Россия использовала ЗРК С-400 в тандеме с самолетом А-50 на Украине для стрельбы уникальными ракетами, пишет MWM. Они способны поражать цели на малой высоте и на больших расстояниях. Подобными возможностями не обладает ни одна другая система ПВО в мире.
7 ноября стало известно, что Вооруженные Силы России использовали на украинском театре военных действий ЗРК большой дальности С-400 для стрельбы ракетами с активным радиолокационным самонаведением на конечном участке, причем объединили его с бортовым комплексом дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) самолета А-50 для повышения ситуационной осведомленности.
Описание примененной ракеты точно соответствует возможностям 40Н6, уникального класса, используемых С-400 для лучшего наведения на дальности до 400 км. Неповторимая траектория ракеты, поднимающаяся на экстремальную высоту в ближнем космосе перед снижением к цели, обеспечивает ей беспрецедентные возможности загоризонтного поражения и позволяет нейтрализовать цели вблизи пределов поражения на высоте всего 5 метров от земли. Это позволяет подразделениям С-400 поражать самолеты и крылатые ракеты на малой высоте и на больших расстояниях, чего не может сделать ни одна нероссийская система ПВО из-за ограничений кривизны Земли для боеприпасов, выпущенных по обычным траекториям: низколетящая цель оказывается ниже линии горизонта, то есть вне зоны действия локаторов.
Хотя, что 40Н6 была принята на вооружение в октябре 2018 года и поставляется в Народно-освободительную армию Китая (НОАК) с 2019 года, неизвестно, чтобы 40Н6 проходила боевые испытания непосредственно перед использованием на Украине в начале ноября.
В силу большого расстояния 40Н6 от радаров самой системы С-400 на заключительном участке траектории сопряжение этой ракеты с самолетами представляется особенно ценным в силу преимущества радаров, находящихся высоко в воздухе и предоставляющих данные о наведении на маловысотные цели для обеспечения точности. Источник, близкий к Минобороны России, сообщил о боевом применении ракеты и ее сопряжении с А-50: “Россия применила комплекс С-400 “Триумф” в тандеме с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 в ходе специальной военной операции на Украине. С-400 запускали зенитные ракеты с активной головкой самонаведения. Применение системы против самолетов противника было успешным”. Ракеты были выпущены на максимальные дистанции и поразили цели на высоте около 1 000 метров. Сообщается, что в бою использовались “новые боеголовки”.
Хотя российский парк самолетов A-50 ДРЛОиУ относительно невелик и, несмотря на недавние модернизации, они все еще имеют ограниченную боеготовность, зато российские истребители в среднем несут радары почти вдвое большие, чем их западные аналоги. Это не только обеспечивает очень высокую степень боеготовности и ситуационной осведомленности, но и позволяет им аналогичным образом предоставлять данные о целеуказании. Перехватчик МиГ-31 (по классификации НАТО: Foxhound или “Лисогон”) оснащен самым большим радаром среди тактических боевых самолетов, который более чем в шесть раз больше радара AN/APG-68 американского F-16 и который специально разрабатывался для обеспечения очень высокой ситуационной осведомленности о низколетящих целях. Благодаря этому он стал оптимальным бортовым датчиком для сопряжения с наземными системами ПВО большой дальности — в частности с подразделениями, использующими ракеты 40Н6.
Российские официальные лица, включая президента Владимира Путина, утверждали, что страна производит ракеты класса “земля – воздух” в бóльших количествах, чем все другие страны вместе взятые, и хотя это заявление остается спорным из-за неизвестных масштабов китайского и северокорейского производства, очевидно, что у России есть уверенный перевес над совокупными производственными мощностями всех стран НАТО. Это позволило ей поставлять С-400 как в Белоруссию, так и в Индию (причем крайне высокими темпами), одновременно наращивая собственные силы и приобретая ракеты взамен израсходованных в ходе операций на Украине.
Такой масштаб производства во многом был достигнут за счет строительства трех крупных новых объектов, в том числе нового крыла Обуховского завода в Санкт-Петербурге, капитально модернизированного завода “Авитек” в Кирове и завода НМП в Нижнем Новгороде. Этот длительный процесс начался еще в 2000-х и позволил предприятиям развернуть массовое производство С-400 во второй половине следующего десятилетия, примерно с 2016 года.
Значительные масштабы производства ракет класса “земля – воздух” позволили ежегодно готовить к эксплуатации несколько новых полков С-400 — наряду с производством других систем большой дальности, включая С-300В4 и С-500. Сочетание высокой мобильности и высокой ситуационной осведомленности С-400 с очень большой дальностью поражения позволило ей угрожать боевым самолетам противника на весьма обширных территориях, а также обеспечило широкую зональную защиту от всех видов тактических ракетных атак, включая ракеты, летящие на низких гиперзвуковых скоростях.
Новая система С-500 расширила эти возможности, и не смотря на то, что хуже оптимизирована для поражения тактических боевых самолетов, она обеспечивает оборонительные возможности против баллистических ракет межконтинентальной дальности, спутников, космических самолетов и более быстрых классов гиперзвукового оружия, а также имеет огромную дальность поражения до 600 км, затмевая по этому показателю даже С-400 с 40Н6.
Ожидается, что к 2027-2028 годам число дивизионов С-400 в России превысит 60, но все существующие подразделения были уже оснащены ракетами 40Н6, а темпы их производства, по оценкам, превысили 300 штук в год. Это отражает то обстоятельство, что на приобретение средств наземной ПВО в России на протяжении десятилетий средств выделялось в несколько раз больше, чем на приобретение тактической боевой авиации.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: