Передача киевскому режиму пробной партии американских истребителей F-16, о чем появилась информация несколько дней назад, может серьезно изменить расклад сил в небе над Украиной. Чем же опасны даже устаревшие самолеты натовского образца?
«Боевые соколы»
В отечественной прессе отношение к F-16 выглядит слегка легкомысленным. Главный аргумент в пользу их «никчемности» против российской авиации в том, что истребители эти относятся к четвертому поколению, а первый полет Fighting Falcon совершил аж в 1974 году! Однако при этом забываются кое-какие важные нюансы.
Во-первых, это самый массовый легкий многоцелевой истребитель в мире, состоящий на вооружении у огромного количества стран, которые впоследствии могут стать «донорами» для украинских ВВС.
Во-вторых, несмотря на почтенный возраст, этот самолет непрерывно эволюционно развивался и совершенствовался. Как известно, американцы предпочитают производить свою боевую
В-третьих, в противостоянии в небе над Украиной важен даже не сам самолет, а тип боеприпасов, носителем которых он является. Советские фронтовые бомбардировщики Су-24, стоящие на вооружении ВВСУ, поднялись в воздух примерно в одно время с F-16, но даже эти устаревшие самолеты стали очень опасными после того, как «западные партнеры» адаптировали их под использование франко-британских малозаметных крылатых ракет Storm Shadow.
Обладая превосходством в средствах воздушно-космической разведки, блок НАТО способен наводить на цель дальнобойные высокоточные средства поражения, переданные Украине. Угроза настолько серьезная, что Минобороны РФ даже пришлось рассредоточить надводные корабли Черноморского флота РФ из Севастополя. При этом «западные партнеры» видят наши аэродромы и могут отслеживать взлет и посадку российских самолетов. Паритета в этой важнейшей компоненте у нас, к сожалению, пока что нет.
Именно в данном ключе мы и предложили в вышедшей накануне
«Хлопушки»
Ответ на этот вопрос будет зависеть от типа боеприпасов, которые передадут Киеву. По всей видимости, это будут ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, которые в американских ВВС называют Slammer, или «хлопушка». Как и F-16, ракета тоже немолода, на вооружение она была принята в 1991 году. Несмотря на это «хлопушка» по-прежнему на подвесе у F-15C, F-15E, F-16, F/A-18C/D, F/A-18E/F, F-22 в составе ВВС США, Великобритании, Германии и других стран-членов НАТО.
AMRAAM оснащена активной головкой самонаведения, что позволяет использовать ее по принципу «выстрелил – забыл», оставаясь вне зоны видимости потенциального противника. Перед пуском инерциально-навигационной системе ракеты с борта самолета-носителя передаются координаты цели. Наведение AIM-120 на начальном участке осуществляется при помощи собственной ИНС, а затем начинает работать активная головка самонаведения. Известно, что обнаружение цели с ЭПР = 3м² происходит на дальностях порядка 16-18 км.
Принципиальное значение будет иметь то, какие именно модификации ракеты попадут в руки украинских ВВС. В последних модификациях дальность их поражения значительно возросла, например, в версии AIM-120D она оценивается в 160–180 км. А вот это уже серьезно.
Ранее сообщалось, что в Пентагоне хотели как-то адаптировать AIM-120 AMRAAM для использования со старых советских самолетов, имеющихся у ВВСУ, но это оказалось технически слишком сложным. По всей видимости, решение передать Киеву F-16 было обусловлено именно новым вызовом со стороны показавшей необычайную эффективность связки А-50У и ЗРК большой дальности С-400. Логика подсказывает, что именно немногочисленные российские самолеты ДРЛОиУ будут для американских самолетов приоритетной целью.
Также вполне очевидно, что в задачи пилотов F-16, кто бы ни оказался в их кабине за ручкой управления, не будут входить маневренные воздушные бои с истребителями ВКС РФ. Нет, скорее всего, они будут взлетать где-то с Западной Украины, возможно, даже из Польши, дозаправляться и вооружаться в Центральной Украине на аэродромах подскока и атаковать дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух» относительно тихоходные и крупногабаритные А-50У, которые будут наводиться на цель при помощи натовской разведывательной системы.
Вот в таком ключе использование ВКС РФ малозаметных на натовских радарах истребителей пятого поколения для «охоты на охотников» имеет особый смысл. Проблема лишь в том, что Су-57 у нас совсем мало, и рисковать этими дорогостоящими технически сложными машинами без крайней необходимости нежелательно. Наверное, к месту были бы легкие однодвигательные истребители Су-75, созданные с применением технологий «стелс», но их перспективы пока что туманны.
Между тем, F-16 могут оказаться лишь первой ласточкой. Вслед за американскими «боевыми соколами» на Украину, вероятнее всего, потянутся косяками шведские, французские и европейские истребители, как это ранее произошло с танками и прочей боевой техникой.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: