16 ноября верхняя палата американского конгресса
Чуть ранее на слушаниях в конгрессе помощник главы Госдепа Джеймс О’Брайен заявил о приостановке Вашингтоном военной помощи Азербайджану и об отмене ряда важных визитов, объяснив эти шаги отсутствием прогресса в армяно-азербайджанских переговорах. Ответ из Баку последовал незамедлительно в виде жёсткого заявления МИД и отмены поездки его главы Джейхуна Байрамова за океан для участия в очередном раунде консультаций под эгидой Блинкена.
Несмотря на давние традиции армянского лоббизма, едва ли телодвижения части американского истеблишмента разумно объяснять филантропической заботой об Армении и армянском народе, как это делают восторженные почитатели «наследников Вудро Вильсона» в Ереване. Скорее всего, на фоне некоторого потепления азербайджано-иранских отношений речь идёт о первом серьёзном предупреждении Баку о недопустимости участия в проекте Международного транспортного коридора «Север – Юг» через Каспий и по его восточному и западному берегам с выходом на иранские порты Индийского океана и далее к индийскому Мумбаи (Панаджи). Как уверены ведущие аналитические умы Запада, использование данного пути частично позволяет России и Ирану обходить наложенные против них санкции, допускать чего ни в коем случае нельзя.
Едва ли случайно наращиваются силы флотов ведущих участников НАТО и на южной оконечности этого «меридионального» транспортного маршрута – в бассейне Индийского океана. По предварительной информации, к 2025-26 годам присутствие ВМС и ВВС США, Великобритании и Франции здесь будет увеличено более чем на треть по сравнению с уровнем второй половины 2010-х годов. Синхронизация этих милитаристских планов с активным развитием МТК «Север – Юг» едва ли вызывает удивление. Темпы роста грузоперевозок по нему все последние годы ощутимо растут, прежде всего,
Санкции коллективного Запада против РФ, Ирана и отчасти соседней с Индией Мьянмы (бывшая Бирма) изначально предопределяют растущую военную активность Запада от Черноморско-Каспийского региона до Индийского океана и Восточной Африки. Наряду с регулярными британско-американскими манёврами в районе стратегически важного британского архипелага Чагос в конце сентября – начале октября проводились военные учения Индии и США Yudh Abhyas у берегов Аляски и Алеутских островов – поблизости от Севморпути и дальневосточных морских границ РФ. Ранее российский посол в Индии Денис Алипов заявлял о попытках Вашингтона давить на Нью-Дели из-за сотрудничества с Москвой, в то же время
За бурными событиями текущего года в некоторой тени остался майский
Что же касается базы на вышеупомянутом Чагосе,
Ещё более обширную территорию (до 1,2 млн. кв. км) в Индийском океане контролирует Франция. Речь идёт, в частности, об островах Эпарсе, Реьюньон, Тромлен, Майотта, а также о «приантарктических территориях» (о-ва Кергелен, Сен-Поль, Круазо, Новый Амстердам). Почти повсюду здесь расположены сухопутные контингенты, базы ВВС и ВМС «Пятой Республики». Особая статья – небольшое государство Джибути на стыке Красного моря и Индийского океана у ворот Баб-эль-Мандебского пролива, контролирующего ключевой сектор международного маршрута Индийский океан – Красное море – Суэцкий канал. Впрочем, французы не единственные здесь «постояльцы»: с начала 2000-х годов в Джибути функционирует военно-морская база США, а с 2017 года около нового порта Дорале открылась база поддержки Народно-освободительной армии Китая.
Периодические совместные
Несмотря на растущие разногласия Вашингтона и Лондона с Эр-Риядом и некоторыми другими арабскими монархиями, на них оказывается серьёзное давление в пользу их присоединения к антироссийским санкциям. Пункты временного / постоянного базирования и возможности захода в порты прилегающих стран западным военным судам были предоставлены участниками Совета сотрудничества государств Персидского залива вскоре после иранской революции (1979 г.) и операции «Буря в пустыне» (1991 г.). В начале декабря 2014 года Великобритания подписала со своим бывшим протекторатом Бахрейном соглашение о ремилитаризации военно-морской базы в Мина-Салмане близ Манамы. Срок пребывания базы не ограничен, что в комбинации с базированием в Бахрейне Пятого американского флота позволяет англосаксам контролировать стратегические морские коммуникации Персидского залива.
Таким образом, морская часть стратегически значимого для России коридора «Север – Юг» вполне может стать объектом агрессивных поползновений со стороны США, Великобритании и силами, действующими в их интересах в бассейне Индийского океана (не исключая пиратские, криминальные группировки и т д.). В этой связи вполне логичным представляется запуск в 2012 г. нефтепровода протяжённостью почти в 400 км по территории ОАЭ из Хашбана (эмират Абу-Даби) в Аль-Фуджейру, обходящего Ормузский пролив и Оманский залив и напрямую выводящего эмиратскую, саудовскую и катарскую нефть в Индийский океан. В ближайшие годы эту артерию планируется продлить до оманского порта Маскат. Адекватным складывающейся ситуации выглядит и проект (2023 г.) подводного транзитного тоннеля между Фуджейрой (ОАЭ) и Индией по аналогии с тоннелем через пролив Ла-Манш, построить который планируется в конце 2020-х годов.
Впрочем, обеспечить безопасность этих непростых инфраструктурных проектов, равно как и МТК «Север – Юг», можно будет только совместными усилиями заинтересованных государств.
Читайте нас: