На Западе связывали много надежд с летним наступлением ВСУ, сообщает Le Monde. Предполагалось, что западная техника плюс мобилизация всех людских ресурсов Украины позволят отрезать Крым от "большой России". Но "зубы дракона" и продуманная оборона позволили россиянам выстоять и начать освобождение Авдеевки.
Пытаясь прорвать российскую оборону с 4 июня, украинская армия больше не добивается никаких успехов. Несмотря на тяжелые потери, вооруженные силы России просто оказались способны мобилизовать больше живой силы и техники. В итоге они вернули себе инициативу, начав с 10 октября крупномасштабное наступление, выразившееся в нескольких продвижениях в направлении города Авдеевка в Донбассе.
Спустя сто пятьдесят дней после начала украинского контрнаступления на юге страны военные и аналитики стран Запада пришли к одному и тому же горестному для себя выводу: киевская армия добилась совсем незначительного прогресса, а главное – она больше не продвигается вперед. "Несмотря на решительные усилия украинских вооруженных сил, пять месяцев наступательных операций не позволили прорвать линию обороны России", — отмечает Джек Уотлинг, сотрудник британского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI), в своем комментарии от 19 октября. "У Украины есть определенные возможности доставлять неудобства российской армии, но очень маловероятно, что в этом году возможен прорыв", — добавляет этот специалист по сухопутным боевым действиям, который считает, что конфликт продолжится в 2024 году и даже позже.
Начав наступление на российские позиции 4 июня, украинская армия возлагала на эту операцию большие надежды. Всю весну она накапливала силы и технику для прорыва обороны противника на протяжении примерно 1000 километров линии фронта. Для маневра были специально сформированы двенадцать бригад общей численностью около 35 тысяч солдат, часть из которых была оснащена современной западной бронетехникой: британскими танками Challenger 2 и немецкими Leopard 2, американскими боевыми машинами пехоты Bradley, французскими безгусеничными разведывательными бронемашинами AMX-10 RC.
Целью Киева было прорвать российскую оборонительную систему, построенную между Запорожьем и Донецком на юге страны, в попытке выйти к Азовскому морю у городов Мелитополь, Бердянск и Мариуполь. Подобный маневр позволил бы украинцам разделить российскую армию надвое, в частности изолировать ее силы, дислоцированные на левом берегу Днепра. Прежде всего, это позволило бы разрушить огромный природный сухопутный "мост", отвоеванный Россией в начале боев 2022 года и соединяющий российский "материк" с Крымским полуостровом, который Москва использует для снабжения своих военных в южной зоне боевых действий людьми и техникой.
Увы, несмотря на бесчисленные попытки прорвать российскую оборонительную линию, украинская армия топчется на месте. В разгар наступления на южном фронте этим летом она продвигалась со скоростью 90 метров в день, свидетельствует американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) в сводке, опубликованной 12 октября. "Двенадцать бригад, мобилизованных украинцами для контрнаступления, частично уничтожены, а их солдаты по-прежнему заблокированы на передней линии обороны России, им не удается продвинуться дальше", — подтверждает французский военный источник, который не очень оптимистичен по поводу способности Украины прорвать линию окопов противника.
За пять месяцев украинцы отвоевали лишь около 400 квадратных километров своей территории, что меньше площади Бельфора, подсчитали специалисты Osint (Open Source Intelligence). В общей сложности русские по-прежнему занимают чуть более 17% территории Украины, или более 100 000 квадратных километров, по сравнению с примерно четвертью в разгар ее наступления в марте 2022 года.
В последние дни российская армия даже перехватила инициативу, начав с 10 октября беспрерывные крупномасштабные штурмы Авдеевки, которую оспаривают обе стороны с 2014 года. Промышленный город, в котором до февраля 2022 года проживало более 30 000 жителей и в котором сейчас скрываются от пуль и снарядов всего около 2 000 мирных жителей, теперь повторяет участь Бахмута. Зато есть прогнозы, что продвижение российской бронетехники и войск будет сопряжено с большими потерями.
По мнению военных и аналитиков, проблемы украинского продвижения можно объяснить, в первую очередь, высоким качеством российской линии обороны, что стало неожиданностью. Весной российские войска вырыли сотни километров траншей, заложили десятки тысяч противотанковых и противопехотных мин и установили бетонные блоки ("зубы дракона"). По данным Центра стратегических и международных исследований, подобные блоки установлены не только по всему фронту, но и на участках, глубина проникновения которых может достигать 500 метров. "Российская оборона уникальна по своему качеству, она превосходна", — признает высокопоставленный французский офицер.
Такое укрепление линии фронта предложил осенью 2022 года генерал Сергей Суровикин, который тогда командовал российской армией на Украине, позже он был отстранен от командования. "Мы тогда этого не поняли, но Суровикин сделал то же что и немцы в 1917 году во время операции "Альберих": он добровольно вывел свои войска из Херсона и с правого берега Днепра, чтобы сократить линию фронта и укрепиться в обороне. Это был кутузовский ход, который полностью соответствует русской стратегической культуре. (…) Теперь украинцы не пройдут", — уточняют в учебном центре командования французской армии, где специальный отдел ежедневно следит за развитием конфликта.
В начале контрнаступления украинская армия пыталась провести масштабные десантные операции с привлечением значительного количества живой силы и техники, однако из-за неумения вести комбинированные боевые действия ей очень быстро пришлось отказаться от своих амбиций.
"Создание бригады, способной осуществить такой маневр, требует как минимум девяти месяцев коллективной подготовки, которой у украинцев не было. После первоначальных неудач они предпочли вести гораздо более мелкие наступления, что сократило их потери и укрепило войска, но также привело к меньшим передвижениям вперед", — отмечает офицер запаса Стефан Одран, консультант по международным рискам.
Не имея возможности дать отпор своему противнику, две воюющие стороны вступили в войну на истощение, в которой каждая пытается нанести наибольший ущерб другой в надежде первым вернуть себе инициативу. Опасная стратегия для Украины.
По мнению западных спецслужб, Москва обладает большей "стратегической глубиной", чем ее противник. С населением в 143 миллиона жителей и растущей оборонной промышленностью Россия может со временем мобилизовать больше людей и техники, чем Украина с ее 43 миллионами граждан, несмотря на санкции, введенные Западом против Москвы.
Многие эксперты опасаются, в частности, что в 2024 году у Украины закончатся боеприпасы, в частности 155-мм снаряды (стандартный калибр НАТО, используемый для артиллерии западного производства), из-за отсутствия поставок из стран-союзников и слабого местного производства. "Хотя есть признаки прогресса в решении проблем с поставками боеприпасов на Украину, пройдет несколько месяцев, прежде чем будут достигнуты серьезные успехи (…) Поэтому маловероятно, что запланированное производство будет удовлетворять потребности Украины раньше второй половины 2024 года или начала 2025 года", — прогнозирует Николай Белесков, научный сотрудник Национального института стратегических исследований (НИСИ) в Киеве.
И наоборот, Россия по-прежнему имеет в своих арсеналах около четырех миллионов артиллерийских снарядов. "Это означает, что российская армия может продолжать стрелять с нынешней относительно низкой интенсивностью в 10 000 выстрелов в день в течение чуть более года", — заявил на конференции 20 октября глава военной разведки Эстонии полковник Антс Кивисельг. Не говоря уже о 300 000–350 000 снарядов, поставленных в Россию Северной Кореей, и о двух-трех миллионах снарядов, производимых российской промышленностью.
Что касается крылатых ракет, Россия также вернулась к довоенному уровню производства: в месяц производится сто новых снарядов по сравнению с сорока год назад, говорит Джек Уотлинг (RUSI).
"В отличие от Украины, Россия вряд ли столкнется с серьезной нехваткой боеприпасов в 2024 году. Владимир Путин уже больше года работает над тем, чтобы большую часть российской экономики перевести на военные рельсы. Даже если этот процесс далек от идеального, он приносит результаты", — отмечает Николай Белесков (НИСИ). "2024 год станет годом различных опасностей для украинцев. Поставленная техника будет изношена, но восполнить ее они смогут лишь частично, потому что западные производственные мощности будут оптимальными только к 2025 году", — добавляет Стефан Одран.
Другая проблема касается способности Украины компенсировать потери в живой силе. Число потерь является тщательно охраняемой тайной – даже союзники не в курсе – но число ее солдат, убитых или раненых, превышает 200 000, по оценкам западных столиц. Сообщается, что от 20 000 до 50 000 солдат получили ампутации после ранения. "Украина теряет много солдат, особенно среди ветеранов, и ей будет все труднее восстанавливать свои бригады", — говорит французский офицер, который регулярно ездит в Киев… Потери России тоже велики, но у нее больше резервов и возможностей.
В ожидании возможного возобновления маневров одной из воюющих сторон в 2024 году, после распутицы (осенних дождей и весенней оттепели), затрудняющей маневры, Киев столкнется с суровой зимой. В тот же период 2022 года русские намеренно атаковали гражданскую энергетическую инфраструктуру. Все указывает на то, что в ближайшие месяцы Москва прибегнет к той же стратегии, но с десятикратным увеличением ресурсов.
"Русские сегодня запускают меньше дронов и ракет, чем позволяют их производственные мощности. Вероятно, это означает, что они наращивают резервы, чтобы этой зимой мощно ударить по водной и энергетической инфраструктуре Украины", — говорит Стефан Одран. В связи с этим решающее значение будут иметь системы противовоздушной обороны, которые поставит Запад.
Автор статьи: Седрик Пьетралунга (Cédric Pietralunga)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: