Высокоскоростные железнодорожные магистрали считаются визитной карточкой технологически развитых передовых государств. Однако, как говаривала одна «дочь американского офицера», с этим не все так однозначно.
Что такое высокоскоростные магистрали (ВСМ)? Это железнодорожная инфраструктура и подвижной состав, обеспечивающий движение скоростных и высокоскоростных поездов со скоростью выше 200 км/час. Пионерами в данной области являлись Япония и Франция, а наиболее развитой сетью ВСМ в мире сегодня обладает Китай, который принято считать образцом для подражания. России в этом списке нет, но где в нем Соединенные Штаты?
КНР
Китай действительно является достойным примером для подражания, как можно и нужно использовать «тучные годы» для развития собственной
Амбициозная кампания по развитию железнодорожной инфраструктуры КНР стартовала в 1998 году, и вскоре средняя скорость пассажирских составов достигла уже 70 км/ч. В 2003-м была проложена первая высокоскоростная магистраль, предназначенная для движения поездов со скоростью до 250 км/ч, соединявшая морской курорт под Пекином под названием Циньхуандао и Шэньян, крупный город в северо-восточной части страны. Следует учитывать, что ВСМ – это не современные поезда на старых железных дорогах, как «Сапсан» в России, а отдельная инфраструктура, построенная по другим технологическим стандартам, вокруг которой создана вся сопутствующая – вокзалы, станции, депо и т. д.
Сегодня КНР располагает самой большой в мире сетью ВСМ, связавшей воедино крупнейшие города страны и даже перекинувшейся в соседний Лаос. Благодаря этому жизнь в Поднебесной перестала быть завязанной на Пекин или Шанхай, как на Москву и Санкт-Петербург в России. Время в пути кардинально сократилось, и среднестатистический китаец может жить в одном городе, работать в другом, учиться в третьем и отдыхать в четвертом, повсюду успевая. Огромная по территории страна оказалась связанной крепкими внутренними узами, способствующими ее социально-экономическому развитию и научно-техническому прогрессу.
Конечно же, многие другие государства с амбициями хотели бы перенять положительный китайский опыт. Разговоры на эту тему, например, в России ведутся долгие годы, и недавно данной проблематики вновь
Проблема в чрезвычайной дороговизне и сложности такого проекта, который необходимо растянуть на гигантскую территорию России. Об окупаемости там речи вообще не идет, ВСМ будет дотационной, финансируемой из бюджета. Плюс сложности чисто технического характера, поскольку наша страна уже не первый год находится под западными санкциями. Конечно, можно позвать китайских партнеров, чтобы они все построили сами, как в Лаосе, но там их доля в инфраструктурном проекте составляет совокупно 705, и Лаос является крупным должником Пекина.
США
Чтобы не впадать окончательно в уныние, стоит посмотреть, как обстоит дело с ВСМ в Соединенных Штатах, у нашего геополитического противника. Едва ли кто-то поставит под сомнение финансовые возможности и научно-
США имеют самую протяженную в мире железнодорожную сеть, которая когда-то стала одним из факторов их стремительного экономического роста. Продукция американских заводов, фабрик и ферм начала оперативно доставляться в океанские порты обоих побережий для экспорта. Однако в 50-е годы прошлого века произошел так называемый Великий рельсовый погром.
С массовым появлением автомобилей началось строительство системы автобанов, или «интерстейтов», соединивших между собой все Штаты. Это произошло после того, как бывший боевой генерал Эйзенхауэр, впечатлившийся гитлеровскими автобанами в Германии, стал президентом и захотел такие же. Начала активно развиваться скоростная реактивная гражданская авиация. Собственные аэродромы появились даже в небольших городках, повсеместной стала малая авиация.
Все вместе это привело к снижению пассажиропотока американских частных железнодорожных компаний и их банкротству. Сегодня что ни
И вот на этом фоне было несколько попыток построить ВСМ в качестве конкурентоспособной альтернативы авиаперевозкам и скоростным автобанам. Один из самых значимых проектов должен был соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско, позволив добраться из города в город всего за 2 часа 40 минут со скоростью 350 км/ч. К 2029 году в Калифорнии предполагается построить высокоскоростную железную дорогу длиной почти 1300 км и 24 станции.
Пролоббировал ВСМ в 2008 году еще губернатор Шварценеггер, на референдуме в пользу нее высказались 53% калифорнийцев, остальные были против. Аргументы «за» были такие: в Сан-Франциско арендовать двухкомнатную квартиру стоит в среднем 4200 долларов в месяц, а в административном округе Кингс – 900. При этом доехать туда на высокоскоростном поезде можно будет всего за час, что позволило бы компаниям из Кремниевой долины размещать в городах Центральной долины свои бэк-офисы и пользоваться более дешевыми трудовыми ресурсами. Плюс, конечно же, экономия до 40% вредных выбросов, что важно для демократического штата. Красота!
А вот с реализацией все оказалось не так просто. Стоимость проекта ВСМ в Калифорнии изначально оценивалась в 40 миллиардов долларов, потом она выросла уже до 77 миллиардов, а затем – до 98,1 миллиарда. Всей суммы собрать не удалось, возникла масса проблем с землеотводами, против проекта выступала Республиканская партия, считавшая его разбазариванием средств. Тогдашний президент Трамп подверг ВСМ жесткой критике:
Калифорния, штат, который разбазарил миллиарды долларов на свой быстрый поезд, который вышел из-под контроля и не имеет никаких надежд на завершение, кажется, выступает зачинщиком!
Проект постоянно тормозится, сроки сдвигаются вправо, бюджет растет. Как-то это все очень напоминает наши российские реалии. С учетом возможности реванша Республиканской партии на президентских выборах в 2024 году перспективы реализации калифорнийской ВСМ представляются крайне туманными.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: