Пока мир отвлечен деэскалацией войны между Израилем и Хамасом и конфликтом на Украине, внимание Турции все больше фокусируется на том чтобы закрепиться в бывших советских республиках Южного Кавказа и Средней Азии.
Общая культура обеспечивает основание для более тесных связей. Мотивацией служат соглашения о торговле и безопасности, заключенные с Организацией тюркских государств (ОТС).
На саммите ОТС, состоявшемся на прошлой неделе в столице Казахстана Астане, президент Турции Эрдоган заявил, что тюркская языковая семья связывает Турцию с Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Снова призвав к созданию общего тюркского алфавита, турецкий лидер заявил, что язык способствует единству стран.
Союзник Анкары, Азербайджан, перешел на латиницу в 2001 году, и этот шаг явно рассматривается как отказ от прошлого советского правления. Туркменистан, наблюдатель ОТС, перешел на латиницу еще раньше, в 1990-е годы.
Конечно, для Турции организация – это больше, чем просто блок. Скорее, это новый инструмент, который может помочь Турции вытеснить Россию с Южного Кавказа и Средней Азии, где тюркоязычные народы составляют большую часть населения.
Большой вопрос заключается в том, разделяют ли другие члены ОТС амбиции Турции. Имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что это не так.
Например, одна из целей Турции – убедить страны ОТС поддержать Турецкую Республику Северного Кипра. Признанная только Турцией, Республика рассматривается международным сообществом как часть Республики Кипр. Как и Туркменистан, ТРСК является государством-наблюдателем при ОТС.
Другие геополитические вопросы вызывают еще больше разногласий.
Даже будучи союзниками, у Турции и Азербайджана диаметрально противоположные взгляды на конфликт между Израилем и сектором Газа. Тогда как народ Азербайджана открыто поддерживает Израиль – а Баку обеспечивает Израилю 60% его потребностей в нефти – Эрдоган открыто критикуюет Израиль.
Торговые коридоры являются еще одним предметом спора. Азербайджан, Казахстан и Турция заинтересованы в быстрой реализации проекта «Среднего коридора» — транспортного маршрута, начинающегося из Юго-Восточной Азии и Китая, проходящего через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу.
Тем временем Кыргызстан и Узбекистан поддержали планы России по строительству Южного транспортного коридора, который фактически обойдет Казахстан.
Что объединяет большинство, если не все, бывшие советские тюркоязычные страны, так это желание покинуть зону влияния России.
Казахстан желает развивать более тесные связи с соседними тюркскими государствами и Западом, также открывая Турции возможности для взаимодействия. В игре также Кыргызстан. Несмотря на то, что Россия является союзником по ОДКБ, она недавно приобрела турецкие беспилотники Акинджи и Аксунгур, которые использует для охраны границ.
В Кыргызстане уже есть беспилотники Байрактар турецкого производства; Сообщается, что он использовал дроны против Таджикистана во время пограничного столкновения в 2022 году.
Помимо военной техники, Турция также опирается на экономическое сотрудничество для привлечения бывших советских республик Средней Азии. Например, Анкара в торговле с Казахстаном стремится достичь отметки в 10 миллиардов долларов, тогда как инвестиции турецких компаний в Узбекистан уже достигли 1,5 миллиардов долларов.
Но проблема для Анкары в том, что члены ОТС являются странами, не имеющими выхода к морю, и сильно зависят от географии России. Например, Туркменистан и Казахстан, будучи крупными экспортерами энергоносителей в Европу, зависят от нефте- и газопроводов, проходящих через территорию России.
Пока Россия остается важной страной транзита энергоресурсов тюркского мира, попытка Турции вытеснить Россию в регионе будет оставаться непростой задачей.
Факт в том, что члены ОТС из постсоветского пространства нуждаются в России настолько же, насколько желают расширить связи с Турцией. Каждая из них остается интегрированной в Содружество Независимых Государств, в котором доминирует Россия, а Казахстан и Кыргызстан остаются частью возглавляемого Москвой Евразийского экономического союза, а также ОДКБ.
Эти расклады предполагают, что для большинства тюркских государств турецкое видение тюркского мирового порядка под руководством Анкары является чрезмерно близоруким. Эрдоган, возможно, видит это в качестве простых слов на обычном листке бумаги, но для «братушек» Турции в бывших советских республиках последняя глава отношений с Москвой еще не написана.
Читайте нас: