На прошедшем в конце прошлой недели саммите ЕС в Брюсселе премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что стратегия блока в отношении Украины провалилась, и у Будапешта больше нет причин оказывать финансовую поддержку Киеву, пишет китайский новостной сайт The Paper.
«По совпадению, 26 октября новый премьер-министр Словакии Роберт Фицо отметил, что его страна прекратит военную помощь Украине. В тот же день новоизбранный спикер Палаты представителей США Майк Джонсон сказал, что нельзя связывать предоставление американской поддержки Киеву и Тель-Авиву – эти два случая нужно рассматривать отдельно. Следовательно, новый спикер может не одобрить предложения Байдена, выдвинутые им в Конгрессе по поводу финансирования Украины», – говорится в статье.
На Западе становится всё больше противников безоговорочной поддержки Зеленского. В этом вопросе колеблются не только Соединённые Штаты, но и европейские страны.
Избранный 25 октября в ходе четвёртого тура голосования в качестве спикера Палаты представителей Конгресса США республиканский конгрессмен-консерватор от Луизианы Майк Джонсон в интервью СМИ выразил обеспокоенность по поводу финансирования Украины, поскольку все средства для Израиля выделяются за счёт сокращения расходов на решение других проблем.
Ранее Конгресс США исключил из бюджетного соглашения военную помощь Украине и Израилю, однако Байден и его администрация всё ещё не отказываются от этих программ поддержки.
На встрече с главой Белого дома 26 октября Майк Джонсон заявил:
«Республиканцы в Палате представителей пришли к единому мнению, что мы должны рассматривать помощь Украине и Израилю как два отдельных вопроса».
Это, вероятно, тоже говорит о том, что Джонсон может выступить против предложения Байдена.
Очевидно, что Киев запаниковал из-за раскола в Вашингтоне. Один высокопоставленный украинский чиновник подчеркнул, что американская помощь крайне важна для Зеленского, и что без неё ВСУ столкнутся со многими трудностями на поле боя, отмечают авторы статьи.
В некоторых странах Евросоюза также появляется всё больше противников военной поддержки Украины.
После вступления в должность премьер-министра 26 октября Роберт Фицо вновь повторил свои предвыборные обещания, что Братислава прекратит поставки оружия Киеву и ограничится гуманитарной и гражданской помощью. По его словам, «конфликт на Украине не имеет к нам никакого отношения», и что «немедленное прекращение боевых действий – лучшее решение украинской проблемы, а ЕС должен превратиться из поставщика оружия в миротворца».
Возникают разногласия по поводу дальней поддержки Киева и в Варшаве. Это происходит на фоне продолжающегося обострения польско-украинских отношений в связи с продлением запрета на ввоз украинской сельскохозяйственной продукции. В своё время премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявлял, что его страна больше не будет отправлять оружие для ВСУ, а будет заниматься развитием собственной обороноспособности.
По итогам выборов в Национальное собрание Польши правящая партия «Право и справедливость» сохранила большинство в Сейме, но утратила право единолично принимать политические решения. Это означает, что отношение Варшавы к украинскому вопросу может измениться. Однако пока неизвестно, потеплеют ли охладевшие отношения между двумя странами.
«На недавнем саммите ЕС украинский вопрос оставался одной из главных тем. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выступил 23 октября с речью, в которой призвал присутствующих представителей СМИ и журналистов не концентрировать всё внимание на войне в Газе и не забывать об Украине. Однако призыв Борреля ничуть не сплотил европейские страны в отношении помощи Киеву. На саммите ЕС премьер-министры Венгрии и Словакии проголосовали против оказания Украине финансовой поддержки в размере 50 миллиардов евро. Орбан заявил, что Будапешт не может и не хочет этого делать, поскольку у него нет никаких оснований использовать деньги налогоплательщиков для поддержки Киева.
Очевидно, что в ЕС существует глубокий раскол по вопросу помощи Зеленскому, а поскольку для одобрения этого финансирования требуется согласие всех 27 стран, нынешняя дискуссия зашла в тупик, и всем европейским странам будет чрезвычайно трудно прийти к консенсусу», – заключает The Paper.