала, что «габариты нашего канала должны обеспечивать беспрепятственный и ускоренный проход крупнотоннажного флота. В этом случае через канал сможет регулярно проходить наибольшая часть нефти из бассейна Персидского залива в Европу и Америку».

Характерно, что наиболее эффективным и менее затратным вариантом канала ряд экспертов считают его окончание именно на побережье Газы, поскольку это сократит трансизраильский водный маршрут на 15%. Разумеется, Газе потребуются нефтетранзитные порт и хранилища, для чего надо необходимо обеспечить надлежащие военно-политические и этнодемографические условия. Заметим, планы тотального переселения палестинцев куда угодно особым секретом не являются.

По некоторым данным, в конце 1970-х гг. Египет и Израиль неофициально обсуждали возможность ответвления к Ашдоду или к Газе от Суэцкого канала – через египетский Синайский полуостров, однако после убийства А. Садата в 1981 г. о таком варианте, вроде бы, забыли. 

Таким образом, полноценная «зачистка» сектора Газа – едва ли не ключевое условие для создания трансизраильского дублера Суэцкого канала. Не исключено, что создание такой артерии наверняка обострит египетско-израильские отношения, однако международные финансово-кредитные организации могут предложить Каиру смягчение условий выплаты долгов или даже частичное их списание.

Едва ли случайно ренессанс в дискурсе вокруг трансизраильского канала совпал по времени с вышеупомянутой инициативой Белого дома, призванной «вставить палки в колёса» китайской инициативы «Пояса и пути». Напомним, 9 сентября в Нью-Дели – в рамках опекаемого Вашингтоном «Партнёрства по глобальной инфраструктуре и инвестициям» (PGII) представители Еврокомиссии, США, Индия, Саудовской Аравии и ОАЭ подписали меморандум о создании экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа (4). Участие в этом завиральном Израиля особых возражений со стороны арабских подписантов документа особым секретом не является, а «неистовый Биби» Нетаньяху оценивает его следующим образом: «…Израиль находится в центре беспрецедентного международного проекта, который свяжет инфраструктуру Азии и Европы, «изменит лицо Ближнего Востока, Израиля и повлияет на весь мир. Наша страна станет в этом коридоре центральным узлом: наши железнодорожные пути и морские порты откроют новые врата из Индии через Ближний Восток в Европу, а также обратно – из Европы в Индию». «Несколько месяцев назад США обратились к нам по вопросу реализации этой исторической возможности и начали осуществлять энергичные контакты, чтобы добиться сегодняшнего прорыва, – рассказал далее Ненаньяху. – …Проект будет включать строительство новых железных дорог, прокладку водородного трубопровода, волоконно-оптических коммуникаций, линий электропередач и других систем». Вероятно, в числе «других систем» подразумеваются и проект канала Эйлат /- Ашкелон / Ашдод, и восстановление регулярной работы трансаравйиского нефтепровода Саудовская Аравия – Иордания – Сирия – порт Сайда (южный Ливан). 

Как вещал в канун подписания меморандума Сонный Джо, США, ЕС, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль, Индия и Иордания «завершили работу над историческим соглашением о новом экономическом коридоре Индия – Ближний Восток – Европа». Уже сформированы совместные рабочие группы для определения наиболее востребованных проектов в рамках этой инициативы и для создания совместного кредитно-инвестиционного фонда. Первые предложения по этим вопросам планируется представить не позднее декабря 2023 года. 

Можно предположить, что канала «Бен-Гурион» может оказаться «флагманским» коммуникационным проектом в фарватере амбициозной макрорегиональной программы, форсируемой Вашингтоном в партнёрстве с Израилем, Евросоюзом и лихорадочно набираемыми ситуативными партнёрами в Индии и ряде арабских монархий Персидского залива.

Примечания

(1) Накануне падения шахского режима в 1979 году израильский экспорт в Иран превышал 100 млн долларов. Иран экспортировал в Израиль газ и нефть, различное минеральное сырье, продовольствие, предметы ширпотреба. Помимо нефтепровода Эйлат – Ашкелон для обеспечения логистики нефтяных операций между двумя странами был построен нефтеперерабатывающий комплекс в Ашдоде, и реконструирован Эйлатский порт. 


(2) Альфер Й. Одинокая страна. Тайный поиск Израилем союзников в регионе. Тель-Авив: Матар, 2015, на ивр.) Цит. по: Костенко Ю. Региональная стратегия Израиля: поиск союзников // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2017. № 2. 


(3) Как и некоторые другие территории на юге Израиля, согласно резолюциям ООН, он должен был стать частью арабского государства в Палестине.


(4) Характерно, что этот путь в основном совпадает с предложенным Португалией во второй половине 1950-х годов маршрутом связи с подконтрольным ей тогда районом Гоа-Даман-Диу (близи Мумбаи).


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх