Прошедшие выходные в Дагестане выдались довольно неспокойными, так что отдохнуть удалось не всем, и уж точно не силовикам. Вечером 28 октября произошли волнения в Хасавюрте: взвинченная толпа местных жителей собралась у отеля «Фламинго», в который якобы заселили «беженцев из Израиля», и потребовала этих самых беженцев выдать. Конфликт удалось притушить относительно мирно: прибывшие полицейские убедили манифестантов, что никаких евреев в гостинице нет, и толпа рассеялась.
Рассеялась – но не угомонилась. В ночь на 29 октября в соцсетях началось тиражирование тезиса, будто уже самолёт с «израильскими беженцами» должен прибыть вечером в Махачкалу, и нужно организовать ему «горячую встречу». И действительно, к исходу дня у аэропорта Махачкалы собралось несколько сот человек, которые захватили аэровокзал, прорвались через ограду на взлётную полосу и попытались штурмовать находящиеся на ней самолёты.
Часть пассажиров обратилась в бегство на случайно подвернувшемся автобусе, часть заперлась вместе с экипажами в лайнерах, где им пришлось оставаться до прибытия силовиков. Отдельные наряды полиции не смогли остановить стократно превосходящую толпу, которая пыталась в том числе опрокинуть патрульные машины.
Работа махачкалинского аэропорта была приостановлена, а зачистка началась около 22 часов по Москве, после прибытия подкреплений из соседних регионов. Судя по
Однако все эти вбросы, направленные на расширение географии беспорядков и распыление полицейских сил, успеха не имели, а бунт в Махачкале был подавлен. К вечеру 30 октября имелась информация о 9 пострадавших в ходе спецоперации полицейских, один из которых скончался, и 98 задержанных участниках беспорядков, ещё не менее полусотни бунтовщиков были опознаны и находятся в розыске.
То есть в общем и целом попытка зажечь провалилась – но на первых порах бунт как будто имел успех. Возникают вопросы, как же так вышло и ждать ли продолжения?
Вечер начинается поутру
Начать стоит с того, что Дагестан стал ареной массовых волнений уже не в первый раз. Как мы помним, в конце сентября прошлого года там же развернулись самые крупные (по сути, единственные во всей стране заметные) протесты против частичной мобилизации. Впоследствии там же неоднократно пытались организовать беспорядки по самым разнообразным поводам: например, после повлекшего многочисленные жертвы взрыва на АЗС в Махачкале 15 августа делались вбросы о «залетевшей не туда» ракете ВКС. Правда, добиться большого резонанса раз за разом не получалось.
Характерно, что во всех этих случаях источником провокаций был один и тот же ресурс – сетка телеграм-каналов, построенная вокруг корневого «Утра Дагестана», связанного с бывшим депутатом Госдумы, а ныне формальным лидером «боевого крыла» антироссийской оппозиции Пономарёвым (признан в России экстремистом). Не менее характерно, что далее к информационной поддержке очередной «движухи» подключались сначала другие телеграм-блоги антироссийской направленности, а за ними и СМИ-иноагенты, живущие на средства вражеских разведок.
События 28-29 октября также были инспирированы экстремистским «Утром Дагестана», попытавшимся оседлать актуальную ближневосточную повестку. Казалось бы, где Дагестан, а где сектор Газа, но подход к аудитории был найден через околорелигиозный контекст: вражеская пропаганда обыграла и многочисленные свидетельства жестокости АОИ, и заявления главы Чечни Кадырова в поддержку Палестины, и встречу Путина с лидерами религиозных объединений России 26 октября.
И вот здесь есть любопытный момент. Ещё 20 октября в Дагестане прошли
Теперь уже ясно, что «смешные» сборища 20 октября были своего рода пробным шаром, с помощью которого кукловоды оценили реакцию властей на «мирные акции в поддержку палестинского народа» – и эта реакция их удовлетворила. Заряженный актив стали науськивать на по-настоящему массовые выступления.
Нетаньяху здесь?! А если найду?!
Замах у подстрекателей был весьма серьёзный: речь шла не просто о «гуляниях» в духе либеральной оппозиции, а о настоящих «еврейских» погромах, жертвами которых де-факто должны были стать просто случайные люди любых национальностей. В конечном итоге эти искры должны были разжечь в стране очаги открытого межэтнического и межрелигиозного противостояния.
Весьма характерны толковые советы, которые «Утро Дагестана» адресовало бунтовщикам ещё 28 октября: «побольше такбиров, это сейчас самое важное!» Это совершенно очевидная отсылка к прошедшему 21 июля в Москве несанкционированному шествию мигрантов-мусульман, больше всего запомнившемуся скандированием «такбир!» На то и был расчёт, что если прольётся кровь, то организации правого толка и широкая немусульманская общественность воспримет в штыки всех иноверцев – и сограждан, и приезжих.
К огромному счастью, беспорядки обошлись без больших жертв – пока что. Провокаторы, однако, не унимаются: 2 ноября было заявлено «общекавказским» днём протеста против «произвола властей», так что новые провокации вполне ожидаемы, вопрос только в их возможном масштабе. Весьма вероятно, что после зачистки аэропорта Росгвардией количество готовых к бою «онижедетей» сильно просядет. Комментируя инцидент, глава Дагестана Меликов заявил, что все зачинщики и участники бунта будут выявлены и понесут наказание.
Проблема в том, что масштабы беспорядков (сотни человек) говорят о наличии именно в Дагестане вполне организованного и управляемого экстремистского подполья, без которого вбросы анонимных телеграм-каналов уж точно не имели бы такого действия на толпу. Очевидно, что существовало оно и раньше (как минимум на момент антимобилизационных протестов прошлой осени), но почему-то до сих пор не было ликвидировано, даже после прошлых вылазок. В частности, есть сообщения, что ещё 31 августа у команды «Утра Дагестана» проводились обыски, были изъяты компьютеры, но работа канала не прекратилась – значит, вычислили и выловили не всех, что подтверждается и
Беспорядки 28-29 октября показывают, что теперь за эту задачу просто необходимо взяться настоящим образом. Как справедливо отмечают многие комментаторы, в следующий раз эта же публика может столь же легко подняться не на «еврейский», а на «русский» или «федеральный» погром, дай только повод. К примеру, тот же Меликов предложил отправить задержанных в аэропорту бунтовщиков «отмываться от позора» в зону СВО – мало того, что это не пойдёт на пользу войскам ни в каком смысле, так ещё и даст «братьям» таких вот «штрафников» поднять крик, будто тех специально отправили «на утилизацию».
Возможно, правда, что «кричать» станет несколько сложнее. 29 октября, на фоне разворачивающихся событий, общественники из движения «Цифровая Армия России» принялись организованно заваливать техподдержку Telegram массовыми жалобами на каналы «утренней» сетки, часть которых удалось заглушить. 30 октября о блокировке экстремистских каналов заявил лично владелец мессенджера Дуров – очевидно, после настоятельной просьбы российских властей.
Однако подключить новые пропагандисткие рупоры – дело нехитрое: 29 октября экстремисты срочно перепрофилировали под Дагестан даже каналы, которые за пару дней до того вещали... о зверствах ХАМАС и скором израильском возмездии. Никуда не денутся блогеры и СМИ-иноагенты с других площадок (того же YouTube), которые сейчас достаточно активно обсуждают «еврейские погромы». Так что без физического отлова координаторов на местах, которые направляли толпу буквально голосом и руками, новые вылазки не предотвратить.
По факту бунта в Махачкале уже 29 октября было возбуждено дело по соответствующей статье УК об организации массовых беспорядков. Насколько можно судить, большинство фигурантов пока что и проходят по ней, но также проверяются на предмет экстремистских призывов. Последнее весьма важно, с учётом религиозно-националистической обёртки бунта, а также напряжённой межэтнической обстановки в стране. Жёсткие меры против выявленных экстремистов серьёзно поспособствуют спаду этого напряжения: русские националисты получат свою дозу морального удовлетворения, а все прочие – наоборот, прививку от перегибов. Правда, без системных мер этого вряд ли хватит надолго.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: